23 ноября 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



ДЕТРОЙТ: появится ли у американского моногорода второе дыхание?

11 декабрь 2013, 11:56
ДЕТРОЙТ: появится ли у американского моногорода второе дыхание? Вчера поздно ночью по алматинскому времени из США пришло известие: впервые в истории автопрома новым главой General Motors стала женщина – 51-летняя Мэри Барра (Mary Barra). Между тем город Детройт, который еще в начале XX века стал штаб-квартирой американского автомобилестроения, неделю назад официально признан банкротом. Трудно поверить, но и американцы вплотную сталкиваются с проблемой моногородов, когда из-за остановки основных производств некогда процветающий «миллионник» пришел в упадок… Впрочем, в последние месяцы в экономической прессе стали появляться статьи о «новой индустриализации» США: возвращении в страну заводов, которые в течение долгого времени крупные компании предпочитали размещать в развивающихся странах.

История американского города, подсказывают источники в Сети, берет свое начало в 1701 году, когда французский офицер Антуан де Ла Мот Кадиллак с небольшой группой приверженцев основал поселение на берегу реки, которое в дальнейшем получило название «Детройт» (в переводе с французского «пролив»):река действительно являлась проливом между Великими Озерами – Гурон и Эри. В последствии, благодаря выгодному расположению, Детройт превратился в крупный транспортный центр.

Превращение города в автомобильную столицу началось в 1899 году, когда Генри Форд построил автомобильный завод в пригороде Детройта. Именно здесь знаменитый американский предприниматель сумел наладить первый промышленный конвейер по сборке автомобиля «Model T». Благодаря доступной цене было продано порядка 15 млн автомобилей, что позволило компании со временем стать крупнейшим автомобильным центром в Соединенных Штатах. Со временем Chrysler, American Motors и General Motors сделали Детройт своим командным центром. Большое количество рабочих мест позволили привлечь в город десятки тысяч новых поселенцев, как с США, так и иммигрантов с Европы.

В 1930 году Детройт стал уже четвертым по размеру городом в Соединенных Штатах, с населением в 1,6 млн человек, а в 1950-х население вплотную приблизилось к 2 млн. человек. На этом, собственно, население города перестало расти, а в последующие десятилетия наблюдался отток: в 2011-м в городе уже зафиксировано всего около 700 тыс. жителей, то есть чуть ли не троекратное уменьшение числа жителей.

Серьезный упадок экономики Детройта начался в 1970-1980гг. в связи с кризисом американской автомобильной промышленности. Большинство крупных производств в городе, ориентированных в основном на автомобильную промышленность, в последние несколько десятков лет закрылись. Это привело к росту безработицы, преступности и массовому оттоку квалифицированных специалистов из города…

И, как итог, неделю назад, 3 декабря, Федеральный суд США признал город, задолженность которого составляет $18,5 млрд, а дефицит бюджета составляет $280 млн., банкротом. Самыми крупными кредиторами городских властей являются пенсионный фонд Детройта, а также полицейский и пожарный департаменты. Как пишет USA Today, федеральный судья Стивен Роддс признал, что город разорен и у него слишком много кредиторов, чтобы он мог расплатиться. Согласно оценке кризисного управляющего Детройта Кевина Орра, процедура банкротства может быть завершена до 2014 года. Детройт, таким образом, стал крупнейшим городом-банкротом в истории США.

Как сообщает Reuters, американское правительство пришло на выручку «большой тройке»– концернов GM, Ford и Chrysler – в самый разгар финансового кризиса 2007-2009 годов, который привел к сильнейшей рецессии в Америке со времен Великой депрессии. «Эта важная глава в истории нашего государства теперь закрыта», - заявил в понедельник, 9 декабря, министр финансов Джек Лью после того как правительство США окончательно избавилось от акций General Motors Co, завершив историческую эпопею по спасению одного из самых известных автоконцернов в США. В результате программы помощи GM американские налогоплательщики недосчитались около $10 млрд, которые Минфин выделил компании в 2009 году.

Всего же казна потратила $49,5 млрд, чтобы помочь компании избежать банкротства. Деньги автопрому выделялись из фонда объемом $700 миллиардов, создание которого Конгресс одобрил, чтобы помочь банковскому сектору и погасить нараставшую панику на Уолл-стрит. Несмотря на потери казны, спасение автомобилестроительного сектора помогло компаниям вновь стать прибыльными, а опубликованное в понедельник исследование Center for Automotive Research показало, что были сохранены 1,5 млн рабочих мест и сборы страховых налогов на сумму $105,3 миллиарда.

