В воскресное утро о девальвации... но на самом деле о добром - о семье и детях. Уже несколько месяцев всех штормит от девальвации. Меня много спрашивают об этом. Я молчу. Есть на моей странице несколько заметок, которые написал после февральской девальвации 2014 года и которые стоят на моей странице в разделе заметок . В них есть основное. Можно кое-что добавить, но этого я не делаю, потому что не применяю в своих изложениях ненормативную лексику и не обсуждаю чьи-то действия, выходящие за пределы здравого смысла.
Есть нечто гораздо более важное, что нужно знать, наверное, всем кто думает о деньгах и будущем, основанном на этих деньгах, а именно: об обесценении всех валют, всех видов денег, всей денежной массе в мире. Тенге - это только маленькая часть этой массы, незначительно маленькая. Когда мы считаем девальвацию тенге, то берем стоимостное выражение тенге к важным для нас валютам - американскому доллару, евро, рублю, юаню. Мы ищем спасения в долларе и евро.
Стоит ли искать в них спасение? И тут же должен пояснить, что здесь не идет речь о текущих финансовых операциях. Каждый уже достаточно опытен. Практически все знают куда и во что инвестировать или конвертировать. Я поведу речь о другом. О функции накопления денег, о сбережении денег. Больше всего тревог в связи с девальвациями возникают у людей относительно будущего детей, пенсии, старости, сохранности долгосрочных накоплений. И об этом надо думать, а чтобы лучше понимать что делать, надо подумать глубже, шире и дальше, чем тенге.
Чтобы понимать такие вещи надо знать теорию стоимости денег Карла Маркса. Это учение в силу его "антикапиталистической" сути положено в самый темный, самый пыльный угол в мировой экономической
науке. Мне повезло, на экономфаке МГУ это был базовый предмет - "Капитал" Карла Маркса. Это титанический труд, который дает фундаментальные знания экономики, и не важно как она называется: капиталистической, социалистической, рыночной, плановой, диктаторской... Как в химии есть основа - таблица Менделеева, так в экономике - есть "Капитал" Маркса.
Неимоверно трудно просто и коротко изложить нашу тему в терминах и категориях "Капитала" Карла Маркса, но попытаюсь.
Основная суть теории стоимости денег Маркса - это возникновение стоимости товаров в результате процесса производства. В процессе производства участвуют - живой труд, материальные средства производства (орудия труда, сырьё и материалы), природные ресурсы.
Цена товара - это денежное выражение стоимости. Цена товара складывается в следствии спроса и предложения на данный товар с учетом его потребительской оценки. Кажется легко и просто. На самом деле так оно и есть. Понять это не сложно.
Сложность начинается в понимании, что вся стоимость товаров и вся сумма денег должны находиться в соотвествии, то есть у эквиваленте. Чем больше масса товаров, при росте спроса на них, тем больше их стоимость, тем больше должна быть масса денег. Новые деньги должны появляться в результате создания новой стоимости, которую Маркс назвал прибавочной стоимостью. Основная форма возникновения прибавочной стоимости - это живой труд, который получает вознаграждение в виде заработной платы за свой труд. Больше труда, больше прибавочной стоимости, больше денег в обороте.
Во времена Маркса, был главный эквивалент денег - золото. Золото было всеобщим эквивалентом стоимости всех денег.
Так появляется орган, который отвечает за выпуск (печатание) денег в эквиваленте к массе золота. Такой орган - казначейство страны. Уже тогда правители знали как влиять на массу денег в стране, но и знали сколько их нужно иметь в обороте и они всегда могли быть обменены на золото, чтобы не было бунта. То есть товары, деньги и их всеобщий эквивалент золото были сбалансированы. Поэтому лучшей формой накопления были золотые изделия.
Банки были хранителями золота и местом обмена денег и золота, как внутри страны, так за её пределами.
Финансовая система стала усложняться, появились ценные бумаги, сначала в виде облигаций, потом в виде акций. Началось это наиболее активно в США. Потом вдруг обнаружилось, что акции можно рисовать и продавать. Это были первые формы неконтролируемого казначейством выпуска новой стоимости - акций, за которые получали деньги.
Параллельно, в силу развала империй ( Французской, Британской) казначейства стали печатать деньги как бумажки, чтобы накормить колонии, дать им эти бумажки, на которые они могли покупать товары у соседей.
