Без преувеличения, вся планета живет предвкушением чемпионата мира по футболу в Бразилии, до начала которого остались считанные дни. В нем примут участие сборные 32-х стран, еще примерно 40-50 реально боролись за то, чтобы попасть на этот турнир, а все остальные были скорее фоном, поскольку заведомо не имели почти никаких шансов. К последним относится и команда Казахстана.
Источник: camonitor
Зияющие высоты
…Если о покойниках или хорошо, или ничего, то о казахстанском футболе - или плохо, или ничего. Так уж сложилось. Кое-кто в нашей стране и вовсе призывает чуть ли не отказаться от "игры миллионов", ставя при этом на одну чашу весов хронические неудачи футболистов, а на другую - олимпийские медали боксеров, борцов, штангистов. Мол, надо культивировать и финансировать те виды спорта, которые приносят успехи, а миллионы, затрачиваемые на футбол, - то же самое, что выбрасывать деньги на ветер.
Но такое противопоставление является не просто некорректным, а даже нелепым. Ведь тот же любительский бокс близко не стоит к футболу по степени международной популярности, по уровню конкуренции в мире - это примерно то же самое, что сравнивать подъем на небольшой холм с покорением Эвереста.
Чтобы не быть голословным, приведу несколько цифр. Накануне летней Олимпиады в Лондоне был проведен опрос, который дал следующие результаты: за соревнованиями по боксу собирались следить лишь 2 процента телезрителей, причем в основном жители азиатских стран (за борьбой и тяжелой атлетикой - еще меньше), в то время как за легкой атлетикой - 20, за плаванием - 16, гимнастикой - 14 процентов. Наибольшую телевизионную аудиторию собрал финальный забег на 100 метров с участием Усейна Болта - его посмотрели 130 миллионов человек.
Теперь сравните: в дни чемпионата мира по футболу 2010-го за каждым матчем наблюдали, в среднем, почти 400 миллионов телезрителей, а за финальным - вдвое больше. Тогда как прошлогоднее мировое первенство по боксу показали лишь в нескольких странах, да и то в ограниченном формате (кроме Казахстана).
И очевидно, что даже локальный успех футболистов карагандинского "Шахтера" в Европе летом 2013-го принес нашей республике куда больше "вистов" с точки зрения узнаваемости в мире и международного престижа, нежели многочисленные титулы их земляка-боксера Серика Сапиева - при всем к нему уважении.
Если спортивные единоборства (во всяком случае, их олимпийские виды) многие страны, и прежде всего западные, сегодня откровенно не жалуют, то в футбол играет, как и смотрит его, весь мир. Сильных игроков, клубов и сборных - пруд пруди. А это напрямую отражается на уровне мировой конкуренции, на финансовых вложениях.
Вот у нас часто метают громы и молнии по поводу того, что казахстанские футболисты получают чуть ли не в десять раз больше, чем те же боксеры или штангисты. Но так обстоит везде: олимпийским чемпионам из Англии, Германии или России даже не снились заработки средних игроков футбольных чемпионатов этих же стран.
Это является следствием и высочайшей конкуренции, присущей "игре миллионов" (чтобы побеждать, нужно вкладывать все больше денег), и того, что по причине огромной своей популярности она уже давно превратилась в некий, причем очень удачный, симбиоз спорта и шоу-бизнеса.
Другое дело, каковы источники таких финансовых вложений и насколько эффективно они используются, но это уже тема отдельного разговора. Возвращаясь же к конкуренции, можно смело заявить: если в любительском боксе ее уровень был бы сопоставим с тем, который существует в мировом футболе, то вряд ли Казахстан имел бы такие успехи на ринге.
Четыре маршрута на "Эверест"
В общем, добраться до футбольных вершин крайне сложно. Но они продолжают манить казахстанских болельщиков. И сегодня, в преддверии чемпионата мира, мы решили попытаться найти ответ на вопрос: при каких условиях надежды на то, что наша сборная когда-нибудь попадет в число его участниц, могут материализоваться? Рассмотрим несколько вариантов, в том числе сомнительных и маловероятных.
