Одним из значимых событий уходящего лета стала представленная НДП «Нур Отан» концепция Программы по борьбе с коррупцией. Ввиду низкой эффективности подобного рода проектов в прошлом, очередной программный документ вызвал серьезный скепсис в экспертной среде. Мы решили обсудить положение дел в сфере борьбы со взяточничеством с президентом ОО «Казпотребнадзор» Талгатом Абдижаппаровым.
Коррупционная мгла
- Казахстан, согласно многим международным исследованиям, остается одной из наиболее коррумпированных стран мира. Как вы считаете, как бы вы оценили уровень коррупции в нашей стране, и есть ли какая-то тенденция к улучшению ситуации?
- Давайте начнем с того, с чем сравнивать, с предыдущим периодом или с другими странами?! Методологически выверенное, но политически ангажированное сравнение делает организация Transparency International. В ее рейтинге восприятия коррупции Казахстан занимает 140 место из 177 стран.
Оценить динамику изменения уровня коррупции внутри страны еще сложнее, хотя правоохранительные органы дают четкие цифры. К примеру, за 3 месяца 2014 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выявлено почти в 1,5 раза больше коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами, рост составил 33% (с 487 до 648).
В I квартале 2014 года наибольшее количество уголовных дел о коррупционных преступлениях возбуждено в отношении служащих акиматов и их структурных подразделений — 300, сотрудников органов внутренних дел — 105 и т.д. Сделать однозначный вывод из этих цифр невозможно. Понятно, что число возбуждаемых уголовных дел возросло, но почему это происходит - остается загадкой. Возможно, вырос уровень коррупции, а может быть финпол стал работать активнее, либо и вовсе сажать безвинных людей для имитации бурной деятельности.
Традиционные «бумажные» социологические опросы и анкетирования не дают объективных цифр: люди боятся рассказывать о преступлениях, которые совершали. На мой взгляд, самый эффективный инструмент для оценки уровня коррупции – интернет-опросы, которые дают полную анонимность. «Казпотребнадзор» проводил такие опросы, и полученные цифры просто шокируют. Например, по данным одного из таких опросов взятки сотрудникам дорожной полиции давали девять из десяти водителей.
- Эксперты все чаще призывают классифицировать коррупцию по уровням? Насколько подобный подход может быть эффективным и не создаст ли он излишней волокиты?
- На мой взгляд, коррупцию следует разделять на четыре уровня: низовая (бытовая), коррупция среднего уровня (корпоративная), коррупция высшего государственного уровня (правительственная) и межгосударственная.
Среди экспертов преобладает мнение, что коррупция любого уровня в одинаковой степени страшна. В свою очередь, обычные граждане в большинстве своем относятся к коррупции с позиции отстаивания своих интересов. Коррупция осуждается и одновременно является неотъемлемой частью жизни и удобным способом решения своих проблем. К коррупции на различных уровнях отношение граждан существенно отличается.
Классификация мзды
- Дайте описание каждому из уровней?
- Коррупция высшего уровня воспринимается как нечто далекое и неотвратимое. С одной стороны на нее никак нельзя повлиять, с другой – с ней лично никогда и не столкнешься. При этом в сознании четко укоренилось, что на правительственном уровне взятки берут все, вне зависимости от личностных качеств и первоначальных мотивов чиновников – и это не кажется уже чем-то предосудительным.
Ложная аксиома «наверху берут все» подпитывается регулярными громкими коррупционными скандалами на правительственном уровне. Однако, не стоит думать, будто таким образом ведется реальная борьба с коррупцией. В условиях Казахстана подобная борьба на высшем уровне невозможна.
Скажу больше. Не стоит наивничать и думать, что таким образом власть самоочищается. Громкие аресты в глазах общественности порождают еще большее недоверие к власти, которая того не подозревая, сама себя дискредитирует. Громкие дела – всего лишь элемент борьбы элит.
