«А что он конкретно хочет?», «Зачем сотрясать воздух, если уже подписаны договоры между РК и РФ?», «Будет ли эффект от действий антигептильщиков?» – такие вопросы возникли в социальных сетях и обществе, когда один из лидеров движения «Халықтық альянс», общественный деятель Мухтар Тайжан открыл серию одиночных пикетов «Антигептила» в южной столице. Недоверие скептиков, а также свои вопросы мы адресуем Мухтару в нашем интервью.
Было бы желание
- Мухтар, начнем с того, что на сегодня уже подписаны договоры, закрепленные оплаченными счетами за пуски тех же «Протонов» на Байконуре. СМИ уже озвучили цифру в миллиард долларов, заплаченный в качестве аванса за пуск коммерческих и военных грузов с Байконура. Не считаете ли вы свои действия маханием кулаками после драки?
- Нет, конечно! Надо исходить из того, что любые подписанные договоры можно расторгать в соответствии с международным правом, в том числе в рамках ООН. Так, та же Венская конвенция четко прописывает, что любое государство имеет право пересмотреть достигнутые договоренности с официальным упреждением за 12 месяцев.
Точно так же можно выйти из любой международной организации, предупредив ее секретариат за год. Кстати, это касается и Таможенного, и Евразийского союзов. Поэтому кто бы что бы ни говорил, все договоры по военным полигонам, запускам ракет-носителей и так далее можно и, замечу, нужно, расторгать.
Если другая сторона, в данном случае – Российская Федерация, не соглашается это делать, то межгосударственный договор автоматически прекращается через 12 месяцев после предупреждения с нашей стороны. Было бы только желание.
- А как с уже выплаченными деньгами?
- Придется вернуть. Здесь главное – задаться вопросом: что важнее государству – деньги или здоровье и жизнь граждан? Та же Япония отказывается от строительства атомных электростанций, несмотря на то, что на сегодня они наиболее рентабельны и приносят ощутимую прибыль. И европейские страны уже давно встали на такой путь, вы об этом хорошо знаете.
Сейчас в мире только три страны строят новые АЭС – это Китай, Иран и Россия. Каков их международный имидж, вы тоже прекрасно знаете. А теперь мы хотим присоединиться к этому сомнительному списку.
Удар по святым местам
- В списке стран, на территории которых испытываются чужие опасные виды вооружения, Казахстан в единственном числе. У нас располагаются в основном российские полигоны. Однако на сегодня существуют разные данные об их количестве. Что вам известно по этому поводу?
- Официальные данные идут на занижение. Мы до сих пор не знаем, сколько у нас иностранных полигонов. Но давайте апеллировать к конкретным данным. Начнем с Капустиного Яра, находящегося в Астраханской области. Половина этого полигона, около полутора млн гектаров, находится на территории Казахстана. Это Букеевская орда – место приземления ракет, запускаемых из соседней России. Я там был.
Когда-то Александр I наградил Джангир-хана «за усмирение непокорных киргизов». Кровью усмирял казахов, поддерживая царское правительство. И чего он добился? Сегодня в Ординском районе, по сути, происходит уничтожение его потомков… Кстати, по словам местных жителей, главной целью российских ракет является «святая гора».
Правильно было отмечено, что, если хочешь сломить народ, уничтожь его святыни. Различные военные и испытательные полигоны, как правило, организовывались в священных для казахов местах – например, тот же Семей или Байконур.
- Кстати, ведь не только на Семипалатинском полигоне испытывалось ядерное оружие. Взрывы проводились и на Мангышлаке, и вблизи от Казахстана в Оренбургской области.
- Взять, к примеру, Тасоган и Акжир. Это Атырауская область. Здесь до конца 70-х испытывалось атомное оружие. Тохтар Аубакиров в парламенте как-то заявил, что там до сих пор находится неразорвавшийся ядерный заряд. Надо с этим разобраться, ведь великое российское разгильдяйство может привести к незапланированному взрыву, последствия которого для региона даже трудно представить. А в Мангыстауской области, недалеко от Жанаозена, есть поселок Сенек. Это тоже святые для казахов места – там лежит Бекет-ата.