Вариант №1 - возвращение в Азиатскую футбольную конфедерацию (АФК). Сторонники такого шага приводят два главных аргумента - более низкий уровень конкуренции на этом континенте и результаты команды соседнего Узбекистана, которая дважды была близка к выходу в финальную часть ЧМ.
Но, во-первых, сегодня узбекский футбол по своему уровню превосходит наш: это подтверждают результаты различных (национальных, молодежных, юношеских) сборных двух стран, а также то обстоятельство, что узбекские игроки в гораздо большей степени востребованы сильными зарубежными клубами, чем казахстанские. И даже при этом наши соседи так и не смогли достичь цели.
Во-вторых, возвращение в АФК станет шагом назад, в "азиатчину", от которой наши команды натерпелись в 1990-е и которая так или иначе оказывала влияние на наше внутреннее футбольное хозяйство. Тогда как переход в УЕФА означал движение в сторону европейских стандартов, большего порядка, более цивилизованных отношений и более честного футбола.
Вариант №2 - массовая натурализация иностранных игроков. Этот процесс уже идет, охватывая, в основном, российских футболистов среднего уровня (сегодня они составляют почти половину национальной сборной), а с созданием ЕАЭС, возможно, усилится: новый союз предусматривает свободное передвижение в его границах рабочей силы, к коим спортсмены тоже относятся.
Немало хороших игроков с казахстанскими корнями есть в футбольных лигах Германии, включая бундеслигу, - из них можно сформировать целую команду. А разбросанные по всему миру вполне квалифицированные бразильцы и экс-югославы, которые готовы принять гражданство других стран? В общем, при большом желании и при наличии соответствующего финансирования можно создать очень приличную команду, составленную из иностранцев и способную бороться за выход в финальную часть ЧМ. Правда, есть два "но". Первое - такая сборная окончательно потеряет свою национальную идентичность, что может привести к ее отторжению болельщиками (и для кого она тогда будет играть?); второе - она вызовет серьезные вопросы у ФИФА, которая стоит на страже этой самой идентичности и выступает резко против массовой натурализации футболистов.
Вариант №3 - проведение финального турнира ЧМ в Казахстане (в этом случае наша сборная как хозяйка чемпионата автоматически получит допуск). Но добиться этого крайне сложно, поскольку десятки стран хотят заполучить "мундиаль", причем большинство их уже много лет ждут своей очереди. Кроме того, существует принцип континентальной ротации.
ЧМ 2018-го и 2022-го пройдут соответственно в Европе и Азии (хотя во втором случае возможен пересмотр решения в связи с подозрениями в подкупе участников голосования), затем, скорее всего, наступит черед Австралии/Океании, где чемпионаты мира еще не проводились, потом Северной и Южной Америк. Так что мы сможем вступить в борьбу только после 2030 года.
Плюс проведение такого турнира связано с колоссальными расходами: например, по словам министра спорта РФ Виталия Мутко, ЧМ-2018 обойдется России, как минимум, в 660 миллиардов рублей, или 18 миллиардов долларов. Надо будет создать в 10-12 городах необходимую инфраструктуру (аэропорты, дороги, гостиницы и т.д.), построить в них столько же больших стадионов, отвечающих всем международным стандартам. Потянем ли? - большой вопрос.
Да и как казахстанцы отнесутся к таким расходам? Вон, даже в Бразилии, самой футбольной стране, к тому же входящей в пятерку наиболее быстроразвивающихся крупных экономик мира (БРИКС), уже почти год идут массовые митинги противников проведения предстоящего ЧМ - миллионы людей считают, что надо было направить эти средства на решение насущных социальных проблем.
