В рамах подготовки к V Международной Конференции и Юбилейной Выставке Sabre Корпоративные Путешествия, SCTC 2015, которые состоятся в Алматы 25 ноября, Глобальная Система Бронирования Sabre Travel Network (подразделение Sabre Corporation) - лидирующий поставщик технологий для мировой индустрии туризма и путешествий, представленным в 160 странах, вместе с партнерами в Астане изучил настроения рынка. 24 по 26 сентября 2015 года прошла 12-ая Казахстанская международная туристская выставка Astana Leisure 2015 (далее Выставка), участие в которой приняли около 100 компаний Казахстана, России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Компания Sabre Central Asia совместно с Департаментом индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию Казахстана и при поддержке Кафедры Экономики, менеджмента и Туризма Высшей Школы Экономики КАЗГЮУ, организовала в рамках столичной выставки по туризму маркетинговое исследование. Её целью был анализ мнения иностранных и отечественных экспертов индустрии туризма и оценки текущего состояния, перспектив развития туристской отрасли Казахстана.
В исследовании приняли участие представители 80 отечественных и иностранных компаний, 18 из которых - турагентства, 14 туроператоры, 8 – государственные и общественные организации, 8 - гостиницы, 4 - авиаперевозчики, 28 – представители СМИ, учебных заведений и др.
Репрезентативность респондентов в разрезе стран и регионов выглядит следующим образом: Европа и Ближний Восток – 6,25%, Азия – 2,5%, страны СНГ – 8,75%, города Казахстана (кроме Астаны) – 23,75% и хозяйка выставки – столица Казахстана, город Астана представляла 58,75% опрошенных.
Несмотря на некоторый спад в отдельных сегментах туризма настроение многих экспертов рынка довольно сдержанное и ориентировано на позитивное восприятие ситуации. Причины вполне понятны, предприниматели всегда стараются оценивать ситуацию позитивно и ищут возможности, несмотря на существующие преграды.
В результате исследования выяснилось, что неудовлетворительной для себя считают ситуацию на туристском рынке Казахстана 9 из 80 респондентов (около 11% опрошенных). 37 человек (47%) считают ситуацию на рынке удовлетворительной, 32 чел (более 40%)- хорошей, остальные 2 человека (2 %) оценивают возможности индустрии на отлично.
Отличными просматриваются перспективы развития въездного туризма в стране на ближайшие годы для 11,25% участников опроса, 21% - считают их слабыми или вовсе не ожидают никакого прогресса, остальные 67,7% участников оценили их как хорошими и удовлетворительными.
Въездной туризм, конечно же, является сегодня в Казахстане приоритетным сегментом, так как именно он является наиболее выгодной формой пополнения платежного баланса в виде прямых валютных поступлений от туристов, прибывающих в страну.
Что касается выездного туризма, то перспективы его развития выглядят более оптимистичными: 15 респондентов (18,75%) считают их отличными, 17 – удовлетворительными (21,25%), 40 участникам (50%) они кажутся хорошими, и только 8 опрошенных (10%) смотрят на них с пессимизмом. Именно этот вид туризма в Казахстане многие годы доминирует в структуре доходов туристских компаний, и скорее всего, развернуть тренд в его пользу без серьезных системных действий в краткосрочной перспективе быстро не получится.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе развитие внутреннего туризма и насыщение рынка отечественным предложением туристских услуг является наиболее актуальным и может служить некоторой заменой путешествий в другие страны.
Что касается мнения экспертов по внутреннему туризму, то здесь все участники видят значительный потенциал роста, при этом отмечая имеющиеся проблемы инфраструктуры туризма и другие скопившиеся нерешенные вопросы этой отрасли экономики.
14% респондентов считают перспективы внутреннего туризма очень хорошими, 69% - удовлетворительными и 16% - неудовлетворительными и 1% считает ситуацию крайне плохой.
Следующий блок вопросов ставил целью определить наиболее распространенные виды туризма и узнать оценку экспертов о потенциале их роста на ближайшие 2-3 года. Большинство экспертов выбирали более одного-двух вариантов, поэтому стоит огласить наиболее популярные ответы. Наиболее перспективными видами туризма стали 3 сегмента, которые занимают до 90% доли на рынке:
1. первую наиболее популярную категорию возглавил деловой туризм, в том числе поездки 20,3%, растущий сегмент MICE (Meetings Incentives Events and Conferences – Встречи, Поощрительные бизнес поездки, Мероприятия и Конференции) -12,5%.