Я считаю, что нам необходимо обратиться к опыту стран Юго-Восточной Азии. В Китае проворовавшихся чиновников расстреливают. Но мне больше нравится исторический опыт Южной Кореи. Суть его – арест всей родни, длящийся до тех пор, пока коррупционер не вернет 90% наворованного. Если вернул – его прощали. А если проворовавшийся чиновник совершал самоубийство, то преследование его семьи прекращалось. Считалось, что таким образом чиновник сохранял честь. Не нужно придумывать велосипед - необходимо брать лучшее у других.
Коррупцию на уровне акиматов и национальных компаний (средний уровень) обычные граждане яро ненавидят. Все мы видим, как растут тарифы, ремонтируются дороги, ежегодно заменяются арыки, какие товары и оборудование закупаются для школ и больниц, а главное за сколько.
Такая коррупция непосредственно влияет на качество инфраструктуры, которой мы пользуемся. При этом обычным смертным она не приносит никаких выгод, а является раздражителем. Поэтому в обществе есть четкая установка, что с коррупцией на среднем уровне необходимо системно бороться.
Бытовая же коррупция имеет наибольшее распространение и поэтому является самой обсуждаемой. Казахстанцы регулярно сталкиваются с ней в повседневной жизни. В отличие от коррупции на других уровнях, от низовой коррупции граждане могут получать вполне осязаемые выгоды: уплата штрафов «на месте» по пониженным ставкам, ускорение процедур, смягчение приговора суда и т.д. Наверное, из-за этого к ней относятся терпимее, чем к коррупции более высокого уровня. С одной стороны все мы понимаем, что коррупция - это плохо, но при этом кто из нас может с чистым сердцем сказать, что никогда не участвовал в коррупционных сделках?
На мой взгляд, единственным рецептом борьбы с коррупцией среднего уровня является общественный контроль, который обеспечит полную прозрачность формирования тарифов, проведения тендеров и т.п., как в нацкомпаниях, так и в акиматах. Если кто-то имеет другое мнение – он просто лукавит.
- Согласно расхожему мнению, наибольшую угрозу национальной безопасности несет не коррупция в высших эшелонах власти, а как раз-таки коррупционные проявления на среднем и низшем уровнях.
- Соглашусь. И это совпадает с посылами указанными в проекте программы партии Нур Отан по борьбе с коррупцией.
Чем же опасна низовая коррупция? Такая коррупция приводит к формированию коррупционного сознания у широких слоев населения, разложению госаппарата, в том числе молодых кадров, к дискредитации власти, в том числе ее высших эшелонов (по принципу «они все берут тоже, только больше»).
Ввиду существования последнего фактора в борьбе с такой коррупцией больше всего заинтересованы члены высшей государственной элиты Казахстана. Однако попытки предпринять нетрадиционные меры встречают сопротивление контрэлиты, консерваторов и чиновников-временщиков, которые «сидят на откатах». Последний пример – блокирование нововведения об уплате «льготных» штрафов за нарушения ПДД.
Хотя в программе НДП «Нур Отан» по борьбе с коррупцией нет четкого разделения коррупции на уровни и их градация по степени опасности для государства и общества, основные постулаты документа направлены именно на борьбу с низовой коррупцией. Для достижения этой цели ставится амбициозная задача по изменению общественного сознания. Задача крайне трудновыполнимая, однако, партия власти теоретически сможет с ней справиться. К примеру, в том же Китае партия власти является локомотивом борьбы с коррупцией. Хотя бы потому, что ни у одной из действующих общественно-политических сил нет сопоставимых административных, материальных и идеологических резервов.
Борьба с взяточничеством как нацидея
- «Казпотребнадзор» неоднократно предпринимал попытки бороться с «низовой» коррупцией в рамках полномочий, данных общественному объединению. Что бы вы посоветовали партии власти?
