Совсем недавно, выступая перед представителями футбольной общественности Кызылорды, президент ФФК Ерлан Кожагапанов заявил о необходимости обеспечения финансовой прозрачности клубов и, прежде всего, контрактов, которые они заключают с игроками и тренерами. Действительно, на содержание команд тратятся огромные суммы государственных средств - по примерным оценкам, порядка 15-20 миллиардов тенге ежегодно, и поэтому общественный контроль тут крайне важен. Но насколько искренни заявления главы федерации, и возможно ли на практике добиться этой самой прозрачности?
Почему они боятся огласки?
…Около месяца назад достоянием гласности стали условия контракта Российского футбольного союза (РФС) с наставником национальной сборной итальянцем Фабио Капелло. Это вызвало серьезные разборки и конфликты в высших кругах не только футбола, но и всего спорта РФ, и даже премьер-министр Дмитрий Медведев решил лично вмешаться в ситуацию. А один из популярных казахстанских сайтов отреагировал на нее проведением блиц-опроса на тему "Нужно ли разглашать сумму контракта главного тренера сборной РК?". И футбольные специалисты, и ответственный работник ФФК дали отрицательный ответ на этот вопрос.
Например, бывший наставник нашей национальной команды Сергей Тимофеев обосновал свою позицию следующим образом: "Я считаю, что не надо писать о том, кто сколько получает. Есть люди, которые живут бедно. Они реагируют на эти вещи болезненно и негативно".
Судя по частным разговорам, подобного же мнения (относительно предания огласке условий контрактов вообще) придерживается подавляющее большинство игроков и практикующих тренеров. И даже те, кто, оставшись временно вне большого футбола, ратуют за гласность в таких вопросах, после трудоустройства кардинально меняют свое мнение. Фраза Тимофеева весьма показательна.
Вот почему, скажем, представители даже низкопробного казахстанского шоу-бизнеса не опасаются болезненной и негативной реакции народа, а от публичного разглашения собственных доходов их останавливает лишь боязнь визита налогового инспектора? Может, потому, что эти доходы напрямую зависят от популярности того или иного артиста, его востребованности со стороны организаторов свадеб и корпоративов, наполняемости залов во время его концертов? Иначе говоря, он в меру своего таланта и умения "подать себя" зарабатывает сам, а потому обыватели не возмущаются гонорарами какого-нибудь Кайрата Нуртаса или автора казахской "Марии Магдалены", даже понимая, что к настоящей музыке это не имеет отношения.
То же самое касается футбола во многих европейских странах, где он стал частью шоу-бизнеса, финансируемой частным капиталом и приносящей прибыль, - контракты Месси и Криштиану Роналду в 70-80 миллионов долларов ежегодно там мало кого раздражают. Тогда как в Казахстане зарплаты игроков и тренеров почти никак не привязаны ни к результатам их команд, ни к зрелищности матчей, ни к количеству проданных билетов, и платит им фактически государство. Даже если на матч не придет ни один зритель - они получат свои деньги. Поэтому рядовые казахстанцы, доходы которых в 20-30 раз меньше, имеют право на "болезненную и негативную реакцию". Особенно бюджетники - учителя, врачи и т.д.
Они думают примерно так: "Государство, на которое мы работаем, платит нам гроши, а футболистам, не приносящим обществу никакой пользы, собирающим полупустые трибуны, - в десятки раз больше. Где социальная справедливость?". И, наверное, многие наши футболисты и тренеры в душе понимают, что ни качеством игры, ни своими спортивными достижениями они не заслуживают нынешних зарплат, а потому очень не хотят огласки. В противном случае чего им бояться?
Нужна "политическая воля"
Теперь перейдем к другому вопросу: можно ли раскрывать условия контракта? Законодательно это не запрещено, и все зависит сугубо от обоюдного желания или нежелания двух договаривающихся сторон. В данном случае от клуба и от игрока (или тренера). На чем они сойдутся - так и будет. Разумеется, футбольные клубы не особо заинтересованы в том, чтобы стать финансово прозрачными.
В той же Европе они имеют на это полное право, поскольку являются преимущественно частными. В Казахстане же совершенно другая ситуация, и госорганы (обычно местные), выступающие в роли учредителей и "содержателей" клубов, могут обязать их раскрыть бюджеты и условия контрактов. Тут главное - позиция акиматов. Но если и они не горят желанием? Более чем в половине областей акимы, их заместители, другие высокопоставленные госслужашие являются руководителями региональных футбольных федераций, которые обязаны выполнять решения ФФК.
Понятно, что "аппаратный вес" главы региона и даже его замов повыше, чем у президента ФФК, но в любом случае многое зависит от "политической воли" последнего и от его способности убедить местные власти в необходимости такого шага. Выступая в Кызылорде, он был весьма красноречив. Вот только одна его фраза (воспроизвожу по памяти): "Клуб привозит какого-то неизвестного игрока, например, из Сербии и платит ему 10 тысяч долларов в месяц. А там он получал в десять раз меньше. И когда мы раскроем сумму его контракта, болельщики будут иметь все основания спросить: почему такая огромная разница, почему так нерационально расходуются бюджетные деньги?".