Вариант №4 - увеличение количества команд-участниц финальной части чемпионата мира. Пока этот вопрос даже не обсуждается: число "32" признано на сегодня оптимальным. Но если чисто гипотетически предположить, что оно будет увеличено, скажем, вдвое, то даже в этом случае шансы сборной Казахстана будут крайне малы. Кстати, в финальном турнире чемпионата Европы (с точки зрения престижности и зрительского интереса он если и уступает ЧМ, то немного, а уровень конкуренции на нем даже повыше) теперь будут выступать не 16 команд, как прежде, а 24, однако даже это обстоятельство не позволяет рассматривать нашу футбольную дружину в качестве потенциальной его участницы. В текущем рейтинге ФИФА она среди 53-х сборных с европейского континента занимает лишь 47-ю позицию, опережая только команды "карликовых" стран - таких, как Мальта, Лихтенштейн, Андорра…
Пятый путь
Словом, остается пятый и единственный путь к вершине - тот, который прошли другие страны, делающие сегодня погоду в мировом футболе, и который базируется исключительно на внутренних ресурсах, их правильном использовании.
Взять главный ресурс - человеческий. У нас довольно распространено мнение, что казахам нечего делать в футболе: мол, спортивно одаренным из их числа прямая дорога в палуаны и бойцы, к чему они якобы предрасположены генетически и где они могут добиться наибольших успехов. (Причем так часто говорят сами казахи).
Если согласиться с подобной оценкой, то придется признать, что в перспективе нам ничего в футболе не светит: титульные составляют сегодня две трети жителей республики, их удельный вес продолжает расти, и в таком случае откуда появятся футболисты при и без того небольшом населении?
Но вот недавно смотрел я матч между алматинским "Кайратом" и кызылординским "Кайсаром", которые входят в пятерку лидеров высшего дивизиона отечественного чемпионата, и увидел: 8 полевых игроков из 20, вышедших в стартовых составах, - казахи, причем в большинстве своем еще молодые. Кстати, один из них и забил единственный гол. Это при том, что команды имели право держать на поле в общей сложности 10 "легионеров".
Значит, не все так плохо, раз даже наставник-иностранец ("Кайратом" руководит словацкий специалист) выпускает с первых минут сразу пятерых футболистов коренной национальности, четверо из которых в возрасте от 22-х до 25 лет? А новый главный тренер национальной сборной Казахстана россиянин Юрий Красножан включил в расширенный список кандидатов в главную команду страны с десяток молодых ребят-казахов. Так что трудно согласиться с теми, кто отказывает им в футбольных талантах. Другое дело, что надо уметь находить их, терпеливо и грамотно с ними работать, правильно мотивировать.
Не народ у нас нефутбольный - у нас страна нефутбольная. Звучит парадоксально, но это так. Интерес к "спорту №1" в Казахстане, что бы там ни говорили, довольно велик, а вот инфраструктура, организация внутреннего футбольного хозяйства, уровень менеджмента (включая такие немаловажные аспекты, как популяризация национального первенства, создание вокруг него необходимого антуража и т.д.) ему явно не соответствуют. Потому-то поклонники этой игры предпочитают смотреть больше зарубежные матчи, чем поединки отечественного чемпионата, тогда как во многих других странах ситуация прямо противоположная.
О причинах такого состояния казахстанского футбола мы не раз писали в прошлых публикациях, поэтому не станем повторяться. Тем более что ключевые персоны - объекты той критики уже покинули свои кресла: недавно в "верхушке" Футбольной федерации Казахстана произошли кардинальные перемены. Нет, президент ФФК Адильбек Джаксыбеков остался на своем посту, но он все-таки, скорее, "свадебный генерал" (хотя после ухода из Министерства обороны в госсекретари мог бы больше времени уделять футболу).
А вот всей оперативной работой отныне руководит новый первый вице-президент и генеральный секретарь Аллен Чайжунусов. Также сменились некоторые другие фигуры. Как это повлияет на деятельность ФФК и повлияет ли вообще, сказать сейчас трудно. Но тот факт, что Чайжунусов, судя по биографии, раньше не имел никакого отношения к "игре миллионов" и только пересаживался из одного чиновничьего кресла в другое, вызывает сомнения в его способности сделать что-то полезное для казахстанского футбола. Впрочем, хотелось бы ошибиться в своем прогнозе…
Женис БАЙХОЖА
Просмотров материала: 2 349