Сразу же доложу вам, что немногим ранее я написал статью, в которой озвучил о существующих, на мой взгляд, недоработках в Правилах подушевого финансирования детского спорта и необходимости, опять же, на мой взгляд, внесения изменений и дополнений в этот документ. Особенно, в части исполнения Госпрограммы на селе. Министр культуры и спорта Даурен Абаев, думаю, счел нужным обратить внимание и пригласил обсудить.
Не хочу томить аудиторию разговорами вокруг да около – будем брать быка за рога. Правила подушевого финансирования детского спорта (в соответствии с принятым законодательством) предполагает участие в ней не только детей, но и так называемых Поставщиков спортивных услуг. Это либо индивидуальные предприниматели, юридические и даже физические лица.
Для этого, во-первых, у Поставщика должно иметься тренировочное пространство в виде спортивного зала – свое или арендованное. Во-вторых, должны быть специалисты – это либо мастера спорта, по которому желает специалист тренировать, либо должны иметь диплом вуза или колледжа о педагогическом физкультурном образовании.
Но тут стоить отметить проблемы, с которыми могут или уже сталкиваются потенциальные Поставщики услуг на селе. Не во всех селах селах (аулах) есть спортзалы. Если они и есть, то лишь в школах - вряд ли найдется инвестор, желающий строить спорткомплекс для 100-200 детей – отбить ведь невозможно. Да и вообще – в стране в 1970 сельских школах напрочь отсутствуют спортзалы. Нонсенс.
Поэтому тот же потенциальный Поставщик услуг идет в школу и договаривается с директором или с районо с облоно об аренде спортзала. Тут начинается интересное. В Правилах подушевого финансирования куратор Программы (Министерство культуры и спорта) требует наличие туалета, горячей воды, раздевалок, камер наблюдения и еще чего-то.
Такие требования сельские школы (думаю, что большинство) априори не выполнят. В связи с этим, я просил министра или предлагал, как угодно:
- смягчить требования по спортзалу и/или отсрочить выполнение этих требований на определенный срок.
В этом случае, Поставщик мог бы через определенный срок из своих средств решить проблему и не оказывать давление на бюджет. Безусловно, в каждом случае индивидуально.
Еще одно требование Правил: в тренировочном пространстве температура воздуха должна быть не менее плюс 20 градусов по Цельсию. Если какие-то виды спорта и могут уживаться в спортзале, то, к примеру, футбол невозможно играть всё время в зале. Тем более, в залах 9х18 метров группой в 20 детей. 20 детей – это максимум тренировочной группы в соответствии с Правилами. Еще не забудем те села, где нет спортзалов.
Я предложил министру:
- вовлечь в спортивно-подушевой оборот и площадки на открытом воздухе. Это могут быть мини-футбольные площадки с искусственным газоном размером 20х40, а где-то и площадью поменьше для детей до 7-8 лет любой юрисдикции, как школьные, так и частные.
Эти площадки можно принять через комиссии, с участием представителей Управления спорта, Управления образования и, возможно, родителей в соответствии с требованиями безопасности, а также существующими требованиями СЭС о проведении занятий по физкультуре на открытом воздухе.
Такое решение даст возможность полноценно проводить футбольные тренировки, и кроме того, это может стать сигналом для предпринимателей – в селах пойдут инвестиции на строительство площадок. Безусловно, предприниматель может использовать все существующие инструменты поддержки бизнеса. В этом случае, срок окупаемости будет сокращен, что немаловажно для потенциального Поставщика.
Третье предложение касается специалистов, задействованных в тренировочном процессе. Не в каждом ауле мы сможем найти мастеров спорта, и не всегда сможем найти физруков с дипломом вуза или колледжа, имеющих компетенции тренера по соответствующему виду спорта.
К примеру, физрук, обучаясь в вузе или колледже, занимался боксом или таэквандо, возможно, знает основы физической культуры, но не обладает компетенциями тренера по игровым видам спорта. Но Правила разрешают такому физруку тренировать по любому виду спорта, что чревато последствиями. В лучшем случае, отсутствием каких-либо результатов.
В связи с этим я предложил министру:
- Дополнить Правила подушевого финансирования в части специалистов и тренерами детских категорий по видам спорта.
Эту проблему можно решить совместно с казахстанскими Федерациями, которые в соответствии с регламентами международных федераций (или ассоциаций), членами которых они и являются и признают международные требования по тренерам. К примеру, в футболе это категория «D».
Обучиться этой категории в кратчайшие сроки может любой гражданин без какого-либо образования, которые любят спорт и даже давно тренируют детей вне государственных Программ. Но их доступ к тренерской работе, конечно же, должен регулироваться с Правилами в части требований справок о судимости, о психическом состоянии здоровья и т.д.
В результате мы сможем получить сотни и тысячи новых тренеров, пусть низшего уровня, без бюджетных расходов, среди которых могут быть одаренные тренеры.
Еще один немаловажный вопрос, который мы обсуждали – это вопрос контроля за реализацией Программы подушевого финансирования. Есть предприимчивые персонажи, которые пытаются превратить программу в инструмент обогащения, используя некоторую сырость отдельных положений Программы и Правил, и даже не брезгуя мошенническими действиями.
Безусловно, такими «предпринимателями» должны заниматься правоохранительные органы, но и куратор Программы со своей стороны должен сделать всё, чтобы нечистым на руку Поставщикам трудно было обманывать государство и, мягко говоря, отмывать бюджетные деньги.
В связи с мое предложение было следующим:
Каждую секцию (спортивный клуб), участвующую в Программе подушевого финансирования, обязать создать страничку в социальных сетях, которая в режиме онлайн (прямого эфира) вещает о проведении тренировок. Во-первых, это контроль за посещаемостью, во-вторых, секция или клуб, в случае грамотного продвижения своего контента, может привлекать дополнительных спонсоров или рекламодателей.
Министр заверил, что в части контроля за реализацией Программы уже даны поручения и что этот вопрос в приоритете, так как речь идет о господдержке и о государственных деньгах.
Таким образом, министр в теме проблем, особенно, тех, которые есть в селе. Я благодарю Даурена Аскербековича за прием и очень надеюсь, что мои предложения будут рассмотрены и мы – Поставщики спортивных услуг и курирующий программу государственный орган – Министерство культуры и спорта, найдем точки соприкосновения и сможем максимально приблизить Программу до чаяний жителей аула и, в первую очередь, аульных детей.
Ведь Программа придумана именно для них и для их будущего, а не для многочисленных легионеров, через которые деньги наших налогоплательщиков уходя за бугор.
С уважением, Серик Мамбетов, руководитель проекта #АуылФутбол
Просмотров материала: 5 358