Вчера поздно ночью по алматинскому времени из США пришло известие: впервые в истории автопрома новым главой General Motors стала женщина – 51-летняя Мэри Барра (Mary Barra). Между тем город Детройт, который еще в начале XX века стал штаб-квартирой американского автомобилестроения, неделю назад официально признан банкротом. Трудно поверить, но и американцы вплотную сталкиваются с проблемой моногородов, когда из-за остановки основных производств некогда процветающий «миллионник» пришел в упадок… Впрочем, в последние месяцы в экономической прессе стали появляться статьи о «новой индустриализации» США: возвращении в страну заводов, которые в течение долгого времени крупные компании предпочитали размещать в развивающихся странах.
История американского города, подсказывают источники в Сети, берет свое начало в 1701 году, когда французский офицер Антуан де Ла Мот Кадиллак с небольшой группой приверженцев основал поселение на берегу реки, которое в дальнейшем получило название «Детройт» (в переводе с французского «пролив»):река действительно являлась проливом между Великими Озерами – Гурон и Эри. В последствии, благодаря выгодному расположению, Детройт превратился в крупный транспортный центр.
Превращение города в автомобильную столицу началось в 1899 году, когда Генри Форд построил автомобильный завод в пригороде Детройта. Именно здесь знаменитый американский предприниматель сумел наладить первый промышленный конвейер по сборке автомобиля «Model T». Благодаря доступной цене было продано порядка 15 млн автомобилей, что позволило компании со временем стать крупнейшим автомобильным центром в Соединенных Штатах. Со временем Chrysler, American Motors и General Motors сделали Детройт своим командным центром. Большое количество рабочих мест позволили привлечь в город десятки тысяч новых поселенцев, как с США, так и иммигрантов с Европы.
В 1930 году Детройт стал уже четвертым по размеру городом в Соединенных Штатах, с населением в 1,6 млн человек, а в 1950-х население вплотную приблизилось к 2 млн. человек. На этом, собственно, население города перестало расти, а в последующие десятилетия наблюдался отток: в 2011-м в городе уже зафиксировано всего около 700 тыс. жителей, то есть чуть ли не троекратное уменьшение числа жителей.
Серьезный упадок экономики Детройта начался в 1970-1980гг. в связи с кризисом американской автомобильной промышленности. Большинство крупных производств в городе, ориентированных в основном на автомобильную промышленность, в последние несколько десятков лет закрылись. Это привело к росту безработицы, преступности и массовому оттоку квалифицированных специалистов из города…
И, как итог, неделю назад, 3 декабря, Федеральный суд США признал город, задолженность которого составляет $18,5 млрд, а дефицит бюджета составляет $280 млн., банкротом. Самыми крупными кредиторами городских властей являются пенсионный фонд Детройта, а также полицейский и пожарный департаменты. Как пишет USA Today, федеральный судья Стивен Роддс признал, что город разорен и у него слишком много кредиторов, чтобы он мог расплатиться. Согласно оценке кризисного управляющего Детройта Кевина Орра, процедура банкротства может быть завершена до 2014 года. Детройт, таким образом, стал крупнейшим городом-банкротом в истории США.
Как сообщает Reuters, американское правительство пришло на выручку «большой тройке»– концернов GM, Ford и Chrysler – в самый разгар финансового кризиса 2007-2009 годов, который привел к сильнейшей рецессии в Америке со времен Великой депрессии. «Эта важная глава в истории нашего государства теперь закрыта», - заявил в понедельник, 9 декабря, министр финансов Джек Лью после того как правительство США окончательно избавилось от акций General Motors Co, завершив историческую эпопею по спасению одного из самых известных автоконцернов в США. В результате программы помощи GM американские налогоплательщики недосчитались около $10 млрд, которые Минфин выделил компании в 2009 году.
Всего же казна потратила $49,5 млрд, чтобы помочь компании избежать банкротства. Деньги автопрому выделялись из фонда объемом $700 миллиардов, создание которого Конгресс одобрил, чтобы помочь банковскому сектору и погасить нараставшую панику на Уолл-стрит. Несмотря на потери казны, спасение автомобилестроительного сектора помогло компаниям вновь стать прибыльными, а опубликованное в понедельник исследование Center for Automotive Research показало, что были сохранены 1,5 млн рабочих мест и сборы страховых налогов на сумму $105,3 миллиарда.