2. выездной туризм 16,2%, а именно массовый пакетный отдых за рубежом, формируемый туроператорами, а также самостоятельные или индивидуальные (неорганизованные) заграничные туры – 13,2%
3. внутренний туризм- 19,2%
Основными препятствиями для полноценного развития туризма в Казахстане респонденты считают:
• отсутствие должной инфраструктуры -28,4%. Это, собственно, не стало громкой неожиданностью, так как о низком уровне инфраструктуры и необходимости её развития говорилось в стране уже не раз, в том числе представителями центральных и местных исполнительных органов.
• низкая квалификация кадров -18,4%;
• 16,6% указали на дороговизну турсервиса и их составляющих, а именно: авиабилеты, размещение в отелях, экскурсионное обслуживание и т.д.-
Остальные препятствия составили в среднем по 12%, куда входят: ограниченный выбор туристских услуг и предложения на рынке, недостаточная, по мнению предпринимателей, поддержка со стороны государства и сложные визовые вопросы и миграционные процедуры …
Также эксперты отметили растущие тренды, характерные для туристского рынка Казахстана, и важные события, которые могут повлиять на деятельность компаний в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Рейтинг наиболее популярных прогнозов выглядит следующим образом:
1. 32 % респондентов отметили возможности мега событий и развития MICE сегмента. Например, предстоящая выставка Astana Expo 2017 и Всемирная Универсиада в Алматы.
2. 23% ответов пришлось на ожидания представителей рынка по трансформации традиционных каналов продаж в онлайн бронирование услуг и рост предпочтений клиентов в использовании гаджетов и мобильных технологий в поиске и покупке туристских услуг, а также использование технологий и дальнейший рост производительности за счет автоматизации процессов в туризме.
3. Пост-девальвационная неопределенность и экономический спад, что напрямую влияет на покупательную способность населения. Все это обостряется тем фактом, что отдых и путешествий не являются предметами первой необходимости и скорее попадут под «нож» экономии и оптимизации не только в компаниях, но и в семейных бюджетах постоянных клиентов.
4. Четвертый наименее очевидный тренд также беспокоит умы туриндустрии – это новые возможности и потенциальные угрозы интеграционных объединений в виде Таможенного Союза, Евразийского Экономического Союза и другие интеграционные объединения характерные для стран СНГ и ближайших соседей Казахстана. Данные объединения – уже объективный факт, адаптация к которым это вопрос выживаемости и стратегического планирования любой компании индустрии туризма в долгосрочной перспективе.
Также некоторую обеспокоенность выражают респонденты по отношению к изменениям в Законодательстве в сфере туризма Казахстана, что так, или иначе меняет «правила игры» на туристском рынке Казахстана.
Павел Спицын, генеральный директор Sabre Central Asia:
«Правительством страны принимаются конкретные шаги для развития отечественного туризма, наблюдаются позитивные сдвиги. Тем не менее, ещё многое предстоит сделать. Результаты исследования выявили те элементы, на которые крайне важно обратить внимание. Благодаря подобным исследованиям можно более чётко понимать проблемы и отслеживать существующие на рынке тренды. В настоящее время эксперты рынка туризма Казахстана отмечают необходимость постоянного профессионального роста специалистов, уменьшение рисков туркомпаний, развитие цивилизованного выездного туризма с четкими и предсказуемыми правилами игры на рынке. Остаётся актуальным также усиление конкурентоспособности компаний и их уникальных предложений на рынке. Вопросы экономии становятся как никогда актуальны, как для клиента, так и для поставщика услуг. Рост активности бизнес туризма в Астане, Алматы и др. крупных городах страны, наряду с развитием внутреннего и въездного туризма было и остаётся приоритетом страны. Исторически сложилось, что большое внимание Государства и бизнеса обращено на развитие туристских кластеров: Боровое, Кендерли, ВКО, культурный туризм в ЮКО и другие открывающиеся возможности для Казахстана. Мнение экспертов, тщательно отслеживающих события на рынке, доказывает позицию Sabre о том, что будущее страны за инновациями и технологиями повышения производительности труда в туризме и непрерывного поиска новых ниш и роста качества услуг».
Соблюдение мер по оптимизации издержек туристских компаний, так и расходов их клиентов на деловые путешествия должно стать неотъемлемой частью бизнес стратегии в текущее время. Важно, что одним из путей к повышению эффективности управления компаний является повышение квалификации сотрудников и формирование корпоративной культуры бизнеса с четко определенными ценностями на динамичное развитие.
Большую роль играет уровень стремления каждого отдельного сотрудника поддерживать политику компании относительно повышения доходности и оптимизации расходов.
Более подробно о развитии рынка делового туризма, а также о вопросах инноваций, качества и экономии в индустрии путешествий будет рассказано на Международной Конференции Sabre Корпоративные Путешествия 2015, которая пройдет в 25 ноября 2015 года, в Алматы. Подробная информация о конференции на сайте www.CorporateTravel.Expert
Просмотров материала: 2 527