Туда падают российские баллистические ракеты на гептиле, выпущенные с территории Оренбургской области. Когда в сентябре в Астане мы проводили учредительную конференцию по созданию движения «Халыктық альянс», с докладом выступил Жанибек Кожык. Он привел различные факты, подкрепленные фотографиями, о страшных экологических последствиях этих запусков. Так, в Сенеке рождаются верблюжата без кожи!
В Центральном Казахстане находится полигон Сары-Шаган, в который входит ряд военных комплексов, используемых как Россией, так и Казахстаном. Именно сюда падают ракеты, выпущенные с сопредельной стороны. Кроме этого, в Алматинской области есть полигон Сары-Озек, где в конце 80-х годов взрывались ракеты средней и малой дальности, вывезенные из европейской части. И это еще далеко не все.
Сейчас американцами начато строительство бактериологического центра, где будут разводить штаммы. С какой стати? Почему такое решение было принято в обход общественного мнения? Более того, Алматы – сейсмоопасный район, и в случае крупного землетрясения к разрушениям может добавиться угроза биологического заражения самого крупного мегаполиса страны.
Или взять Восточный Казахстан. Мало того, что там местное население до сих пор «пожинает плоды» Семипалатинского полигона, так там еще хотят разместить Банк ядерного топлива. Я был на презентации этого БЯТа, наивно полагая, что он будет представлять собой некий подземный бункер, укрепленный многометровым слоем бетона, многоуровневой системой безопасности или еще что-то в этом роде.
Оказывается, это обычное здание постройки 60-х годов прошлого века, где будут установлены железные стеллажи, а на них бочки с этим самыми ядерным топливом. Я обратился с вопросом к представителю Ульбинского завода: представим, что я террорист и стрельнул по этому зданию – что вы будете делать? Ответа не последовало. А ведь это не такой уж и фантастический вариант, учитывая близость Афганистана или реальные угрозы со стороны собственных террористических групп.
Навести порядок в стране
- Давайте вернемся к движению «Анитигептил». Есть мнение, что простым людям оно неинтересно. Мол, если молчат, значит им бәрібір.
- Никто не молчит. Когда «Протон» упал, мы сразу с кызылординскими друзьями поехали в Байконур, проникли туда. Переночевали, разговаривали. Потом стали записывать интервью с простыми людьми, врачами и другими. Нам рассказывали, как у детишек идет кровь носом, постоянная рвота после запусков… Кстати, после беседы с начальником местной СЭС, который дал полный расклад по ситуации, его резко понизили в должности, а когда пошел шум, то пришлось его восстановить.
- Как вам представляется закрытие российских военных полигонов на нашей территории?
- У нас есть прецедент, когда в 1989 году был закрыт Семипалатинский полигон. Не будем сейчас говорить о заслугах в этом президента страны или общественности. Да, кое-кто хочет на этом Нобелевскую премию получить, но надо помнить, что есть и другие полигоны, которые до сих пор несут для нашего народа не меньшую опасность.
В то время, на заре независимости, надо было поднимать речь обо всех полигонах, а не только о Семипалатинском. Проблема еще не решена. Нам в нашей стране нужно, наконец, навести порядок, вынести все вредные вещи вон.
Необходимо признаться, что мы стали во многом народом-трусом, народом-подхалимом. Не все, конечно, но в целом это так. Нам на голову падает гептил, а мы боимся сказать об этом открыто. Вы думаете, что про наш общий и всеобъемлющий страх знаем только мы с вами? Ошибаетесь, это хорошо знают все – власть, Россия, Китай, Запад.
А разве трусов кто-либо уважал? И чему нам удивляться? Посмотрите сами – все возмущены гептилом, а на реальные акции протеста выходят единицы! Хотим быть счастливыми – тогда давайте вместе побеждать страх, каждый сам в себе!
Беседовала Алма Шарипова
Источник: ADAM bol
Просмотров материала: 4 165