В конце прошлого месяца Нурсултан Назарбаев на саммите глав государств - членов СНГ отметил, что в нашей стране в ближайшее время будет ослаблена президентская власть и усилится роль правительства и парламента. Пожалуй, этот месседж можно считать главным за все последние годы. Казахстан постепенно готовится к тому самому переходному периоду, вокруг которого было сломано много копий.
Источник: camonitor
Элиты готовы, но паникуют
После оглашения президентом "Пяти реформ" и "Ста шагов…" по их реализации, наступает период летнего затишья, а на самом деле - горячая пора подготовки к парламентским выборам. Понятно, что нижнюю палату необходимо укомплектовать дееспособными и активными депутатами, поскольку многие из ныне заседающих таковыми не кажутся. Ответственность, которая ляжет на новый парламент, будет беспрецедентной, а потому немалой части сегодняшних "слуг народа" стоит очень хорошо подумать над тем, не лучше ли им расстаться с мандатами - просиживать штаны, как раньше, уже не получится.
Долгие годы глава государства подготавливал свое окружение к тому, чтобы начать политическую реформу и постепенно перевести страну в режим президентско-парламентского управления. И "Пять реформ…" - один из главных рычагов такого перевода. Чистка государственного аппарата, укрепление принципа меритократии на госслужбе, верховенство закона, формирование подотчетного государства - все эти меры призваны создать тот фундамент, который будет подпирать новые принципы управления страной.
Однако, как поговаривают в кулуарах, многие политические тяжеловесы сомневаются в том, что парламент в его нынешнем состоянии способен взять на себя часть бремени президентских функций. Если только, конечно, сам Елбасы не станет спикером, назначив на свое место "английскую королеву". Принцип многопартийности, который был реализован в 2012 году, сегодня уже прошел обкатку, но ощутимую пользу принес фракциям "Ак жола" и "КНПК", которые за время работы в мажилисе набрались опыта, обросли связями, получили возможность по итогам следующих выборов завоевать еще больше мест в парламенте. И, соответственно, оказывать больше влияния на процесс принятия решений.
В станах этих партий, по нашей информации, в преддверии электоральной кампании царит веселое и нетерпеливое оживление. Утверждение о том, что казахстанский парламент до сегодняшнего дня был структурой марионеточной, карманной, является верным лишь отчасти. Президент уже давно требует, чтобы мажилисмены перестали бояться спорить с правительством, чтобы они четче и громче высказывали свое мнение, пусть даже совершенно противоположное. Однако стеснительный гул возмущения по тому или иному вопросу заканчивается обычно тем, что решение принимается единогласно.
Ситуация подчас складывается просто парадоксальная: в стенах парламента идут ожесточенные споры, но в итоге никто не голосует "против". В лучшем случае набираются двое-трое воздержавшихся. Искоренять эту вечно соглашательскую позицию придется очень долго и очень жесткими методами - вплоть до исключения из состава фракции.
На кого опереться во время реформ?
Понятно, что "Нур Отан" обязательно будет усиливаться, чтобы соответствовать новым условиям работы в мажилисе, и, скорее всего, это будет долгий процесс, который продлится не один год после парламентских выборов. Возможно, "локомотивами политического прогресса" станут "малые партии" в лице КНПК, "Ак жола" и "Бирлика". Вероятнее всего, перед электоральной кампанией мы станем свидетелями слияния каких-то партий в предвыборные блоки, и их представительство в парламенте будет существенно большим, нежели сегодня.
Пока "Нур Отан" будет обновляться, именно на эти три "малые партии" ляжет основная нагрузка в плане оппонирования правительству, правящей партии и даже теоретически президенту. КНПК успешно поднимает социальные вопросы, "Ак жол" - бизнеса, гражданских прав и т.д. Партии прошли серьезную обкатку и с 2012 года очень неплохо проявили себя, несмотря на малочисленность своих депутатских фракций. Так или иначе, они находили различные поводы для дискуссий и вносили хоть какое-то оживление в работу парламента.
Правительственный контроль
Третья сторона процесса реформ - это правительство. Причем понятия "правительство" и "правительство Масимова" далеко не тождественны. Прошедшая в минувшем году реформа кабмина, результатом которой стала оптимизация министерского корпуса, делалась, конечно, с дальним прицелом - как раз таки на политическую реформацию. По нашим данным, Карим Масимов лично разрабатывал и реализовывал этот проект, готовя правительство к будущей политической трансформации, как опытный капитан готовит судно к трудному плаванию.
Нынешний состав кабмина полностью укомплектован людьми, с которыми главе правительства работать комфортно. С учетом того, что он пользуется доверием со стороны президента, Масимов должен сыграть одну из ключевых ролей в проведении политической реформы. Параллельно с кабмином Масимов "причесал" и акимский корпус, который должен если не участвовать в реформировании, то хотя бы не создавать лишних проблем. А если быть конкретным, то Карим Кажимканович разработал единую для каждого акима систему управления областью и взаимодействия с центром, фактически связав иным наместникам руки и заведя их всех на единую подотчетность Астане.
И сегодня многие авторитетные акимы, лично преданные президенту и считающиеся ареопагами правящей элиты, вынуждены работать в общих и зачастую тесных рамках. Никаких поблажек, никаких личных просьб и звонков - система загнала их в прокрустово ложе, потому что Ак Орда не хочет в трудный период иметь проблемы в регионах. И сейчас всякий глава региона является всего лишь чиновником, который в любой момент может быть заменен другим. Это, безусловно, необходимая мера, которая впредь не позволит акимам создавать в регионах свои империи (что почти всегда заканчивается социальными потрясениями и скандалами). Иными способами реформу успешно не провести. На этот период пряники нужно отложить. Настало время кнута.
Дмитрий ШЕК
Просмотров материала: 2 364