Весь прошлый год Central Asia Monitor вместе с директором Алматинского филиала Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Нурланом Махмудовым отслеживала события, происходившие в крупнейших горнорудных компаниях Казахстана – “Казахмыс” и ENRC. На минувшей неделе “Казахмыс” обнародовал итоги 2013-го и объявил о кардинальном изменении формата своей деятельности. Мы сочли это хорошим информационным поводом, чтобы вновь обратить свой взор на отечественный горно-металлургический комплекс (ГМК).
Источник: camonitor
- Нурлан, для начала поделитесь общим впечатлением о состоянии нашего ГМК.
- Как известно, развитие экономики имеет свои определенные циклы. Нынешние декабрь и январь живо напомнили мне аналогичный период на рубеже 2008-го и 2009-го. То время оказалось венцом кризиса 2007-2008 годов, после чего акции наших металлургов бодро рванули вверх. Напомню, что тогда, к примеру, акции “Казахмыса” пребывали некоторое время на “дне” с ценой около двух британских фунтов, а в конце 2009-го стоили уже около 14 фунтов. В нынешнем январе ценные бумаги нашего медного гиганта опять пребывали на дне – меньше двух фунтов за акцию, но после отчета за 2013 год выстрелили вверх – больше трех британских фунтов.
Впрочем, это лишь частный пример. Меня больше обнадеживает общая ситуация, складывающаяся сегодня. Посмотрите сами: Америка и Европа все более уверенно заявляют о выходе из экономического кризиса, Китай обещает сильно не ронять темпы своего роста. Это, надеюсь, должно привести к повышению спроса на металлы, а значит, и их стоимости на мировых рынках.
С другой стороны, внутри Казахстана, правительство амбициозно заявляет о массовом запуске новых производств в рамках ГПФИИР-2 и разворачивании госпрограмм поддержки депрессивных регионов и моногородов. Помимо этого государство все активнее вмешивается в ситуацию с крупными производствами: очевидная поддержка видна в отношении “АрселорМиттала”, “Казахмыса”, “Казцинка”. Думаю, такая политика в целом должна привести к сохранению и даже росту их производственной деятельности.
Правда, в целом мировая ситуация еще очень далека от стабильности. Главные тренды в любой момент могут развернуться в обратную сторону. К примеру, из-за той же Украины, если Запад вознамерится всерьез применить экономические санкции против России. И все же, думаю, серьезные инвесторы уже не только “держат кулаки”, но и потирают ладони в предвкушении роста своих проектов…
- Давайте рассмотрим нынешнюю позицию наших горнорудных компаний более подробно…
- Напомню, что публичный статус сейчас сохраняет “Казахмыс”, и потому мы можем подробно ознакомиться с отчетами компании по итогам 2013-го. Прежняя ENRC, которую, теперь, видимо, правильнее называть Группа компаний Eurasian Resources Group (ERG), стала непубличной и не обязана предоставлять в открытый доступ свои результаты.
Правда, не будем забывать, что самая большая доля здесь принадлежит государству (более 40%), потому есть надежда, что определенную информацию общество все-таки будет получать.
Что касается “неожиданных фактов”, то можно считать, что их в достаточной мере содержал отчет “Казахмыса”…
- Наверное, это были хорошие новости, раз цена на акции медного гиганта подскочила в Лондоне сразу на 39%?!
- В принципе, и да, и нет. Финансовые результаты за 2013-й были ожидаемо отрицательными. К примеру, годовая выручка компании сократилась на 7,6% до 3,1 млрд. долларов. Главная причина заключалась в том, что медь подешевела в прошлом году на 10% – с 8067 до 7252-х долларов за тонну.
Снизилась и выручка от попутной продукции. EBITDA составила 1149 млн., что на 40% ниже, чем годом ранее. В целом за 2013-й компания зафиксировала убыток в размере 2 млрд. долларов (в 2012-м было 2,3 млрд.) в связи с убытками от активов в Жезказганском регионе и потерями на инвестициях в МКМ и ENRC на общую сумму в 1,9 млрд. долларов. Об отрицательных итогах инвестиций в ENRC мы говорили в прошлых беседах.
Тем не менее, полученные результаты оказались лучше, чем предполагали эксперты. Впервые за последние пять лет компания зафиксировала рост производства меди. Основное производство металла в катодном эквиваленте составило 294 тысячи тонн, что на 0,6% больше, чем в предыдущем году. Более значительным получился рост добычи руды (на 4%) – до 39,2 млн. тонн, что произошло за счет увеличения объемов добычи на рудниках Конырат и Нурказган. Кроме того, у компании подрос такой важный показатель, как среднее содержание меди в руде до уровня 0,99% (в 2012-м было 0,95%).
