Я уже написал дюжину или больше статей и всякого рода опусов относительно Программы подушевого финансирования детского спорта. Не где-нибудь, а у нас в Казахстане. Что я скажу – это прекрасная инициатива президента Токаева, но вот ее реализация вызывает много вопросов. Впрочем, как обычно.
Вопросов много потому, что Правила, согласно которой должна реализовываться Программа (Правила игры, так сказать), придуманы для города и села одни и те же.
Согласен, что в любой игре Правила должны быть едиными и трактоваться единообразно, чтобы в случае нарушений «судьи» могли штрафовать (а то и жестче наказывать) любую из сторон.
Но ведь казахстанский город и казахстанское село – это разные вещи, я б сказал, что это разные вселенные. Если вы не в курсе, то я, как житель того самого аула, могу растолковать.
Итак, о Правилах. Они требуют (а они должны требовать) - первое, чтобы любой потенциальный участник Программы в виде поставщика спортивных услуг, будь то учитель с физкультурным дипломом, ИП-шник умеющий организовать спортивное дело или даже целое ТОО или общественная организация, имеющая в своем штате специалистов, имел собственный или арендованный спортивный зал. Ничего против не имею!
Второе, эти спортзалы должны соответствовать следующим требованиям: санузел с туалетом и раковиной, с водой горячей и холодной, мыло, порошки, туалетная бумага и т.д., чистота в этих помещениях, раздевалка со шкафами, камеры наблюдения, вытяжка, а температура в тренировочном пространстве не меньше +20 градусов.
Возникает сразу же вопрос: а вы уверены, что во всех аульных школьных спортзалах есть такие условия?
Возникает другой вопрос: А как быть лыжникам, конькобежцам, и даже футболистам, которые зачастую тренируются на открытом воздухе. И даже есть понятие футбол на снегу.
Можно еще понять с лыжников и других, занятых зимними видами спорта – в Правилах есть поправочка, но футбол, в который играют везде и всюду. Кто-нибудь понимает, что такое футбол в закрытом помещении при температуре +20 и выше градусов?
Поэтому я и предложил министру культуры и спорта пересмотреть Правила и внести изменения в части тренировочных пространств – принять спортивные объекты на открытом воздухе. Тут вопросик шире - если мы не принимаем в Правила футбольные площадки с искусственным покрытием, то зачем мы их вообще строим?
В маленькой европейской стране как Дания больше всего площадок для мини-футбола, чуть ли не в каждом дворе. Это как раз для детей – маленьких детей, которые не могут самостоятельно поехать куда-то за несколько километров в футбольную или другую секцию.
Внесение в Правила изменений и принятие футбольных площадок как объекта для тренировок могло бы подвигнуть предпринимателей инвестировать в эту отрасль. А ведь тем самым мы можем значительно разгрузить бюджет, снизить давление на него и даже снизить градус социальных недовольств – мы же постоянно шумим в соцсетях и перед акиматами на предмет отсутствия спортплощадок?!
И предлагаю сделать это изменение, в первую очередь, для сёл. Если в ауле нет своих предпринимателей, то в аул могут прийти более технологичные, с опытом работы спортивные бизнесмены. А, возможно, и общественники – вроде нас.
Еще одна важная информация – спортплощадки отсутствуют в сотнях сел, а в 1970 школах отсутствуют спортзалы! Занавес! О каком подушевом мы можем говорить?
Получается, что, по крайней мере, в 1970 аулах дети никоим образом не могут попасть в Программу подушевого финансирования детского спорта! Почему об этом мы молчали весь прошлый год? Почему сейчас не говорим? Не знали? Но ведь теперь знаем!
А что делаем для того, чтобы исправить ситуацию? Я и предлагаю своего рода минимум, при чем без участия государства, без бюджетных- расходов, выправить ситуацию и вовлечь сельских детей в Программу.
Впрочем, государство могло бы «раскошелиться» единожды – выделить желающим построить малобюджетные спортплощадки земельный участок хотя бы по кадастровой цене! Пойдут на это акимы сел, аулов, районо? Наверняка, нет! Значит, их нужно заставить выделить земли для строительства спортивной инфраструктуры!
Не построил в какой-то определенный срок – отобрали! Или есть другие решения? Можете предлагать!
Немаловажный вопрос с кадрами. Правила Программы подушевого финансирования требуют, чтобы специалисты, которые будут тренировать детей, имели среднее или высшее физкультурное образование или же звание мастера спорта. Сколько мастеров спорта болтается в аулах без дела? Я видел только одного.
И не факт, что мастер спорта – обязательно умеет тренировать. И это касается и физрука с дипломом вуза или колледжа! Физрук, вообще то – это учитель, а тренер – это тренер! Да, из физрука может получиться тренер, но для этого нужны соответствующие компетенции и лицензия. Во всем цивилизованном мире детей тренируют лицензированные тренеры, а не учителя физкультуры.
Это вопрос можно решить совместно с федерациями по видам спорта, которые могут организовать семинары-треннинги, причем не для галочки и кусочка бумаги, а реально. Реальные занятия, реальные экзамены, настоящие лицензии и категории тренеров.
Кто все это может сделать? Я так полагаю, что Комитет по физической культуре и спорту – это же в ваших руках, и не думаю, что эти решения могут нарушить какие-то основополагающие законы страны, и что это противоречит государственным интересам! А наоборот!
А цена этим изменениям – сотни, а может тысячи спортивных площадок (крытых, открытых) в шаговой доступности, куда аульные дети могут ходить в свободное от школы и коровы время. Это сотни и тысячи квалифицированных детских тренеров, овладевшие современными методиками тренировок. Плюс ко всему технологичность детского спорта, привлечение маркетинговых и коммуникационных новаций в отрасль.
Весь мир так работает – чем мы хуже. При чем у них это делается давно и есть результаты!
Серик Мамбетов, руководитель проекта «АуылФутбол»
P.S. На днях должно состояться обсуждение этих самых Правил. Надеюсь, что я попаду на это высокое собрание!
Просмотров материала: 5 271