Не все акимы и ответственные за странички в соцсетях товарищи понимают серьезность и необходимость использование этих ресурсов в своей работе. Более того, некоторые, как мы полагаем, брезгуют и игнорируют. Есть и такие, которые уходят в другую крайность – мусоря в соцсетях (10-15 постов в день). Если они считают, что 200-400 постов в месяц – это SMM, то они глубоко ошибаются. Это ИБД и не более, и нами принято решение такие странички не учитывать в рейтинге. В первую очередь, это коснулось страничек районов Жамбылской области и несколько страничек из других регионов.
Из 145 официальны страничек районных акиматов и акиматов городов (не областные центры), подвергшихся мониторингу, 100 страниц не дошли до финального обзора. Почему?
Первое – не все странички работают стабильно. Странички с менее чем 22 поста в месяц (условно 22 рабочих дня в месяце) не попадают в обзор.
Второе, странички, в которых опубликованы 100 и более постов также сходят с дистанции. Как мы уже говорили – много постов – это имитация бурной деятельности, это неправильный SMM, это, если говорить на спортивном языке, неспортивное поведение.
Тем самым, некоторые «хитрые» районы хотят показать своим руководителям, читателям и, возможно, кураторам из столицы, что они работают, не покладая рук, чтобы «услышать население». Хотя, на деле это не совсем так.
Мониторя странички, мы наблюдаем, что в большинстве из них нет системности в контенте (нет медиа-планов), нет системной работы по мониторингу и анализу. Поэтому и не все странички не пользуются популярностью у населения.
Таким образом, в первую очередь, наши основные требования к страничкам:
1. Количество постов должно быть не менее 22;
2. Количество постов должно быть не более 100;
А всё остальное – это как уж смогут сработать ваши SMM-менеджеры и сотрудники пресс-служб.
По каким критериям рейтингуем странички?
Критерии довольно просты: это число подписчиков странички, процент подписчиков к численности населению района, реальное число вовлеченных, средняя вовлеченность аудитории к одному посту и процент вовлеченной аудитории опять же к численности населения.
Показатели, особенно, привязанные к численности населения района, очень важны. Ведь месседжи руководства района направлены именно на ту аудиторию, которая проживает в пределах конкретного района. Именно эти критерии являются показателями качества коммуникаций районных властей с населением.
Мы намеренно (повторюсь) не принимаем во внимание количество постов, так как мы доподлинно знаем, что акимы любят объемы и большие цифры, и желают тем самым показать, что идет бурная работа. Но это, в большинстве своем, для галочки и ИБД. Ряд страничек тем самым были «дисквалифицированы».
Места страничкам в «турнирной таблице» даются на основе показателей по 5-м критериям. Занятое место по каждому показателю – это штрафное очко. По сумме штрафных очков выводится итоговое место – чем меньше штрафных очков, тем выше место в рейтинге.
Поспешим сообщить, что в итоговой таблице рейтинга (ТОП-20) представлены странички районов лишь 9-и областей – акимам есть, над чем задуматься.
По техническим причинам мы публикуем лишь лучшие 20 страничек по 5-и показателям и итоговую ТОП-20. Желающим можем выслать полный обзор в формате Word. Если вы желаете получать полную аналитику по страничке, то обращайтесь в редакцию – эта услуга платная.
1. Подписчики
ТОП-20-ка по количеству подписчиков изменилась кардинально. Три лидера и ряд страничек (по вышеназванным причинам) не попали в финальный обзор. К ним относятся постоянный лидер Мактаралський ВК и Инстаграм Талгарского. Им просто нужно размещать 22 и более постов, и тогда они, возможно, вернутся в лидеры.
В ТОП-20 впервые попали Арыс и несколько районов ЗКО и Акмолинской областей. А жезказганский Инстаграм как с корабля на бал – в первый раз попал в обзор и стал лидером в этому показателю.
Основные данные Инстаграм-странички Жезказгана
Жылыойский, Мугалжарский, Хромтауский и Енбекшиказахский традиционно в верхней части таблицы.
В связи с тем, что «дисквалифицировали» ряд страничек, в ТОП-20 попали Атбасарский и Зерендинский районы Акмолинской области, а также Байтерекский ЗКО и Сарыагашский Туркестанской области. Все странички из Инстаграма.
2. Процент подписчиков от численности населения
Этот показатель свидетельствует о том, насколько охвачено население района. Если в прошлом рейтинге эта цифра составляла 65%, то в августе – 40. Этот показатель еще важен для малых районов и городов, страничка которых имеет небольшое количество подписчиков, но в процентном соотношении она может быть на высоком месте. Тем самым мы даем им возможность показать себя. К примеру, малочисленные районы Акмолинской области.
