Возможное появление Андрея Аршавина в составе «Кайрата» вызвало большой, даже несколько нездоровый, ажиотаж в Казахстане. В том числе и среди тех, кто ранее не был замечен в особой любви к футболу и проявлял интерес к нему лишь раз в два года – во время «мундиалей» и чемпионатов Европы. Но именно это обстоятельство заставляет взглянуть на приглашение угасающей российской «звезды» под более широким углом зрения.
Источник: camonitor.kz/21992-arshavin-dlya-kazahstana-kak-bekhem-dlya-ssha.html
Сегодня футбольные специалисты и болельщики обсуждают, сможет ли Аршавин в его нынешнем возрасте и состоянии помочь «Кайрату» как игрок. В звучащих по этому поводу оценках очень много скепсиса и даже сарказма, что неудивительно, особенно с учетом репутации 34-летнего футболиста и его неудачных попыток (да и были ли настоящие попытки?) в последнее время вернуться на свой прежний уровень. Многие поклонники «игры миллионов» полагают, что его приглашение в «Кайрат» – это выброшенные на ветер деньги.
Кстати, есть неофициальная информация, что Аршавину собираются платить 120 тысяч долларов в месяц, или примерно полтора миллиона «зеленых» в год. С точки зрения обывателя, сумма очень большая, но для футболиста с таким «бэкграундом» это немного. Даже если брать во внимание возможное – и значительное – сокращение бюджетов казахстанских клубов. Хотя, конечно, многие заметят по этому поводу, что на такую же зарплату можно пригласить футболиста, который, пусть и гораздо менее известен, но способен принести команде больше пользы, чем сегодняшний Аршавин.
Однако взглянем на ситуацию с другой стороны
Что мешает подъему казахстанского футбола? Перечислять можно долго, но в основе всего, на мой взгляд, лежит то, что он так и не стал социальным явлением – как это произошло, например, в Германии, Англии или какой-нибудь Швейцарии, да и во многих других европейских странах. Там клуб из городка со 100-тысячным населением может собрать на трибунах своего стадиона до 30 тысяч зрителей, включая жителей окрестных деревень. На матчи приходят семьями, среди болельщиков много женщин, детей.
А у нас в мегаполисе с полуторамиллионным населением на игры чемпионата Казахстана с участием единственной в этом городе команды (заметьте, одной из лучших в стране, борющейся за золотые медали) собираются от силы две-три тысячи человек, или 0,2 процента жителей.
Половина мужчин-казахстанцев вообще не интересуется футболом, а большинство из другой половины следит за европейскими лигами, еврокубковыми турнирами, но при этом абсолютно индифферентно относится к отечественному чемпионату. Об отношении к нему со стороны основной массы женского населения вообще можно не упоминать. Телевидению казахстанская премьер-лига неинтересна, потенциальным спонсорам – тем более. В общем, страна у нас нефутбольная.
Возможно ли в такой ситуации привлечь частный капитал, коммерциализировать отечественный футбол? А ведь сегодня это едва ли не главная задача, особенно на фоне резко усилившейся в последнее время критики по поводу того, что на содержание казахстанских клубов тратится слишком много бюджетных средств, и инициирования законопроектов, направленных на прекращение такой практики.
Коммерциализация означает, прежде всего, «раскрутку» казахстанского футбола, привнесение в него элементов шоу-бизнеса. А конечной целью должно быть превращение отечественного футбольного продукта (это и сами матчи, и их телевизионные трансляции, и все сопутствующие атрибуты, включая клубные бренды, публикации в СМИ и т.д.) в то, что будет хорошо продаваться и покупаться.
Конечно, приоритетными с этой точки зрения являются уровень национального чемпионата, качество и «смотрибельность» игры, которую показывают команды, атмосфера на стадионах. Но народ можно завлечь и «звездными» именами, созданием ажиотажа, пусть даже искусственного, вокруг футбола – большинство обывателей ведется на эту приманку.
