В 2013-м новогодней открытке исполнилось 170 лет. За время существования поздравительных карточек на них рисовали свиней, дирижабли, свастику и даже надгробия.
Британский изобретатель Генри Коул (1808-1882) отличился во многих сферах: организовал Большую выставку промышленных работ всех народов в Лондоне, разработал дизайн чайника, написал несколько детских книжек. Но в историю он вошел благодаря маленькой почтовой карточке - именно Коула в мире признают изобретателем новогодней открытки. Конечно, поздравительные открытки отправлялись и до того, но ни одна из них не была создана специально под конкретный праздник.
О поздравлении своих друзей с новым, 1844 годом Коул побеспокоился более чем заблаговременно - еще в мае 1843-го. Нарисовать открытку к празднику изобретатель попросил своего приятеля Джона Калькотта Хорсли - английского живописца, чьи работы к тому времени уже выставлялись в Королевской академии. Эскиз изображал семью - в том числе и маленькую девочку - во время тоста, с бокалами в руках. Первая партия новогодних открыток была напечатана в количестве 2.050 экземпляров в двух вариантах - цветном и монохромном. Так мир получил новую традицию.
14 декабря 2013 года одна из тех самых первых новогодних карточек ушла с британского аукциона Henry Aldridge& Son за 4.200 фунтов стерлингов. Довольно дешево, если учесть, что в мире осталось не более 15 штук из легендарной партии. Рекордная цена, 22,5 тыс. фунтов, была заплачена за подобную открытку в 2001 году. Сам же сэр Коул продавал творения по шиллингу, то есть по 12 пенсов.
Пластилиновый маньяк
Одной из самых популярных «открыточных» фирм начала ХХ века была парижская AN, принадлежавшая Арману Нойеру. Именно этому издателю поставлял свои работы крайне продуктивный скульптор-самоучка Доменико Мастроянни (1876-1962), дальний предок известного актера Марчелло Мастроянни. Сын плотника и ученик керамиста, Мастроянни мог невероятно быстро создавать из пластилина, глины или воска фигурки и интерьеры. Свои творения мастер размещал на пластинах размером 50х70 см, фотографировал результат и тут же разрушал созданное, чтобы слепить что-то новое.
Сюжеты мастер брал из Библии, литературы или истории, создав не одну тысячу открыток и стереокартинок, очень популярных в ту эпоху. Пластилиновые миры Мастроянни зачастую выглядели не менее реальными, чем фотографии настоящих городов и людей. Свою технику художник называл скульптохромией или фотоскульптурой. Он считал, что будущее искусства - в тесном симбиозе с достижениями прогресса.
Открыточных дел мастер был знаком со многими знаменитыми живописцами - Камилем Писсарро, Альфонсом Мухой, Эдгаром Дега, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром, Огюстом Роденом, Густавом Климтом. Но подобной им славы Мастроянни не нажил, а в родной Италии вообще считался мастером китча. Оно и не удивительно - с такими фигуристыми полуобнаженными барышнями-героинями.
Новогодние открытки от Мастроянни - то еще зрелище. Главной задачей маэстро было как можно ужаснее загубить уходящий год на глазах года наступающего. Вот тонет гондола с 1907-м, пока 1908-й тешится поцелуями красотки. У надгробного памятника 1909-му стоит юная мать с 1910-м на руках. Над упавшим на лед обнаженным стариком 1909-м кружат вороны, а барышня 1910-й катается на санках с кавалером.
Итальянец давил уходящие годы машинами и лошадьми, топтал ногами прямо на смертном ложе, отправлял умирать от холода, использовал в качестве взлетной полосы для аэроплана. Поздравь знакомых чем-то столь мрачным сейчас - не поймут, но век назад народу нравилось. При этом люди, хорошо знавшие мастера Мастроянни, утверждали, что был он человеком крайне добродушным.
Свастики в мухоморах
Открытка-календарик или карточка с цифрами наступающего года - такой продукции в начале ХХ века было чрезвычайно много. Четкое понимание своей целевой аудитории - залог успеха издательств: юноши посылали открытки с нежными красавицами, девушкам нравились фотографии франтоватых усачей. У некоторых в руках были мешки денег, но и без мешков картинки тоже хорошо продавались - главное, чтобы взгляд героя сюжета был достаточно томным.