Если Кожагапанов действительно готов осуществить столь решительный шаг, и если ему удастся заставить клубы раскрыть контрактные тайны, то вторая "договаривающаяся сторона" (футболисты и тренеры) никуда не денется. Отказываешься принимать новые правила игры - скатертью дорога. Не думаю, что все побегут отсюда в другие страны - вряд ли где-то еще они при своей квалификации будут иметь такие же зарплаты, как в Казахстане.
Что это даст? Во-первых, сократится количество откровенно слабых легионеров ("мешков", говоря болельщицким языком), имеющих необоснованно высокие зарплаты. Во-вторых, гораздо сложнее станет получать "откаты" с контрактных сумм игроков, что сегодня является очень распространенной практикой и одним из главных факторов, тормозящих развитие отечественного футбола. В-третьих, руководители клубов будут вынуждены по возможности соблюдать оптимальное соотношение "цена-качество" применительно к футболистам и тренерам, дабы не попасть под огонь общественной критики и не быть заподозренными либо в профнепригодности, либо в коррупции.
Как следствие, клубы получат возможность: 1) или экономить значительные средства, которые можно направить на подготовку качественного резерва из числа юных доморощенных игроков; 2) или комплектоваться более сильными футболистами, включая квалифицированных легионеров, что повысит их шансы на успех в еврокубковых турнирах и положительно скажется на уровне, а также степени зрелищности национального чемпионата. Понятно, что все это в идеале. Но ведь надо хотя бы стремиться к нему.
Начни с себя…
Доказательством наличия у Кожагапанова "политической воли", его действительного намерения сделать казахстанский футбол финансово прозрачным может стать один шаг - полное раскрытие бюджета самой ФФК. Между тем, ее ответственный работник, участвовавший в упомянутом блиц-опросе, признался, что работникам федерации запрещено оглашать размеры их зарплат. Но, может, такой запрет был введен при прежнем руководителе ФФК, а новый собирается отменить его?
…В 2009-м тогдашний президент ФФК Адильбек Джаксыбеков пообещал раскрыть ее бюджет и опубликовать соответствующие сведения на официальном сайте федерации. Спустя год журналисты напомнили ему о данном им обещании, и вскоре на сайте ФФК появился специальный раздел. Его предваряла такая преамбула: "Раскрытие финансовой информации - добрая воля Федерации футбола Казахстана, курс на открытость для общества. Прозрачность деятельности, отраженная в основных финансовых документах - еще один шаг навстречу потенциальным партнерам, общественным организациям, простым любителям футбола".
Однако размещенные в этом разделе копии документов содержали лишь общие цифры. Из них невозможно было узнать, откуда поступили те или иные суммы и на что они потрачены, не говоря уже о штатной численности ФФК и размерах зарплат ее сотрудников. Данная тема позже поднималась в ряде публикаций в СМИ, в том числе и автором этих строк (статья "Большой секрет для маленькой компании, или Почему руководство ФФК не хочет раскрывать свой бюджет").
Понятное дело, никакой реакции не последовало, и в разделе "Раскрытие информации" продолжали появляться ни о чем не говорящие копии документов. Кстати, там есть приписка "Отчет о финансовом положении следует читать вместе с приложениями к финансовой отчетности, которые являются не¬отъе¬млемой частью данной финансовой отчетности". Однако сами эти приложения так и не были опубликованы.
Доходная часть годового бюджета ФФК оценивается в несколько миллиардов тенге. Немалую ее долю составляют взносы футбольных клубов (то есть деньги, выделенные из региональных бюджетов), поступления от уполномоченного государственного органа в сфере спорта (на содержание сборных команд), от продажи прав на телевизионные трансляции матчей этих самых сборных… Уж хотя бы по ним-то стоило бы полностью отчитаться.
Как, впрочем, и о том, как расходуются суммы, полученные от международных организаций - ФИФА и УЕФА - в качестве оказания помощи казахстанскому футболу. А в свете последних заявлений и призывов Кожагапанова у него и вовсе не должно быть никаких финансовых секретов от футбольной общественности страны. Например, он совершенно справедливо возмущается по поводу того, что клубы тратят на легионеров огромные суммы, но должной отдачи от этих вложений нет, а поэтому хочет исправить ситуацию путем внедрения принципа финансовой прозрачности.
Все мы готовы поддержать его в этом благородном начинании, но одновременно хотели бы получить ответ на простой вопрос: почему казахстанский футбол продолжает, по сути, топтаться на месте, несмотря на то, что ФФК постоянно увеличивает свой штат сотрудников и платит им высокие зарплаты? А, может, мы заблуждаемся, и на самом деле в федерации трудится очень мало людей, которые вынуждены дневать и ночевать на работе, при этом ежемесячно получая нищенские оклады? Вот бы нынешний президент ФФК и раскрыл всю эту информацию. Тогда у него появится моральное право потребовать этого же от футбольных клубов и их учредителей…
Женис Байхожа
Источник: Camonitor
Просмотров материала: 2 020