Главной же новостью, которая так повлияла на рост стоимости акций, стало заявление о планах по реструктуризации активов группы. Компания выделила ряд активов с наиболее слабой рентабельностью и ограниченным потенциалом роста в состав юридического лица, которое будет обособлено от публичной “Казахмыс”. Реорганизованная “новая” публичная компания будет включать в себя лучшие активы с наивысшим процентом содержания меди в руде и низкими операционными издержками: это месторождения в восточном регионе Казахстана и Бозымчак в Кыргызстане, проекты роста – Бозшаколь и Актогай, а также недавно приобретенное месторождение меди Коксай в Южном Казахстане. Эта компания будет производить порядка 80-90 тыс. тонн меди, общее число ее персонала составит около 12 тысяч человек.
- Сейчас в компании работают 56 тысяч человек. Получается, будет большое сокращение рабочих?
- В том-то и дело, что сокращений не будет. Просто компания выделила зрелые активы Жезказганского и Центрального регионов в непубличную, т.е. частную, компанию – ТОО “Корпорация “Казахмыс”. И все существующие производства сохраняются в ней, соответственно со всеми их рабочими.
- Для чего это делается?
- Большого секрета тут нет. Вспомните, для чего ENRC, пусть формально, добивалась непубличного статуса. Его топ-менеджеры в качестве объяснений говорили, что управление частной компанией является более эффективным. Здесь действительно менеджменту не придется согласовывать важные решения с акционерами, можно более действенно решать оперативные задачи.
В случае с частными подразделениями “Казахмыса” это означает, что теперь они могут “точечно” привлекать инвестиции или кредиты, и эти деньги не затеряются в “общей бухгалтерии” большой компании. Возьмем как пример Жезказганский регион, где сейчас на принципах государственно-частного партнерства реализуется значительный проект “Комплексный план социально-экономического развития городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района на 2012-2020 годы”.
В конце прошлого года правительство актуализировало этот документ, и сумма инвестиций возросла до 351,5 млрд. тенге. Вклад “Казахмыса” в этой сумме – почти 160 млрд тенге, на которые он обязался реализовать проекты в данном регионе. Теперь, когда “Жезказганцветмет” стал самостоятельным ТОО, легче проконтролировать, что государственные инвестиции не перепадут просто на счета частной компании. То же самое и в других подразделениях, которые не будут теперь страдать от того, что “большая” компания сейчас все свои силы и основные деньги бросила на Актогай и Бозшаколь и не уделяет им достаточного внимания…
- Получается, теперь это разные компании? Но что-то же их объединяет…
- Прежде всего – единый владелец. Владимир Ким остается главным акционером как публичной “Казахмыс”, так и частной компании. Кроме того, объявлено, что руководителем непубличного ТОО остается Эдуард Огай, в то время как СЕО лондонской группы – Олег Новачук. То есть и топ-менеджеры остаются на своих постах. Кстати, все эти пертурбации в “Казахмысе” – формально пока только заявления. Все это должно быть утверждено на собрании акционеров, которое по традиции ожидается в мае.
- Почему зарубежные инвесторы так радостно поддержали оптимизацию? Ведь получается, что публичная компания теперь будет производить значительно меньше металла…
- Потому что компания собрала для них самые лучшие сливки со своего “огорода”. Очевидно же, что обновленный Kazakhmys PLC будет теперь демонстрировать самое эффективное производство, наибольшую рентабельность и прибыль, наивысшее среднее содержание меди в руде и так далее.
В то же время выделенные частные подразделения смогут решать конкретно свои проблемы. Если опять же взять для примера Жезказган, то реализация упомянутого Комплексного плана позволит продлить жизнь местным истощившимся месторождениям на 40 лет. Это хороший период для поиска новых решений занятости населения, диверсификации местной экономики – ради чего, в принципе, и принималась данная госпрограмма.
В целом же компания сейчас заявляет о своих планах довести в ближайшие годы общее производство меди до 500 тысяч тонн с нынешних менее 300 тысяч.
Хочу также отметить, что не только зарубежным инвесторам нравится новый “Казахмыс”. Один из самых авторитетных участников нашего фондового рынка – инвестиционная компания “БТА Секьюритис” – уже продолжительное время называет простые акции этой компании “главным фаворитом на 2014 год”.
Беседовала Баян АБЕНОВА
Просмотров материала: 1 849