Не меньше было и картинок, намекающих на неотвратимость счастья в новом году. С Новым годом, с новым счастьем! - поздравление универсальное: именно счастья чаще всего желают в этот праздник во всем мире. Только вот символы этого самого счастья не унифицированы - поэтому и удивляют старые европейские открытки. Почему барышни в кринолинах выгуливают свиней, причем тут мухоморы и что это за чумазые малыши с чем-то похожим на сиденье для унитаза в руках? Все это и есть символы удачи и счастья. А туалетные сиденья - это огромные подковы, едва ли не единственный европейский оберег на счастье, знакомый украинцам.
Другие символы удачи - четырехлистный клевер, трубочисты с березовыми метлами, символизирующими плодородие, красно-белые мухоморы, прекрасно гармонирующие с одеждой Санта-Клауса. Встречаются новогодние поросята: свинья приносит удачу немцам, венграм, чехам, англичанам. Иногда на карточках изображали сразу весь джентльменский набор: и свиней, и трубочистов с клевером, и мухоморы - удачи много не бывает. А на совсем уж старых новогодних открытках в орнаментах попадается свастика - еще не испоганенный нацистами символ жизни и счастья.
Это все дань традиции, но и новейшие достижения цивилизации - телефоны, дирижабли, автомобили - тоже присутствовали на почтовых карточках. Пусть аэроплан так и не стал символом удачи, но полет на нем в начале ХХ века был чем-то из ряда вон выходящим, доступным лишь высшему классу. А заодно он менял представления о скорости: Санта-Клаусу больше не надо было эксплуатировать оленей, он успевал ко всем детишкам, прилетая на самолете или цеппелине. Да и послушные дети могли не утруждать себя написанием писем - гораздо удобнее ведь позвонить Санте по телефону. Правда, художники, работавшие над открытками, не очень представляли себе принцип работы аэропланов, и те у них зачастую не то что пропеллеров бывали лишены, но даже моторов.
Безалкогольный праздник
Западная Украина с почтовой открыткой познакомилась раньше, чем Центральная и Восточная. Именно в Австро-Венгерской империи, куда до 1918 года входила Галиция, открытка утвердила себя в 1869-м в той форме, в которой знакома и нам: небольшая карточка стандартного размера, которую можно пересылать по почте без конверта. А с конца ХІХ века начался всемирный бум филокартии, продолжавшийся до конца Первой мировой войны.
Открытка стала предметом коллекционирования. Издавались тысячи карточек с самыми разнообразными темами и сюжетами, в том числе к рождественским праздникам и Новому году. Часто авторы убивали двух зайцев одной открыткой, поздравляя сразу и с Новым годом, и с Рождеством. Иногда заодно вспоминали и о святом Николае или Крещении, но таких открыток крайне мало. К созданию праздничных сюжетов издатели привлекали выдающихся художников эпохи - Елену Кульчицкую, Ярослава Пстрака, Антона Манастырского, Осипа Куриласа, Теодора Гриневича, Ивана Ижакевича. Работали и десятки других, менее известных мастеров.
Символы удачи, те же подковы, на украинских открытках встречались очень редко. В основном героями картинок были ангелы, маленькие мальчики (символы нового года) или рождественские звезды в руках у крестьян, стоящих около образцово-показательной деревянной церквушки на фоне идиллического карпатского пейзажа. Часто встречались элементы народной вышивки, а также модные в эпоху сецессии изящные растительные орнаменты.
В начале ХХ века в Галиции праздничные открытки уже издавались массово - во Львове и Коломые. Причем именно Коломыя с ее издательством Якова Оренштайна долгое время держала первенство, пока Львов не вырвал лидерство благодаря доброму десятку новых издательств - Пресса, Русалка, Украинская пресса, Сокольский базар, Тема, Заря, Украинское искусство, Возрождение, Новая хата и другие. Самыми одиозными были карточки издательства Возрождение: на каждой красовался слоган Празднуем без алкоголя. Причина проста: издательство действовало при основанном в 1909 году обществе Возрождение, боровшемся с пьянством и курением.
Ну, а первой украинской рождественской открыткой на территории Российской империи считается изданная в 1898 году Общиной святой Евгении картинка с запорожцем, нарисованная Ильей Репиным. В современном понимании в ней ничего праздничного нет, но открытка вышла в серии из десяти других, действительно рождественских, поэтому первенство ее не оспоришь.
Источник: http://korrespondent.net/
Просмотров материала: 3 007