Всю эту историю трудно рассказывать, если бы не свет в конце туннеля. В последние месяцы в американской экономической прессе стали появляться статьи о «новой индустриализации» США: возвращении в страну заводов, которые в течение предыдущих двух десятилетий местные компании предпочитали размещать в развивающихся странах. В начале декабря New York Times со ссылкой на данные Министерства торговли США сообщила, что экспорт автомобилей из Соединенных Штатов за период 2009-2012 годов вырос почти на 80%, а за десять месяцев 2013-го рост экспорта составил почти 9% в годовом измерении.
Если в 2012-м на экспорт (включая Канаду и Мексику) отправилось 1,8 млн автомобилей, то по итогам текущего года поставки из США могут достичь уже двух миллионов. Для сравнения, внутри Соединенных Штатов в 2013 году ожидаются продажи 15,5 млн автомобилей, так что экспорт по сравнению с размером внутреннего рынка пока выглядит скромно.
В последние десятилетия страна была крупным промышленным импортером, в том числе и в такой исторически важной для себя отрасли, как автомобильная промышленность. Однако после кризиса автомобили, произведенные на территории США (и, в частности, на заводах японских компаний Honda и Toyota), подешевели, став конкурентоспособными и по цене, и по качеству. Впервые за долгое время производители получили возможность отправлять свои машины на экспорт.
Активно развивать мощности в США ради насыщения как внутреннего, так и внешнего рынков, помимо автопроизводителей, решили и другие промышленники. По сообщениям американских СМИ, в конце 2012 года концерн General Electric начал производство в своем промышленном парке в Луисвилле (штат Кентукки). Еще раньше часть производств вернули из-за рубежа производители домашней техники Whirpool и лифтов Otis. Высокотехнологичная Apple, которая производит свои iPhone и iPad исключительно за рубежом, в начале ноября объявила о намерении построить завод в городе Меса (штат Аризона). Еще раньше о похожих планах рассказали в Lenovo.
За процессом возвращения промышленных предприятий в США журналисты стали пристально следить в последние два года – когда из единичных случаев «новая индустриализация» начала вырастать в тенденцию. Среди самых очевидных причин переноса заводов из развитых стран деловые СМИ называют высокую стоимость топлива – с 2000 года нефть подорожала примерно в три раза. Дороговизна бензина и керосина автоматически ведет к подорожанию перевозок, а следовательно, и к росту стоимости товаров, ввезенных в США, которые остаются крупнейшим мировым импортером. При этом в самих США в последние годы топливо (прежде всего газ) стабильно дешевеет – благодаря сланцевой революции.
По оптимистичным сценариям в ближайшем будущем Соединенные Штаты могут стать не только промышленным экспортером, но и поставщиком энергоресурсов – немыслимая для начала 2000-х годов ситуация. Кроме того, по сведениям консалтинговой компании Boston Consulting Group, в самих Соединенных Штатах существенно изменились отношения между работодателями и наемными рабочими. С одной стороны, профсоюзы потеряли значительную часть влияния и охотнее идут на бесконфликтное разрешение споров. С другой стороны, бизнес стал гибче в вопросах оплаты труда и социальных гарантий. По крайней мере, так происходит в автомобильной отрасли.
Проводя параллели с ситуацией с казахстанскими моногородами, отметим лишь, что правительство РК, как и американское, в разгаре мирового финансового кризиса бросилось спасать банки… Однако не в пример американскому правительству наши министры почему-то забыли обо всех остальных, в том числе и горнорудные компании, которые в условиях жесткого падения цен на сырье на мировом рынке остались один на один не только с производственными трудностями своего развития, но и с острейшими проблемами моногородов, где, как правило, находятся их основные производства. Для сведения: если раньше в госпрограмму по развитию моногородов на 2012-2020 гг. были официально включены 27 городов, то в готовящейся единой госпрограмме по региональному развитию уже насчитали 40 моногородов…
Геннадий СОРИН, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 094