И так, «свершилось» или материализовалось то, о чем говорили и беспокоились многие эксперты и политики, глядя в течение 3 месяцев на события Евромайдана и неадекватную реакцию властей. Облик и содержание украинской государственности поменялось на 180 градусов всего лишь в течение 20-23 февраля текущего года после того, как Верховная Рада взяла на себя всю полноту власти в стране.
Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельности (И.Гёте)
Парламент без «регионального» большинства объявил в розыск Виктора Януковича, сместил с ключевых государственных постов приближенных ему лиц, спешно принял пакет политических резолюций и организационных решений с националистическим оттенком, тем самым противопоставляя интересы запада и востока страны.
Таким образом, ведомая оппозицией и радикалами, Украина вступила на сложный путь реального самоопределения и… распада, в основе которых лежит целый пласт социально-экономических, внутриполитических и внешнеполитических противоречий ее постсоветской истории.
Часть 1. Наследники советской номенклатуры
Так, после провозглашения Украиной независимости 21 августа 1991 года под патронажем партийно-хозяйственной номенклатуры, которая в отличие от российской, сохранила рычаги управления экономикой, в республике продолжились начатые еще 80-х годах первые рыночные реформы через приватизацию и накопление капитала.
В годы президентства бывшего ответственного работника КПСС Леонида Кравчука (1991-1994г.г.), когда население Украины еще находилось в состоянии эйфории независимости, парламент имел реальную законодательную власть. Но в экономических мероприятиях правительства уже четко прослеживались коммерческие интересы политической и деловой элит страны.
Как повествуют очевидцы, первый президент был больше занят идеологической перестройкой, «приручая» республиканские структуры к подчинению Киеву и создавая, таким образом, все условия для нарождающейся национальной «буржуазии». В частности, при нем продолжилась и разворачивалась так называемая номенклатурная «приватизация», которая к середине 90-х годов уже при следующем президенте добралась до крупных народнохозяйственных объектов.
А для «оживления» независимой экономики Кравчук сделал ставку на торгово-банковских дельцов, которые получали сверхприбыль на внешней торговле и финансовых операциях.
В тот же период проявилась первые серьезные противоречия во внешней политике Украины. В частности, власть и бизнес были заинтересованы в укреплении самостоятельной и независимой от РФ внешнеэкономической деятельности, но при сохранении с ней льготных торгово-экономических отношений. Предметами интереса бизнес-элиты были дешевые нефть и газ из России, их транзит в Европу и рынок сбыта украинской продукции в братскую страну.
Аффилированные с властью трейдерские фирмы получали крупные дивиденды на спекулятивных сделках с энергоресурсами для промышленных предприятий, дешево скупали продукцию и затем прибирали их к рукам. В такой форме в стране создавались национальные олигархические группы, в интересах которых правительство всячески поддерживали старые номенклатурные и производственные связи с основным экономическим партнером – Россией. Тем более, что премьер-министром в 1993-1994г.г. стал классический представитель «красных директоров» военно-промышленного комплекса и представитель «днепропетровских» Леонид Кучма.
В отличие от Л.Кравчука, он рассматривался как успешный руководитель-практик, представляющий интересы промышленной номенклатуры, брезгующий какой-либо идеологией и тесно связанный с российскими коллегами. Поэтому кандидатура следующего президента Украины была уже обозначена.
Кстати, в эти «лихие 90-ые» как раз раскручивался бизнес Юлии Тимошенко через известное предприятие «Корпорация Украинский бензин» (КУБ), которое к 1992 году стало крупнейшим поставщиком нефтепродуктов для агропрома Днепропетровской области по бартерной схеме «топливо в обмен на зерно».
К середине 90-х годов Ю.Тимошенко уже торгует российским и туркменским газом через корпорацию «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ) в связке с крупным бизнесменом и будущим зятем Л.Кучмы Виктором Пинчуком. По сведениям СМИ, «королева бензоколонки или газовая принцесса»», как называли ее бизнесмены, пользовалась «крышей» представителя президента Павла Лазаренко, позже руководившего кабмином страны (1995-97 г.г.).
В 1993-1994 г.г. между Россией и Украиной начались газовые конфликты, но премьер Кучма, демонстрировавший свою политическую ориентацию на Москву, всегда улаживал проблемы.
Однако, заняв в том же году кресло президента страны, Л. Кучма начал новую игру – направил внимание на Европу, стал разыгрывать националистическую карту западной Украины и даже превращаться в антикоммуниста.
В тот период Б. Ельцин и его окружение были поглощены налаживанием «равноправных» отношений с США и внутриполитическими проблемами, поэтому не обращали серьезного внимания на Украину. Официальный Киев сделал тогда первую попытку наладить отношения с Европейским сообществом в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Он вступил в силу в 1998 году, но не имел перспектив, так как Запад не проявлял особого интереса, занятый проникновением в нефтегазодобывающие страны постсоветского пространства.
К временному «перерождению» Кучмы привела уверенность в положении главы независимого государства и возможностях сохранившегося с советских времен административного аппарата, позволявшего контролировать ситуацию в стране.
