О ситуации в туристической отрасли Казахстана, о проблемах и перспективах, о мерах по развитию отрасли, а также новых фишках в туризме рассказывает директор «Sabre Travel Network Central Asia» Павел Спицын.
- Павел, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в туристической отрасли Казахстана, в 2015 году?
- Ситуация не простая, поскольку резкий скачок доллара усугубил ситуацию. По оценкам некоторых участников рынка, спрос казахстанцев на отдых за пределами страны снизился на 60-80%. Оно и понятно, ведь стоимость путёвок в тенге значительно выросла. По данным Казахстанской туристской ассоциации ряд компаний приостановили свою деятельность - в процентном выражении 2%-3% компаний, входящих в состав ассоциации, закрылись, 5%-7% приостановили свою деятельность и вряд ли вернутся.
Однако, не всё так плохо. Все те, кто не едет отдыхать за границу, ищут и находят варианты внутри Казахстана. Многие игроки рынка переключились в прошлом году на внутренний продукт и учатся заново его продавать. Количество «внутренних туристов» ежегодно растёт.
По данным экспертов, в 2012 году количество резидентов обслуженных местами размещения составило 2 507 005 посетителей, в 2013 году это количество увеличилось на 214 709 человек и составило 2 721 714 посетителей, в 2014 году - 3 129 876. По показателям 9 месяцев 2015 года количество обслуженных посетителей по внутреннему туризму составило 2 385 023 человек.
- А если говорить о деловом туризме? Какова была в прошлом году здесь ситуация?
- Несмотря на определенные экономические трудности, деловой туризм продолжает оставаться одним их ведущих направлений туристской отрасли Казахстана. Ведь практически любой, а особенно крупный бизнес требует определенного количества поездок как внутри страны, так и за ее пределами. Предприниматели путешествуют в поисках новых возможностей для развития своих компании.
Если говорить об объеме рынка бизнес туризма страны, то тут, к сожалению, трудно оперировать какими-то цифрами – официальной статистики никакой нет. Неофициально же звучат разные цифры – от $250 млн до $10 млрд.
В прошлом году «Sabre Travel Network Central Asia» провела опрос участников туристической выставки KITF 2015. Так вот, согласно результатам опроса, деловой туризм оказался второй наиболее популярной и перспективной категорией. По мнению 32% и 27% респондентов бизнес поездки и MICE являются растущими тенденциями в Казахстане.
Отмечу, что прошлый год указал нашему бизнес сообществу на необходимость более эффективного управления бизнес поездками, а также оптимизации расходов. И по этой причине, международная конференция «Sabre Корпоративные Путешествия 2015», в очередной раз прошедшая в Алматы в конце прошлого года, стала особенно актуальной.
Хочу сказать, что интерес к этой конференции, собравшей сотни участников, был очень огромным. Топ-менеджера различных компаний и ведущие эксперты поделились своим опытом и рассказали о международной практике управления бизнес поездками, обеспечения их безопасности и оптимизации. Участники были едины во мнении, что нужно не сокращать поездки, а уметь правильно оптимизировать расходы на них. А для этого существует немало инструментов.
- Каким Вы видите рынок туризма Казахстана в 2016 году, в том числе, бизнес туризм?
- Повысится спрос на внутренний туризм. И правительство страны принимает для этого определенные меры. Увеличивается число туристических объектов, улучшается инфраструктура, выделяются немалые средства на развитие туризма. Так, например, по данным МИР РК в этом году будут запущены авиарейсы на Алаколь и Балхаш. На побережье озера Алаколь крупными инвесторами начато строительство двух пятизвездочных гостиниц – AQUAMARINE resort и FalconPetroleum. Власти Акмолинской области обещают, что в скором времени на поляне Абылай-хана в Бурабайском районе появится музей под открытым небом, а на озерах Чебачье, Зерендинское и Шалкар – детский лагерь, яхт-клуб и оздоровительный санаторий и многое другое. Ну и кроме этого, скорее всего, вырастет число желающих отдохнуть на курортах ближнего зарубежья. Ожидаются активные продажи на Иссык-Куль и в Грузию.
Если говорить о деловом туризме, то думаю, он будет только расти. Интеграционные процессы, происходящие сегодня на Евразийском континенте, а также масштабные проекты, такие как ЭКСПО 2017, реализуемые в нашей стране, придают мощный импульс развитию рынка бизнес-путешествий.
- Какие первоочередные меры необходимо предпринять правительству, турсообществу страны для активного развития туризма, в том числе, делового?
- Необходимо отметить, что правительством уже принимаются определённые меры для развития отечественного туризма, и наблюдаются позитивные сдвиги. Тем не менее, ещё многое предстоит сделать. Казахстану, в первую очередь, необходимо совершенствовать законодательную базу, а также подготовить концептуальную основу развития туризма. То есть нужна как законодательная основа, так и общее видение направления развития туризма. Это важный момент, который Казахстан должен для себя решить и понять какой вид туризма следует развивать.
Исходя из этого, нужно строить инфраструктуру, развивать соответствующие услуги и готовить кадры. А то у нас складывается такая ситуация, что мы хотим развивать все виды туризма, но не совсем понимаем, а есть ли потенциал у того или иного вида, окупятся ли вложенные средства?
