Моему знакомому по роду профессиональной деятельности пришлось подсчитать число жителей Казахстана. Это нужно было одной крупной компании, занимающейся товарами народного потребления. Вообще-то требовалось дать разбивку населения по регионам. Но когда наш специалист сложил Север, Юг, Запад, Восток и Центр, то получилось 10,5 млн. жителей. В принципе, если пользоваться другими методиками, то получается натянуть число жителей республики до 11 млн. Но это - предел.
Источник: dialog.kz
Сразу оговоримся, что в работе речь шла только о тех, кто физически находится на территории Казахстана. То есть 600 тыс. казахстанских трудовых мигрантов в Российской Федерации в эту цифру не попали. Нет здесь и студентов из Казахстана, которые учатся в Чехии или Китае. Но даже если все эти группы населения «вернуть» в пределы границ Казахстана, то 17 млн. человек, про которые утверждает официальная статистика, ни при каких раскладах не получается.
Кстати. Из 900 тыс. оралманов, которые якобы прибыли в Республику Казахстан за годы независимости, наш знакомый недосчитался 360 тысяч. Поэтому либо они не приезжали в страну, либо уже уехали куда-нибудь, либо числятся исключительно по бумагам. Высокий удельный вес оралманов в Жанаозене и в казахскоязычной прессе не должен никого вводить в заблуждение. В реальности никакого их количества под миллион не существует.
Есть еще весьма интересные результаты исследования. Например, в Алматы реально проживает 2,5 млн. жителей. Еще почти полмиллиона набирается, если собрать вместе проживающих в Каскелене, Иссыке, Талгаре, Капшагае, то есть фактически это зона действия Алматинской агломерации. Если еще и четыре заявленных города-спутника по дороге на Капшагай построить, то Алматы окончательно утвердится в роли главного демографического лидера страны.
Какое-то количество людей проживает в Астане – с этим фактом работа моего знакомого не спорит. Но в целом район столицы густонаселенным можно назвать только на фоне Аягуза или пространства в 400-600 км между Прикаспийским регионом и остальной частью страны, где людей практически нет. В Актюбинской области, стоит чуть-чуть отъехать от областного центра и уже до границы с Узбекистаном хватит пальцев на руках, чтобы перечислить все попадающиеся по пути населенные пункты.
Люди однозначно есть в Шымкентском оазисе, в районе Караганды и Темиртау, по Иртышу и Уралу. В Северном Казахстане тоже можно встретить подобие заселенной территории. На этом почти все и заканчивается. Казахстан – это не просто малонаселенная территория. По меркам таких государств как Индонезия или Бангладеш Республика Казахстан – это вообще безлюдное место. По факту в Ферганской долине жителей больше, чем в Казахстане.
Природа не терпит пустоты. Поэтому если Астана не решит каким-либо приемлемым образом проблему пустых территорий, то будет иметь неизбежные проблемы. Ясное дело, что в Центральном Казахстане с его резко континентальным климатом может выжить далеко не каждый, но ведь и технически прогресс не стоит на месте. В США такие города как Феникс и Лас-Вегас с их современными размерами были бы невозможны еще в середине XX века. Однако современные системы водоснабжения и энергоподачи решили все вопросы в таком виде, что города в мало приспособленных для них ландшафтах стоят и дефицита в каких-либо жизненно важных ресурсах не испытывают.
Если мы обратимся к историческим прецедентам, то оседлым народам при площади в 300 на 200 км уже приходилось создавать государство для контроля над территорией. Кочевники оперировали иными масштабами. Там и при размахе в 1000 на 500 км можно было обойтись тем, что называется учеными «сложное вождество». Однако на дворе XXI век и он диктует свои правила и стандарты контроля за территорией.
Таким образом, истинное количество населения. А именно: 10,5 – 11 млн. жителей - по-новому ставят вопрос к социальной эффективности и ответственности государства. Почему при ассигнованиях на 17 млн. жителей вечно не хватает мест в детских садах, в перегруженном режиме работают школы и больницы? Почему штат полиции тоже по идее рассчитан на официальное число граждан, но люди в форме не справляются с валом преступности, не могут обеспечить неотвратимость наказания даже за тяжкие преступления против личности?
При таком числе жителей и особенностях их расселения кардинально иное значение приобретают дороги, особенно стратегические (как шоссейные, так и железные), санитарная авиация, линии связи. Австралия с ее 16 человеками (в среднем) на квадратный километр по сравнению с Казахстаном вообще не имеет проблем с поддержанием инфраструктуры на занимаемой территории. У Казахстана по факту людей на среднем квадратном километре в три раза меньше, а значит и фактор хороших коммуникаций становится еще важнее.
Число пенсионеров за годы независимости Казахстана сократилось с 3 млн до 1,5 млн. Однако чиновникам и такое число кажется большим, из-за чего продавлен закон об увеличении пенсионного возраста для женщин. Плюс планомерное урезание декретных выплат и других социальных пособий. Государственная политика по ограничению признания людей инвалидами тоже одним из своих эффектов дает экономию ресурсов на социальных расходах.
Несмотря на сокращение числа жителей, природных богатств в Казахстане меньше не стало. Однако уровень бедности остается непростительно высоким. Сама черта бедности в 40% от прожиточного минимума служит иллюстрацией к фарсу о социальном государстве. А где же все эти сверхдоходы от миллионов тонн нефти, тысяч тонн урана, плюс зерно и прочие бонусы, которыми по определению располагает Казахстан. Ведь $145 млрд прибыли, которые официально вывезли из республики нерезиденты в лице международных нефтедобывающих компаний ничего не объясняют. В стране за годы независимости были только через республиканский бюджет потрачены десятки и десятки миллиардов долларов. Как свидетельствует результат – израсходованы бездарно.
Такой город белых воротничков как Астана становится еще более нелепым и сюрреалистичным, чем он казался ранее. Казахстан – это не Бразилия, чтобы потянуть такую бюрократическую инфраструктуру, реальная польза от которой для остальной страны весьма сомнительная. Столица как и все остальное паразитирует на доходах от сырьевого сектора и еще больше усиливает асимметрию в их распределении. По логике вещей если что-то подобное и создавать, то тогда ближе к нефтедобывающим регионам, которые и обеспечивают Астану необходимыми субсидиями.
В принципе, про ситуацию с дутыми цифрами населения Казахстана информация поступает постоянно. Сначала количество жителей на подведомственной территории завышали акиматы, чтобы в 90-ые годы их не коснулась жесткая рука «оптимизации». Потом уже возобладали идеологические императивы. Мол, раз Казахстан процветающее нефтедобывающее государство, то сюда должна все стремиться как пчелы на цветы по образцу Катара или Объединенных Арабских Эмиратов. Но периодически исследования под эгидой Всемирного банка выдавали цифру вроде 13 млн. жителей. Видимо, по методике международных организаций трудовые мигранты или студенты считаются не по месту их фактического нахождения, а по гражданству. А теперь вот человек посчитал людей в стране по роду стоящей перед ним профессиональной задачи и оказалось, что жителей на 20 городов вроде Костаная не достает.
Из всего вышесказанного следует вывод: если абстрагироваться от «больших» бизнесов, связанные с извлечением полезных ископаемых, то получается… А получается то, что чинуши разных рангов, а в особенности из верхних эшелонов, чей главный интерес кроется в том, чтобы по техничнее «распилить» различные госбюджеты, обдирают не только живые души, имеющиеся в наличии, но и «мертвые души», которые, значатся …как реальные!..
Просмотров материала: 2 906