Борьба социального ведомства с иждивенчеством за счет инвалидов и одиноких стариков - это наглая ложь, которой они прикрывают поставленную перед ними иную задачу. Пока мы видим только верхушку этого айсберга, а до его дна еще далеко, считает глава Финпотребсоюза Айдар Алибаев. В интервью Матрица.kz он объяснил почему.
- Айдар Байдаулетович, дайте оценку предложению заместителя министра здравоохранения и социального развития РК Светланы Жакуповой. Вы ожидали такого хода конем?
- Никто в здравому уме не поверит в то, что предложения минсоцзащиты имеют хоть какое-то отношение к совершенствованию и справедливости системы защиты прав населения. Сама по себе мера отмена базовой пенсии и сокращение солидарной пенсии на 70% - несправедливая мера и носит антисоциальный характер.
Это классический случай, который подтверждает что для наших чиновников интересы людей стоят на третьем плане, а на первом плане для них обозначено пополнение худеющего бюджета любыми правдами и не правдами.
Как можно оставить без доплат и пенсий инвалидов? Это ни в какие ворота не лезет. Многие из этих людей не по своей инициативе стали инвалидами или потеряли кормильца. Это произошло в том числе потому, что они потеряли здоровье, работая в течение всей жизни.
- В том числе на ту страну, которая теперь лишает из тех крох, которые раньше им платила...
- Конечно! В одном из российских СМИ я прочел статью по пенсионной теме, где речь шла об одной гражданке Швеции, которая ни одного дня не работала. Она замужем, родила трех сыновей и наполнила свою жизнь заботами о них. Когда она достигла пенсионного возраста, то государство назначило ей пенсию, вполне приличную по нашим меркам.
Журналист поинтересовался у социального работника, мол, как это возможно, если женщина ничего не сделала для своей страны. Тот был не менее удивлен вопросом, как это жительница страны оказалась для нее бесполезной, если один сын стал инженером, другой - военным, третий — ученым. Соцработник парировал, что она дала государству трех людей, которые долгие годы будут приносить пользу.
- Для нас такая позиция работника социальной сферы не понятна.
- К великому сожалению, это так. Вот эта оптимизация расходов, как они это называют, даст экономическую выгоду всего лишь в 4 миллиарда тенге, по сегодняшнему курсу — 21 миллион долларов. Это ведь копейки, если посмотреть на то, сколько денег у нас расходуется нецелевым образом, сколько безхозяйственно разбазаривается, сколько закапывается в незаконченных проектах и программах - там десятки миллиардов тенге. А потом их компенсируют вот таким путем за счет инвалидов и социально незащищенных людей. И после этого мы осмеливаемся называться себя социально-ориентированным государством.
- Как думаете, чья это по-настоящему инициатива? Вряд ли самого минсоцзащиты...
- Здесь не принципиально, кто придумал и кто озвучил эту идею. Важен общий тренд: сегодня доходы в бюджет сокращаются в связи с падением цен на нефть, расходы не сокращаются. Стоит общая задача перед всеми государственными органами усилить деятельность по пополнению бюджета.
- Некоторые макроэкономисты говорят, что социальные обязательства Казахстана в разы ниже, чем у той же России. И тут против нас играет наша стабильность в обществе. Для России с ее неспокойным Кавказом сокращение социальных выплат равносильно бомбе, которая рванет и осколками всех зацепит. Согласны?
- Да, потому что из этого утверждения вытекает, что не важно какой регион вы имеете в управлении, важно, что люди заставляют чиновников учитывать их интересы. Или не заставляют. Мы терпим и молчим.
- Президент, когда давал поручения правительству и Нацбанку разработать план действий в нынешних нестабильных экономических и геополитических условиях, заявил, что население не должно пострадать. В противовес этому заявлению госфонд «Самрук-Казына» решил сократить расходы на благотворительность, хотя он самый крупный меценат в стране. Теперь еще блестящие идеи минсоцзащиты. Президента все реже слушают?
- Они не могут игнорировать поручение президента, но сокращают затраты там, где не имеют собственных интересов, где сделать это можно наиболее безболезненно. Не может же «Самрук-Казына» ужиматься там, где видит свои резоны.
- И правда, не урезать же расходы на рекламную компанию «Народного IPO» ...
- Именно. Их действия логичны и укладываются в действия властей на протяжении, предпринимаемых на протяжении всех лет независимости Казахстана. Как правило сокращаются социальные статьи в здравоохранении, образовании, культуре, благотворительность. И если кто-то думает, что этому есть предел, то предела этому нет. Мир и психология людей так устроены, что тебя будут нагибать столько, сколько ты будешь это позволять. Мы в нашей стране позволяем, они нагибают — все логично.
- Возвращаясь к вашей истории про того замечательного социального работника из Швеции. Это ведь справедливая модель его работы. В то время как сотрудники нашего профильного министерства, наоборот, только вредят тем, кого должны опекать. Печальный парадокс казахстанских реалий...
- В соответствие со своими задачами, на которые ориентировано минсоцзащиты, они должны портки рвать в целях защиты населения. Но этого не происходит.
- Тогда возникает вопрос. Все знают, что когда Михаил Саакашвили проводил свои реформы в Грузии, в один день уволил всех гаишников, взял на работу других, потому что понимал, что без радикальных мер порочную систему не изменить. Может быть, после таких негуманных мер минсоцзащиты, стоит тоже провести зачистку в их рядах?
- Теоретически я бы с вами согласился в том, что кардинальные меры нужны. Но чтобы их реализовать, не важно в какой сфере, на то должна быть политическая воля. А она может быть, когда произойдут изменения в самой системе управления страной. В рамках сегодняшнего режима решительные перемены в чиновничьей среде невозможны.
- Вы и многие другие эксперты говорят, что сейчас в предвыборный период не будут проводить девальвацию тенге. А лишить инвалидов и стариков возможности выжить не бояться?
- Они не бояться этого делать, считая, что эта мера коснется небольшого количества людей. Если сравнивать ее с девальвацией, то масштаб и последствия не сопоставимы. Наши чиновники хорошо понимают, что и где можно делать. Допускаю, что они вообще не предполагали, что журналисты обратят на это внимание, что поднимут ор, надеялись тихо провести изменений через парламент.
.
- Ужесточение налогового законодательства, дорожного, теперь социальная сфера страдает, девальвация та же за счет народа пройдет. Выходит, что единственным ресурсом заработка денег для государства становятся простые люди?
- Так было всегда и в советское время тоже. К сожалению, в этом смысле, наш Казахстан остается в том же тренде.
- Огромные средств выделяются на поддержку коммерческих банков, на амбиции Нацбанка, который удерживает тенге на нынешнем уровне. И на фоне этого 4 миллиарда тенге, сэкономленные на инвалидах и одиноких стариках, как вы правильно сказали, это копейки. Зачем тогда идти на этот шаг, рискуя вызвать социальное недовольство?
- С миру по нитке, голому рубаха. Копейки даст минсоцзащиты, министерство внутренних дел даст копейки со штрафов за отсутствие кресел. Ну, не отменять же властям ЭКСПО-2017, о котором уже громкой заявили на весь мир. Такого они не допустят. Остается надеяться, что хотя бы «Кок-Жайляу» не запустят.
Во-первых, это пир во время чумы, во-вторых, опасный для Алматы проект. И я все же надеюсь, что правительство одумается и перестанет в нынешний период турбулентности тратиться на пустые прожекты.
Ксения Бондал, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 566