Лидеры августа по этому показателю – районы из западных областей. И в ТОП-20 попали районы, странички которых имеют 10% подписчиков от численности населения.
Безусловно, показатель нужно поднимать, чтобы максимально охватывать население района.
3. Реальное число вовлеченных
Вовлеченность, это число уникальных пользователей, которые, так или иначе (лайки, комментарии и перепосты) взаимодействовали с тем или иным контентом. Мы не стали усложнять коэффициентами наш рейтинг, обозначив абсолютные значения по вовлеченности.
Лидер по этому показателю – Инстаграм-страничка Жезказгана. Среди лучших постов на страничке встречи акима с жителями – такая тема всегда импонирует аудитории.
Лучшие посты в Инстаграм Жезказгана в августе
Удивили Зайсанский район ВКО и Есильский район Акмолинской области –второе и четвертое места соответственно.
Акмолинцы подняли показатель за счет конкурса, что тоже не возбраняется, наоборот, приветствуется. Контакт с аудиторией должен быть, да и лучше проводить интересные конкурсы, чем заполнять страничку безликим и серым контентом.
4. Средняя вовлеченность на пост
Средняя вовлеченность на пост говорит о качестве месседжей, тиражируемых на страничках. И чем меньше разница между лучшими и худшими показателями, тем стабильнее уровень качества.
Лучшая страничка 2019 года Инстаграм Жылыойского района Атырауской области снова подтвердила, что контент у нее качественный – первое место по этому показателю.
Отличные показатели у Енбекшиказхского и Панфиловского Инстаграм – 153 и 144 реакции на пост. Если в Енбекшиказахском районе аудитория «топила» за общественный транспорт, то в Панфиловском больше за экологию.
Лучшие посты Енбекшиказахского района в августе
Лучшие посты Инстаграм Панфиловского района в августе
5. Процент вовлеченных от численности населения
Этот критерий важен, так как у разных районов разная численность населения, и именно процент участия местного населения в месседжах руководства района является показателем актуальности и важности постов.
Безусловно, здесь лидеры малочисленных районов, в частности, первые два места за акмолинцами, третья - Инстаграм Зайсанского района.
Лишь 9 страничек имеют более 10% вовлеченности к численности населения, и это не повод радоваться, а работать.
Итоговая таблица
Таким образом, август со смягченным карантином запомнился нам «вероломным вхождением» Инстаграм Жезказгана в турнирную таблицу и «дисквалификацией» многих страниц за «неспортивный SMM».
С достаточно сереьзным отрывом лидерство возглавили жезказганцы, и по показателям видно, что перспективы неплохие.
Хромтауский и Жылыойский районы – это завсегдатаи верхней части таблицы – за ними «серебро» и «бронза». Но если они поднажмут, то они составят конкуренцию лидеру.
Больше всех в ТОП-20 представлена Алматинская область – 6 страничек, далее Акмолинская – 5. Заметно, что в области взялись за работу в соцсетях.
Вообще в ТОП не попали страницы Костанайской, Павлодарской, ЗКО, Жамбылской. А странички районов Кызылординской и Северо-Казахстанской областей вообще отсуствуют в общем обзоре. Это говорит о полном отсутствии работы в соцсетях, по крайней мере, в Фэйсбук и Инстаграм, наиболее популярных в казахстанском сегменте.
Какие выводы (повторим июльские выводы) можно сделать по результатам августовского мониторинга официальных страничек районных акиматов, к которым добавились моногорода на правах районных центров?
Во-первых, нет в целом системной работы. Мы уверены, что пактически ни у одного района нет контент-плана. Во-вторых, СММ-менеджеры (или ответственные) не имеют соответствующей квалификации и компетенций. В-третьих, официальные странички стали (в большинстве) обычной электронной газетой, где публикуются отчеты акимов, но нет коммуникаций с населением.
Комментирование критических постов пользователей (обычно под давлением областного или районного руководства) нельзя назвать реальными коммуникациями. Реальная коммуникация – это реальное на деле решение реальных проблем населения (что не всегда и не у всех получается) и связь акимата с населением именно через свою официальную страничку. Всё остальоное – это, повторимся, ИБД.
300-400 постов в месяц – это не SMM. Комментировать каждый пост аудитории – это вообще нонсенс. Нужна качественная работа в соответствии с новыми трендами и с новыми вызовами.
Поэтому призываем акимов районов (и курирующих чиновников из области) привнести в SMM-деятельность профессионализм и, особенно, здравый смысл.
Всем поменьше штрафных баллов в рейтинге и в жизни.
С уважением, Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»
Просмотров материала: 4 116