Скажем, в США «соккер» всегда уступал в популярности любому из «большой четверки» – американскому футболу (больше похожему на регби), бейсболу, баскетболу и хоккею. Чтобы изменить ситуацию, клубы еще в середине 1970-х стали приглашать из Европы и Южной Америки великих игроков. Так, «Нью-Йорк Космос» привлек самого Пеле. Владельцев клуба не смутило даже то обстоятельство, что к тому времени 35-летний «король футбола» не играл уже больше двух лет.
Бразилец стал самым высокооплачиваемым на тот момент спортсменом в мире, но щедрость работодателей оказалась не напрасной – посещаемость матчей не только «Нью-Йорк Космос», но и в целом американской соккер-лиги возросла в несколько раз. А спустя пару лет этот же клуб обратился к услугам другого великого футболиста 1960-1970-х – немца Франца Беккенбауэра.
Из более «свежих» примеров можно вспомнить переход в «Лос-Анджелес Гэлакси» 33-летнего Дэвида Бекхэма, который, в отличие от Пеле и Беккенбауэра, не был лучшим в мире даже в «золотом» для себя возрасте, не говоря уже о более позднем периоде его карьеры (в «Реале»). Но руководству американского клуба нужен был даже не столько хороший футболист, сколько распиаренная и раскрученная «звезда», а с этой точки зрения англичанин тогда не имел себе равных.
И народ действительно «клюнул» - на новый сезон было распродано рекордное количество абонементов. Следом за Бекхэмом отправились за океан Анри, Лэмпард, Кака и другие знаменитости. Причем всем им было уже за 30, и поехали они туда просто доигрывать, а заодно подзаработать. Благо к тому времени в MLS, главной соккер-лиге США, действовало «правило Бекхэма», согласно которому каждый клуб может вывести из-под существующего «потолка» (предельного размера) зарплат двух футболистов. Последние – это в основном «звезды», способные уже одними своими именами привлечь зрителей. И сегодня «соккер» в США по уровню популярности постепенно приближается к «большой четверке».
Конечно, в Казахстане условия совершенно иные, и напрямую проецировать американский опыт на наш футбол было бы неверно. Но почему бы не взглянуть на приглашение Аршавина руководством «Кайрата» в аналогичном ракурсе?
Да, в чемпионате Казахстана уже играли такие тоже вроде бы «звездные» футболисты, как Андрей Тихонов и Егор Титов, но их известность не простиралась за пределы России. А вот украинца Анатолия Тимощука, выступающего сейчас за «Кайрат», в футбольном мире знают куда больше, чем экс-«спартаковцев», и, возможно, не меньше, нежели бывшего нападающего лондонского «Арсенала». Да и на поле украинец в свои 37 лет, скорее всего, будет более полезен, чем Аршавин. Но первый, в отличие от второго, – не «медийная» фигура, к нему все относятся ровно, его личная жизнь, «выходы в свет» и заявления не становятся предметом широкого обсуждения в СМИ и соцсетях.
Когда Тимощук появился в Казахстане, о нем писала лишь футбольная пресса. А по поводу возможного перехода Аршавина судачат журналисты и читатели не только спортивных, но и общественно-политических, «желтых», «гламурных» изданий. И даже его семейные разборки работают на интерес обывателей (а значит, и потенциальных зрителей) к персоне футболиста и соответственно к футболу в целом.
И тут уже не столь важно, здоровый это интерес или нездоровый. Главное – такая шумиха хоть как-то способствует «раскрутке» казахстанского футбола. И для него (или хотя бы для отдельно взятого «Кайрата» и Алматы) Аршавин в какой-то мере может стать тем же, что и Бекхэм для американского «соккера». Разумеется, приглашение такого рода «звезд» должно сопровождаться и другими шагами по коммерциализации «игры миллионов», но это уже тема отдельного разговора….
Просмотров материала: 2 093