Всю эту историю трудно рассказывать, если бы не свет в конце туннеля. В последние месяцы в американской экономической прессе стали появляться статьи о «новой индустриализации» США: возвращении в страну заводов, которые в течение предыдущих двух десятилетий местные компании предпочитали размещать в развивающихся странах. В начале декабря New York Times со ссылкой на данные Министерства торговли США сообщила, что экспорт автомобилей из Соединенных Штатов за период 2009-2012 годов вырос почти на 80%, а за десять месяцев 2013-го рост экспорта составил почти 9% в годовом измерении.

Если в 2012-м на экспорт (включая Канаду и Мексику) отправилось 1,8 млн автомобилей, то по итогам текущего года поставки из США могут достичь уже двух миллионов. Для сравнения, внутри Соединенных Штатов в 2013 году ожидаются продажи 15,5 млн автомобилей, так что экспорт по сравнению с размером внутреннего рынка пока выглядит скромно.

В последние десятилетия страна была крупным промышленным импортером, в том числе и в такой исторически важной для себя отрасли, как автомобильная промышленность. Однако после кризиса автомобили, произведенные на территории США (и, в частности, на заводах японских компаний Honda и Toyota), подешевели, став конкурентоспособными и по цене, и по качеству. Впервые за долгое время производители получили возможность отправлять свои машины на экспорт.

Активно развивать мощности в США ради насыщения как внутреннего, так и внешнего рынков, помимо автопроизводителей, решили и другие промышленники. По сообщениям американских СМИ, в конце 2012 года концерн General Electric начал производство в своем промышленном парке в Луисвилле (штат Кентукки). Еще раньше часть производств вернули из-за рубежа производители домашней техники Whirpool и лифтов Otis. Высокотехнологичная Apple, которая производит свои iPhone и iPad исключительно за рубежом, в начале ноября объявила о намерении построить завод в городе Меса (штат Аризона). Еще раньше о похожих планах рассказали в Lenovo.

За процессом возвращения промышленных предприятий в США журналисты стали пристально следить в последние два года – когда из единичных случаев «новая индустриализация» начала вырастать в тенденцию. Среди самых очевидных причин переноса заводов из развитых стран деловые СМИ называют высокую стоимость топлива – с 2000 года нефть подорожала примерно в три раза. Дороговизна бензина и керосина автоматически ведет к подорожанию перевозок, а следовательно, и к росту стоимости товаров, ввезенных в США, которые остаются крупнейшим мировым импортером. При этом в самих США в последние годы топливо (прежде всего газ) стабильно дешевеет – благодаря сланцевой революции.

По оптимистичным сценариям в ближайшем будущем Соединенные Штаты могут стать не только промышленным экспортером, но и поставщиком энергоресурсов – немыслимая для начала 2000-х годов ситуация. Кроме того, по сведениям консалтинговой компании Boston Consulting Group, в самих Соединенных Штатах существенно изменились отношения между работодателями и наемными рабочими. С одной стороны, профсоюзы потеряли значительную часть влияния и охотнее идут на бесконфликтное разрешение споров. С другой стороны, бизнес стал гибче в вопросах оплаты труда и социальных гарантий. По крайней мере, так происходит в автомобильной отрасли.

Проводя параллели с ситуацией с казахстанскими моногородами, отметим лишь, что правительство РК, как и американское, в разгаре мирового финансового кризиса бросилось спасать банки… Однако не в пример американскому правительству наши министры почему-то забыли обо всех остальных, в том числе и горнорудные компании, которые в условиях жесткого падения цен на сырье на мировом рынке остались один на один не только с производственными трудностями своего развития, но и с острейшими проблемами моногородов, где, как правило, находятся их основные производства. Для сведения: если раньше в госпрограмму по развитию моногородов на 2012-2020 гг. были официально включены 27 городов, то в готовящейся единой госпрограмме по региональному развитию уже насчитали 40 моногородов…

Геннадий СОРИН, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 094

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 123 298 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 123 130 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 122 771 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 122 795 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 123 103 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 476 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 653 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 720 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 10 909 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 054 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 433 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 321 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 649 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 546 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 353 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 455 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 653 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 319 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 667 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 432 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 428 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 268 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 113 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 360 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 291 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 822 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 167 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 147 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 364 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 692 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 116 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 130 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 174 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 097 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 330 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 482 Просмотров





Опрос


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930