Всё... машина печатания денег была запущена. Все это противоречило основам функционирования экономики, изложенной в теория Карла Маркса. Первое, что сделали финансисты, предали анафеме "Капитал" Марска. Кто знал эту теорию, тот знал правду о деньгах. Маркс знал как можно использовать теорию стоимости денег против рабочего класса, клеймя капитализм. Поэтому эта теория стала основой социалистической экономики, которую впрочем потом похоронили и здесь, так как её классовая сущность до сих пор сохранила актуальность.
Итак, основные игроки мировой экономики США, Великобритания, Франция, Россия стали печатать деньги, чтобы платить за содержание колоний, завоевывать новые сферы влияния, покупать или производить оружие и т.д. Началось это во второй половине 19 века. И особенно получило развитие в первой половине 20 века.
Но это не прошло бесследно. В России прошла революция. Француская империи распалась. Империи Великобритании еле уже существовала. Теорию Маркса не обманешь. Экономические связи этих империй с колониями были тесны. Напечатанные пустые деньги возвращались в центры империй и разрушали экономику.
Разрушение происходило просто. Чем больше ты производил товара, тем меньше они стоили, так как масса денег становилась больше массы товаров в обороте. Производство падало в силу падения эффективности.
США удержались тогда, поскольку они были географически изолированы от сфер своих интересов. Впрочем, выводы делать пока рано. Испано язычное население составляет уже 25 процентов населения США.
До середины 50-годов в международной торговле был золотой эквивалент. Золото еще как то сохраняло статус всеобщего денежного эквивалента. Существовала бретон-вудская валютная система, которую США, усиленная войной, смогла сломать , нагнув надломленные страны Европы, побежденную Японию, закрытый СССР и похоронить все эти соглашения.
Это главный итог Второй мировой войны. То что в странах победителях празднуют победу, это только маленький результат этой войны.
В США на середину ХХ века была сильная банковская и биржевая система. Банки мира развили систему международных связей через взаимные счета, рынок акций стал международным.
Основные банки США получили право печатать доллары. Несомненно все согласовывалось с ФРС - денежным регулятором США. Была запущена предельно простая машина. Банки печатали наличные доллары и продавали их за безналичные доллары в другие страны мира. За эти безналичные доллары уже можно было покупать многое за пределами США. Печатаешь бумажки, а получаешь материальные ресурсы. При этом был учтен плачевный опыт Великобритании, Франции. Эти деньги не должны были попадать во внутренний денежно-финансовый оборот США.
Этот механизм работает и сейчас. Таким образом, США выходят то одного, то из другого финансового кризиса. Однако количество долларов с мире растет рамного быстрее, чем создается новой стоимости в США. И еще быстрее растет количество долларов в денежном обороте других стран, тем самым обесценивая доллар. То есть покупательная способность доллара везде за пределами США падает гораздо быстрее. Маленький пример, в 1993 году я купил хорошую квартиру 72 кв. метра в хорошем районе за 4 тыс долларов. Сейчас её цена, наверное, 400 тыс долларов (жалко уже не моя).
Теперь на сцену выходит Европейский Союз. Для получения конкурентных экономических преимуществ США обесценивали доллар относительно Европы. ЕС это надоело. ЕС тоже запустил печатный станок. ЕС увеличивает эмиссию денег. Настает долговременная эра обесценения евро, то есть потеря покупательной способности евро по всему миру, включая саму Европу.
ЕС повышает таким образом конкурентноспособность относительно США и Китая. Китай не дремлет. Китай включился, сделал несколько незначительных легких девальваций. Это буквально 3 процента. Но эти несколько процентов Китая - это землятресение для всей мировой финансовой системы, учитывая роль экспорта- импорта Китая на все экономики мира.
Сейчас идет мировая валютная война. Курс национальной валюты - важный фактор роста или торможения любой национальной экономики. Началась жестокая война в мировой экономической системе за сохранение или завоевание места под Солнцем.
Украина, Сирия, ИГИЛ, беженцы, Афганистан, Ближний Восток - все это отклики этой войны.
Россию трясет в этой глобальной войне, так она не строит конкурентно способную экономику. Про нас говорить не буду, мы слишком маленькие по стоимости.