Поэтому, я считаю, что нужна глубокая аналитическая работа и подготовка концепции, а уже дальше необходимо планомерно строить инфраструктуру, развивать сервис, либерализировать рынок, приглашать топ-менеджеров из стран, где развит туризм.
Казахстану также следует обратить пристальное внимание на развитие информационных технологий. Мнение экспертов, тщательно отслеживающих события на рынке, доказывает позицию Sabre о том, что будущее страны - за инновациями, технологиями повышения производительности труда в туризме, непрерывного поиска новых ниш и роста качества услуг.
Вселяет оптимизм тот факт, что индустрия туризма в Казахстане на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Для страны крайне важны конкретные государственные программы развития, в том числе делового туризма. И эти программы есть: «Стратегия 2050», программа «Нурлы жол», План нации «100 шагов». Остаётся надеяться на их скорейшую и эффективную реализацию.
- Что Вы думаете о перспективах развития онлайн-тревел в Казахстане? Будет ли способствовать текущая непростая ситуация в туротрасли страны значительному росту самостоятельных бронирований в 2016 году?
- Рынок онлайн-туризма в Казахстане уверенно набирает обороты и в последующие годы будет расти. Сейчас, по оценкам экспертов, онлайн туризм занимает не более 10% всех туристических покупок (для сравнения: в США уже не менее 65 % билетов продается через Интернет). Основная часть онлайн-туризма приходится на Алматы и Астану, где выше число пользователей, уровень благосостояния и просвещенности населения в сфере технологий. Скандалы, возникающие в туристической индустрии, подрывают доверие к офлайну и заставляют часть путешественников переходить в онлайн.
Сегодня многие казахстанцы поняли, что оплата наличными в офисе турагентства не дает гарантию благополучного отпуска. К сожалению, пока у нас в сегменте онлайн-туризма практически нет других востребованных услуг кроме бронирования отелей и авиабилетов.
Тем не менее, многие по-прежнему не торопятся совершать интернет-платежи, опасаясь быть обманутыми при оплате банковской картой. Среди них наших граждан немало тех, кто не то, что номер в гостинице забронировать - коммунальные услуги в Интернете не решаются оплатить. И этому есть вполне логичные объяснения: а что если технический сбой? Или вдруг мошенники «засветят» номер карты? Ну и, конечно же, нужно учесть тот факт, что в Казахстане вообще массово пользоваться интернетом начали не так давно.
Есть и другие проблемы: слабая информатизация туристических объектов и неразвитость соответствующих онлайн-сервисов в Казахстане, дефицит предложений и т.д. Конечно, с развитием информационных технологий, ростом числа пользователей, доверия к онлайн-продажам и уровня интернет-грамотности ситуация будет меняться. Однако в целом онлайн-туризм в Казахстане будет развиваться активно только тогда, когда будет расти доля населения, способная позволить себе путешествовать. Это, кстати, характерно не только для онлайн туризма.
- Сегодня во многих развитых странах наблюдается значительный рост спроса на мобильные тревел-приложения, позволяющие получать, например, уведомления об изменении времени вылета, рейса, терминала в аэропорту и многое другое. Количество пользователей этими технологиями неуклонно растёт. Каковы перспективы распространения мобильных тревел технологий у нас в стране?
- Вы абсолютно правы, в настоящее время с увеличением количества пользователей смартфонов и планшетов, растёт спрос и на мобильные тревел приложения. В западных странах 40-50% туристов планируют свои поездки посредством мобильных устройств. Современные путешественники предпочитают многофункциональные приложения, облегчающие им жизнь. Эти приложения становятся неотъемлемой частью процесса путешествий.
В Казахстане количество пользователей мобильными приложениями растёт, и «Sabre Travel Network Central Asia» активно способствует этому, продвигая на рынок свои современные мобильные решения. Так, например, наша компания предлагает каждому путешественнику уникальное решение, используемое миллионами туристов по всему миру для мониторинга поездок – TripCase.
Данное приложение напомнит Вам о предстоящей поездке, вовремя проинформирует о всех изменениях в расписании рейса, предоставит прямой доступ в любой момент к электронному билету, маршрутной квитанции, к заведомо забронированным ресторану, экскурсии, круизу и пр. Также TripCase можно будет использовать в качестве планера: синхронизировать расписание с коллегами и партнерами. Курс валют, карта города, погода и многое другое –самая актуальная информация всегда у Вас под рукой. TripCase оптимизирован для использования на любом устройстве – веб-портал для стационарных компьютеров и ноутбуков, мобильные приложения для iPhone, iPad, Android. Более того, приложение бесплатное.
Необходимо отметить, что вхождение «Sabre Travel Network Central Asia» на рынок Центральной Азии сулит большие перспективы для развития туризма с точки зрения применения современных технологий.
Перспективы распространения мобильных тревел технологий в Казахстане огромны. Во-первых, растёт кол-во пользователей мобильными устройствами.
Во-вторых, растёт число, так называемых, «продвинутых» пользователей, которые идут в ногу с технологическим прогрессом. Как правило, это молодёжь.
Во-вторых, растёт число людей, которые понимают, что использование мобильных решений является одним из способов оптимизации расходов и времени.
Просмотров материала: 3 405