Как случилось, что на казахстанской части МЦПС«Хоргос» до сих пор нет ни одного значимого объекта, а на китайской уже началась торговля? Почему бизнесмены из КНР умудряются играть с курсом юаня к тенге при продаже своих товаров нашим гражданам? И почему вообще, жители Китая больше выиграли от строительства МЦПС, чем казахстанцы? Ответы на эти и другие вопросы в интервью Матрица.kz дал вице-президент МЦПС «Хоргос» Сакенгали Нуртазин.
Прошло почти девять лет с тех пор, как Казахстан и Китай приступили к реализации совместного проекта — строительству международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». За минувшие годы ситуация вокруг него уже успела накалиться и вылиться в громкое «Хоргосское дело».
Однако разговор в нашем материале пойдет не об этом, а о том, что же все таки мешает центру стать одной их точек роста для отечественной экономики. Об этом мы и поговорили с г-н Нуртазиным.
- Сакенгали Абызович, надо быть слепым, чтобы не понять, что на казахстанской части «Хоргоса» нет ничего кроме фонарных столбов и пары-тройки мелких магазинчиков. В то время как на китайской уже построены и запущены три огромных торговых центра. Почему мы так отстаем?
- Потому что мы развиваемся на ровном месте. Когда в 2004 году Казахстан и Китай приняли обоюдное решение о создании МЦПС «Хоргос» на нашей стороне была голая земля. А китайская сторона развивается уже давно - с 80-х годов. То есть на момент начала строительства, в 2005 году, у КНР была практически готова вся инфраструктура, теперь же им просто надо ее расширять в соответствии с застройкой. С нашей стороны больших затрат потребовали берегоукрепительные работы, обеспечение технической инфраструктурой: постройка линий электропередач, обеспечение теплом и канализацией.
- Сколько денег ушло на все это?
- На это в целом было заложено, примерно, 500 миллионов долларов. Это на период с 2006 по 2018 годы. Из них на сегодняшний день освоено свыше 30 миллиардов тенге. Общая стоимость застройки казахстанской части центра составляет примерно 3 миллиарда долларов.
- А сколько Китай потратил? Их территория «Хоргоса» чуть ли не в три раза больше нашей.
- Они долгое время не вводили нас в курс своих дел о том, как намерены развиваться. Во время официального открытия казахстанско-китайской ярмарки «По Шелковому пути через Хоргос», которая проходила на территории центра с 22 по 27 октября, секретарь партийной организации административного комитета СЭЗ «Хоргос» Ван Ти Мин озвучил цифру 23,450 миллиарда юаней.
- Какой объем от всех работ, запланированных на нашей части центра, уже выполнен?
- Как я уже сказал, создана техническая инфраструктура. Плюс, построен административный центр, где расположено УВД, телеком, контрольно-пропускной пункт.
- Маловато с 2004 года. Ну так в чем же основная проблем, которая тормозит реализацию проекта?
- Вот смотрите, китайская сторона занимается развитием сразу двух проектов: свободной экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота» и МЦПС «Хоргос». Соответственно, следуя принципам работы СЭЗ, их бизнесменам, которые приходят развивать свой сюда, предоставляются льготы и преференции. Это касается производственной, торговой, туристической и прочей вспомогательной деятельности. Всем этим руководит административный комитет СЭЗ «Хоргос». Плюс, китайская часть МЦПС застраивается на государственные средства.
- То есть китайский бизнес как в СЭЗ, так и в МЦПС полностью освобождается от уплаты налогов?
- Да, те, кто зарегистрирован на территории МЦПС, налоги не платят.
- А для нашего бизнеса, которому предлагают прийти и заняться развитием центра и заниматься торговлей в нем, тоже созданы аналогичные условия?
- У нас это не предусмотрено ни действующим законодательством, ни существующим технико-экономическим обоснованием проекта.
- То есть казахстанским предпринимателям придется работать почти в степи, в сотнях километров от Алматы на общих обоснованиях?
- Именно так. Субъекты казахстанского МСБ платят КПН и НДС здесь в тех же размерах, что и в любом другом городе.
- Ну и зачем тогда бизнесменам приходить сюда, если они на тех же самых условиях могут работать в более комфортной обстановке? Здесь же по сути кроме света и воды ничего больше нет.
- Понимаете, так или иначе здесь будет большой рынок сбыта, потому что после завершения всех работ (в 2018 году) единовременно на территории МЦПС смогут находиться свыше 100 тысяч человек. Первоначальное ТЭО проекта допускает пребывание 30 тысяч казахстанцев и 70 тысяч граждан КНР. Ежедневная пропускная способность таможенного пункта Китая составляет 30 тысяч человек, нашего - 10 тысяч человек.
- А почему предполагается, что наших жителей на «Хоргос» будет меньше проходить?