Отсюда исходит смелость принятия им главного решения – реализации программы радикальных экономических реформ, принесшее существенное оживление экономики. По мнению экспертов, результаты были достигнуты путем реформирования денежной, кредитной, финансовой, ценовой, налоговой, таможенной и административной систем.
Однако первый президент Украины Кравчук в мемуарах вспоминал, что во время правления Кучмы кратно вырос внешний долг страны, а ее население познало такое явление как задолженность по зарплате.
По мнению экспертов, Кучма преуспел в финансовой стабилизации, когда создал финансовую систему, чтобы контролировать любые денежные потоки и, главное, влиять на деятельность финансово-промышленных групп. Последние как раз были заинтересованы в ослаблении гривны ради расширения экспорта. Рыночные условия в финансовой системе благоприятно повлияли на развитие других секторов экономики.
В соответствии с традициями и привычками советского времени Леонид Кучма вместе со своей Администрацией предпочитал в ручном режиме заниматься экономикой страны и воздействовать на решение ее стратегических проблем, фактически подменяя правительство, которое играло техническую роль и поэтому легко менялось. Активность президента, успехи в подъеме экономики, прочные контакты с Россией и политическое подчинение деловых кругов усилили его власть и авторитет. В те годы премьеры правительства (кроме Пустовойтенко) не работали более полутора лет, в том числе из-за подозрений Кучмы на их президентские амбиции.
Вместе с тем, крайне негативной стороной в реформаторской деятельности президента Кучмы эксперты отмечают его аффилированность с отдельными регионами и бизнес-элитами, когда все экономические преобразования и политические меры свелись к формированию и укреплению олигархических групп восточной Украины, которые могли обеспечить прочность его властных позиций. Именно при нем расцвел и возглавил правящую элиту «днепропетровский клан», представители которого еще в 1990 году составляли 53% функционеров в центральных органах Украинской ССР.
Один из путей сращивания бизнеса и власти, а также появления настоящей олигархии стала «большая приватизация», которая пришлась именно на период правления Кучмы. В частности, по данным СМИ, во второй половине 90-х годов по приватизационным сертификатам в стране продали 47% крупных и средних предприятий, владельцами которых формально были 18 миллионов граждан Украины. В реальности, небольшая группа близких к власти лиц получила половину промышленного потенциала крупной европейской страны за суммарную стоимость не более 180 млн. дол. США.
Вместе с тем, отношения власти с бизнесом складывались противоречиво - с одной стороны аффилированность, а с другой – плотный государственный надзор над бизнесом. Они хорошо отразились во время парламентских и президентских выборов, когда команда Кучмы для победы, подавления конкурентов и расширения полномочий использовала наряду с административным ресурсом и возможности крупного бизнеса. После принятия новой Конституции Украина стала президентско-парламентской республикой, и к концу 90-х годов утвердилось авторитарное правление президента и олигархическая система власти. Зависимые от Кучмы бизнес-элиты обеспечили ему второй президентский срок правления, почувствовав себя реальной политической силой в Украине.
Однако ожидания бизнесом лояльной политики и экономических преференций от президента после выборов неожиданно натолкнулись на еще более жесткую позицию и значительное усиление авторитарных методов управления. Не без участия Администрации Президента, между олигархическими группами начались трения и прямые столкновения интересов, но недовольные бизнес-группы оказывались объектами внимания налоговиков и органов МВД. В конечном итоге, такая позиция Кучмы вызвала брожение в деловых и общественных кругах страны, после чего информационное пространство стало наполняться компро-материалами на него, в том числе о его причастности к убийству журналиста Гонгадзе.
По мнению экспертов, в 2000-2001 г.г. Кучма, как мастер политических маневров, спасся от импичмента и более серьезных последствий только после обращения за помощью к Москве.
В 2002-2003 г.г. в Украине вспыхнули новые протесты сторонников праворадикальных и левых партий с требованиями отставки Кучмы и реформирования системы власти, к чему, по информации СМИ, имела отношение Тимошенко. В 2003 году с трудом удерживающий власть в стране и находящийся под международным прессингом Леонид Кучма перед лицом неминуемого ухода неожиданно обозначил целью Украины евроинтеграцию, после чего даже начал формальную подготовку к подписанию Соглашения об ассоциированном членстве в ЕС.
Накануне очередных президентских выборов осенью 2004 года Кучма публично поддержал кандидатуру премьера Януковича, которого подконтрольные СМИ массированно пиарили как «пророссийского» политика от Донбасса, хотя важнее был факт его аффилированности с ФПГ Рената Ахметова.
Одержанная Януковичем победа была поставлена под сомнение массовыми протестами сторонников проамериканского политика Виктора Ющенко и одиозной Тимошенко на Майдане в Киеве и других городах страны, которые вылились в «Оранжевую революцию» и перевыборы президента…
(Продолжение следует)
Мурат Абулгазин, cтарший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)
Просмотров материала: 2 915