- За последние годы, в процессе борьбы с коррупцией партия власти достигла существенного прогресса. Особенно действенной видится мера по исключению из партии госслужащих уличенных в коррупции. Несмотря на то, что это вызывает негативные ассоциации с советским прошлым, мера является очень эффективной.
Я часто беседую с госслужащими различного уровня, и они очень боятся нарушать партийную дисциплину. В дальнейшем необходимо формирование жестких (некорректируемых) публичных списков таких чиновников, чтобы им навсегда был закрыт доступ на госслужбу.
Возвращаясь к программе партии Нур Отан по борьбе с коррупцией, необходимо отметить, что важнейшим этапом по ее наполнению практическими мерами станет формирование так называемой «дорожной карты». По моему убеждению, в нее должны войти следующие меры:
• Борьба с коррупцией должна быть возведена в ранг национальной идеи.
• Резонансные дела с участием нуротановцев и сотрудниками правоохранительных органов должны браться на особый контроль (пример – дело Усенова). По достижении сбора голосов на сайте «Нур Отана» резонансное дело должно браться на особый контроль партии. После этого партия должна привлекать к публичному разъяснению ситуации ответственных министров. Общество должно поверить в реальность борьбы с коррупцией.
• Легализация ускоренной процедуры получения всех без исключения государственных услуг (ГАИ, БТИ, Земельные комитеты, Архитектура, ЗАГСы, всевозможные разрешения и заявления и т.д.). Успешный пример ускоренного получения документов удостоверяющих личность. Дополнительный плюс – привлечение средств в бюджет без утраты доверия населения.
• Рационализация сумм штрафов. Все штрафы должны утверждаться исходя из принципа – чем больше штраф, тем выше коррупционная составляющая.
• Рассмотрение возможности введения дифференцированных штрафов (по областям и линии город/село) в зависимости от уровня доходов/жизни населения. Пример: штрафы за нарушение ПДД непосильны для жителей сел и для жителей бедных областей (в соотношении с уровнем доходов). Как следствие для жителей этих административно территориальных единиц взятка является единственно возможным способом решения проблемы.
• Выстраивание наглядного ассоциативного ряда: рост коррупции – ухудшение жизни населения. Сейчас в массовом сознании коррупция рассматривается как удобный метод решения проблем не влияющий на качество соц. обеспечения.
• «Доски позора» коррупционеров. Для того чтобы коррупционные деяния стали общественно порицаемыми образ коррупционера должен ассоциироваться с конкретными личностями. Страна должна знать своих «героев» в лицо. Сейчас же правоохранительные органы приводят голую статистику без привязки к конкретным персонам уличенным в коррупции на местах.
• Введение ограничений на демонстрацию излишеств госслужащими. Когда чиновники разъезжают на автомобилях премиум класса, это вызывает закономерное раздражение у населения с привязкой к коррупции, что только усугубляет процесс борьбы с ней.
• «Сливные» сайты и анонимки с достоверной информацией. Текущая процедура информирования о коррупционных проявлениях не позволяет сделать этот процесс массовым. Граждане боятся выдавать коррупционеров, из-за возможной мести с их стороны.
- Вы вообще, положа руку на сердце, верите в то, что Казахстан в состоянии победить эту заразу?
- Коррупция неискоренима во всех странах. Она присутствовала в идеализируемом многими Советском Союзе, является неотъемлемой частью политических систем стран Запада, используется для продвижения межгосударственных интересов. Есть достаточно много примеров, когда коррупция позволяла стране выйти на новый уровень. Например, многие победы в конкурсах на проведение Олимпийских игр были обеспечены за счет коррупционных проявлений.
Другой пример – межгосударственная коррупция Китая, направленная на достижение государственных интересов. И если внутри страны за дачу взятки отрубают руки, то за дачу взятки иностранному чиновнику в Поднебесной могут и поощрить. Так что победить ее невозможно. Но взять под контроль просто необходимо.
Просмотров материала: 4 307