Главные последствия этой мировой валютной войны - масштабное обесценение покупательной способности всех основных валют. Когда они начинают кашлять, мы заражаемся уже туберкулезом.
Поэтому тот кто думает, что найдет спасение своего будущего в долларах или евро, то велика вероятность, что и там спасения не будет. Накопление денег на будущую старость становится делом небольшого смысла. Вы уж извините меня за столь жестокую правду. Это мое мнение, вы можете пройти мимо.
Да можно накапливать деньги на будущее обучение детей за границей, только надо помнить, что скорее всего стоимость обучения вырастет за десять лет в десять раз. Если вы думаете накопить деньги, чтобы купить им квартиры через десять лет, то можете не угнаться за ростом стоимости квартир. Пусть у вас все будет хорошо, но лучше знать о будущих реалиях.
Я часто думаю, где выход для тех кто не ворочает миллионами не то чтобы долларов, миллионами кровных тенге. Извините, но тем кто думает о сегодняшнем дне и не имеет возможности думать о будущих накоплениях, эта тема не так актуальна, к сожалению. Мои заключения адресованы именно тем, кто думает о сохранении сбережений от обесценения, а таких слава Всевышнему и тем кто думает, становится все больше.
Вопрос в том куда и как лучше всего инвестировать.
Недвижимость тоже требует текущих затрат. Прежде чем инвестировать в недвижимость, надо брать в расчет баланс текущих доходов и затрат на её поддержание, о чем часто забывают.
Но лучше всего инвестировать в образование детей. Если кто-то спросит накапливать деньги на их будущее жилье или обучение, то ответ вы сами знаете - на обучение. Если стоит выбор копить деньги на их обучение в будущем, или улучшить образование сейчас, то лучше улучшать образование сейчас. Каждый более ранний шаг в улучшении образования важен сейчас. Получив мотивацию и жажду познания сегодня, завтра дети могут сами найти способы для получения образования. Если стоит вопрос улучшить жилищные условия или улучшить образование детей, то лучше направить на образование детей. Жилищные условия можно улучшить и через 5-10 лет, а образование нужно дать именно сегодня, чем юннее дети, тем эффективнее затраты.
Предвижу возможные стрелы и рассуждения, о том что легко рассуждать об этих проблемах обеспеченному человеку. Не совсем так. Это личный опыт прожитой жизни. Мои родители не оставляли ничего для себя, они все направляли на образование детей. Они нам дали стимул к росту. На это стимуле я поступил в лучший ВУЗ страны, работал и кормил себя сам, все что зарабатывал тратил на образование. Дети выросли и смогли дать благополучную старость родителям.
Кто-то скажет было другое время. Отвечу. То время было гораздо труднее. Сейчас возможности для образования, с учетом открытых границ и интернета, намного шире и лучше.
Под образованием надо понимать не только плату за обучение. Образование - это доступ к знаниям, доступ к лучшим преподавателям, это доступ к лучшим учебникам и дистанционным программам обучения. Это еще доступ к культурному росту и спорту, как необъемлемой части образования.
Я слежу за поколением тем кому около 25 на предмет трудоустройства. И вижу печальную картину очень плохого уровня образованности среди многих молодых людей. Это результат того. что родители думали, что образование дадут школа и ВУЗы, а школьное и высшее образование в нашей стране деградировали очень сильно. Но даже в такой степени деградации возможно получение хорошего образования, а это уже за счет самообразования. Самообразование - важнейшая часть всего образования. Самообразование тоже стоит денег. Нужны компьютеры, учебники, быстрый интернет, другие технические средства. Это все надо давать детям по первому требованию, доверяя, что это не идет на забаву и на игры.
Дети ответят перед родителями за возможности получения хорошего образования, если к этому добавить немного правильного воспитания. Дети могут и должны ответить за безбедную старость родителей. Это лучшая форма инвестирования накоплений. Намного лучше, чем счет в пенсионном фонде, который кстати теряет смысл.
Надо все инвестировать в образование детей. А уже после этого на все остальное.
Вот так. Начали с девальвации, а пришли к детям. Все в жизни сводится к детям.
P.S. О девальвации... Тем кто отвечает за финансовые системы и экономику надо почитать "Капитал" Карла Маркса.
Источник: Фэйсбук
ГОЛОСУЕМ ЗА МАТРИЦУ
Просмотров материала: 10 640