- Потому что у нас плотность населения меньше.
- Возвращаясь к Вашему комментарию о том, что Китай полностью финансирует строительство МЦПС на государственные деньги. Почему Казахстан не делает того же самого?
- Да, затраты у них идут под эгидой государства. Правда они умело используют и административный ресурс. Частники у них тоже задействованы в этом процессе, но неформально.
- Что Вы имеет в виду?
- Партия сказала надо, комсомол ответил «есть» (смеется).
- Ну, наших бизнесменов невозможно вот так же заставить вкладывать деньги в развитие центра.
- Естественно. И потом, я подчеркиваю, что китайские предприниматели здесь получают льготы, а наши нет. В какой-то степени такая схема оправдана в отношениях с казахстанским бизнесом. Если бы у нас было, чем проводить экспансию, я имею ввиду производимые товары, вот тогда был бы смысл создавать дополнительные льготы.
- Во время ярмарки некоторые китайские торговцы умело жонглировали валютным курсом. Кто-то мог продать кастрюлю из расчета 25 тенге к юаню, а кто-то платье по 30 тенге за юань. Рассчитываясь в тенге, наши покупатели получали сдачу в юанях, которые потом обменивали в казахстанских банках, расположенных на территории таможенного пункта. Банки покупают юань по 24,6 тенге. Убыточно, однако.
- Это говорит о недобросовестности отдельно взятых предпринимателей из КНР. По этому факту мы будем работать с административным комитетом СЭЗ «Хоргос». Я уже обсудил со своим китайским коллегой рост стоимости по некоторым позициям китайских товаров, который заметил.
- Значит пока валютный курс и ценообразования на «Хоргосе» не регулируется и торговцы могут делать что хотят?
- Ценообразование и не может регулироваться, таковы законы рыночной экономики. Могут быть какие-то косвенные меры воздействия на торговцев: уговоры, влияние через арендную плату. Но указывать им, по какой стоимости продавать продукцию, нельзя.
- Скажите, есть ли у Вас лично какие-то пожелания по развитию казахстанской части центра? Что нужно сделать из того, что пока не предпринято, но помогло бы эффективнее развивать МЦПС?
- Если говорить касательно казахстанской части центра, то необходимо внести изменения в законодательство. Во-первых, необходимо создать льготы для субъектов каких-то видов деятельности, осуществляемых непосредственно на территории МЦПС и выполняющих основные цели и задачи по его развитию. Это жизненно необходимо, хотя бы на какой-то период.
Во-вторых, надо закрепить правила игры. Ведь наши граждане не знают как завозить товар на территорию МЦПС, как его затаможить. С одной стороны бизнес должен работать по общим казахстанским законам, а с другой при ввозе на территорию центра предпринимателям необходимо оформлять экспорт товара, платить пошлину.
То есть возникает коллизия - товары вроде пересекают границу, но по сути находится в пределах страны и торгуются на территории Казахстана. И вот тут происходит двойное налогообложение. Да и вообще есть целый ряд проблемных вопросов, которые нам предстоит решать, выносит на рассмотрение координационного совета — это межведомственная комиссия, которая в свою очередь встречается с китайской стороной, обсуждает их и принимает решения.
- О каких проблемных вопросах Вы говорите?
- Например, согласно существующему соглашению, проходить на территорию центра можно только по заграничным паспортам. Если мы упростим этот порядок и разрешим въезд по внутренним удостоверениям личности, то это даст дополнительный импульс к развитию центра.
Кроме того, ежемесячно наши граждане беспошлинно могут вывозить товары на сумму не более 1,5 тысяч евро (около 300 тысяч тенге) на человека или весом до 50 килограмм. Если вес превышает этот порог, то придется платить от 2 до 4 евро за каждый лишний килограмм. Китайцы в этом смысле имеют лучшие условия. Сумма ежедневного провоза товара без пошлины у них составляет порядка 200 тыс. тенге, по весу ограничений нет.
- Скажите, а если казахстанский предприниматель хочет продавать свои товары не на казахстанской, а на китайской территории «Хоргоса», то как он может это сделать?
- Для этого ему надо зарегистрировать на территории Китая юридическое лицо, можно открыть там филиал своей компании, ну или иметь партнера. Хочу еще отметить, что для жителей Китая поездка на территорию МЦПС несет в себе туристическую составляющую. Не каждый гражданин этой страны, даже имея финансовую возможность выезжать за пределы родины, может это сделать.
У них имеются административные ограничения по выезду, чтобы получить разрешение на него необходимо оформить кучу разрешительных документов. В этом отношении в Китае есть ряд сложностей, какие были в Советском союзе. И поэтому многие китайцы приезжают в «Хоргос» как туристы. И это, конечно дает китайской части МЦПС хорошие точки роста.
Ирина Слободская, Матрица.kz
Просмотров материала: 7 478