Как известно, Казахстан - государство со своей спецификой, особенно когда речь идет о политической жизни. Наверное, мало найдется в мире других стран, где общество с нетерпением ждет окончания президентских выборов лишь потому, что основные события обычно разворачиваются уже после них. Мало где еще аппаратная схватка между соратниками по правящей партии во сто крат ожесточеннее борьбы, которую ведет с властью официальная оппозиция. И уж точно лишь в единичных странах по указаниям президента можно сделать выводы о перспективах тех или иных элитных игроков и группировок.
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ
Широкая общественность затаив дыхание ждала окончания президентских выборов, после которых, как предсказывали многие эксперты, должны были состояться перестановки на ряде ключевых государственных постов. При этом никаких серьезных предпосылок (кроме одной-двух позиций) для этого не имелось, но заскучавшие от созерцания вялотекущего политического процесса аналитики стали выдавать желаемое за действительное, искусственно создавая интригу.
Кадровые перестановки в условиях слабого оппонирования режиму со стороны его противников в последние годы стали главным трендом внутриполитической жизни страны, и в их отсутствие деятельность власти оценивается экспертным сообществом и активной общественностью как пассивная. Позволим себе с этим не согласиться, ибо те процессы, которые инициирует президент, используя коммуникационный потенциал парламента и правительства, и есть настоящая политическая жизнь.
Как известно, в ходе прошедшей избирательной кампании Нурсултан Назарбаев представил предвыборную программу, в которой обозначил пять ключевых реформ. Первая - формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата.
Вторая - обеспечение верховенства закона. Третья - индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации экономики. Четвертая - формирование нации единого будущего. Пятая - создание транспарентного и подотчетного обществу государства.
В сущности, программа стала основой государственной стратегии на ближайшие несколько лет. Неудивительно, что оппоненты Нурсултана Назарбаева на прези¬дент¬ских выборах, Абельгази Кусаинов и Тургун Сыздыков, толком не смогли составить свою предвыборную платформу и ударились в откровенный популизм - им попросту ничего не оставалось. Ведь в программу, предложенную действующим президентом, были включены все реформы, необходимые на сегодняшний день государству.
Как известно, в конце апреля было объявлено о создании государственной комиссии по модернизации. Ее первейшей задачей является разработка методов и путей достижения тех целей, которые президент озвучил в стратегии с условным названием "Пять реформ". И вот тут уже становится понятным, кто в настоящее время имеет незыблемые позиции и пользуется личным доверием Лидера нации. Большинство казахстанцев никак не отреагировало на создание новой комиссии, посчитав, что эта очередная рабочая группа, функции которой никому не ясны, будет носить статус формального органа и что в итоге никаких результатов ее деятельность не принесет.
Однако нужно понимать, насколько этот орган важен - ведь именно он будет отвечать за реализацию предвыборных обещаний, которые Елбасы дал электорату, а, значит, от его работы будет зависеть и уровень доверия к президенту со стороны населения. Что, безусловно, является главным фактором того, как долго и насколько эффективно будет работать на своем посту президент, не раз подчеркивавший, что лишь поддержка народа придает ему силы.
ГВАРДЕЙЦЫ НА ПЕРЕДОВОЙ
Итак, вернемся к составу комиссии по модернизации. Ее возглавляет наиболее авторитетный, по мнению многих, соратник главы государства, серьезно усиливший свое влияние в последние годы премьер-министр Карим Масимов, блестящий спец по управлению в кризисных условиях, которые все еще ожидаются. Неудивительно, что его заместителем назначен Нурлан Нигматулин, жесткий управленец, только что проведший президентские выборы и не получившие ни одного нарекания со стороны иностранных наблюдателей.
Впрочем, "топ-менеджмент" комиссии достаточно логичен и предсказуем, а вот дальше все гораздо интереснее. Рабочую группу по формированию профессионального государственного аппарата возглавляет помощник президента Ербол Орынбаев, фигура пока больше теневая, но очень мощная по своему потенциалу. Неизвестный широкой общественности Орынбаев, позиционирующийся не как политик, а как крепкий управленец, в свои неполные 44 года имеет выдающийся послужной список - юридическое и экономическое образование, работа в бизнесе, юридическая практика, работа на высоких государственных должностях.
Скорее всего, для уроженца Шымкента это будет очередным экзаменом, и если он сдаст его успешно, то на политическом олимпе Казахстана взойдет новая звезда. Группу по обеспечению верховенства закона возглавил заместитель руководителя администрации президента Талгат Донаков, еще один достигший зрелости чиновник. Он всю свою жизнь проработал в правовой сфере, а потому подробности его биографии являются загадкой. Или тайной - кому как нравится… Назначение министра национальной экономики Ерболата Досаева руководителем группы по реализации реформы в экономической сфере тоже никого не удивило, поскольку его работа в комиссии напрямую связана с деятельностью возглавляемого им же ведомства.
Рабочую группу по идентичности и единству возглавил заместитель руководителя АП Баглан Майлыбаев, влияние которого как идеолога растет день ото дня. Ну, и, наконец, во главе рабочей группы по формированию подотчетного государства поставлена вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева. После ее назначения многие вновь необоснованно стали говорить о том, что старшая дочь президента станет преемником главы государства. Мол, она доказала свою преданность отцу после конца эпопеи с Рахатом. Мы не склонны делать подобные выводы.
Вообще, непонятно, конечно, как подбирался руководитель этой группы с точки зрения функциональности, но вполне понятны политические мотивы - президент подчеркнул, что доверяет Дариге ответственный участок работы, а значит, уверен в том, что она с ним справится. Фактически назначены главные ответственные за будущее государства, за его успешное развитие в условиях экономического кризиса. Можно даже назвать это "правительством высокой концентрации".
ВТОРАЯ ФАЗА
Теперь становится понятно, каким образом выстраивается ныне структура работы "Ак-Орды". Комиссия по модернизации - машинисты. Госорганы (в первую очередь, правительство, парламент и силовики) - локомотивы. Теперь президент задает тренды и направления, конкретизируя поставленные задачи.
Большого внимания в этом смысле заслуживает его участие на прошлой неделе в заседании правительства, на котором тоже обсуждались вопросы проведения институциональных реформ. В своем выступлении глава государства дал конкретные поручения. Полной неожиданностью стала идея президента о переезде Национального банка и его структур в Астану. Елбасы предложил использовать сооружения, которые останутся в столице после проведения выставки ЕХРО-2017.
Подобный - с некоторыми оговорками - проект уже существовал, и даже была предпринята дорогостоящая попытка его реализовать. В 2004 году власти учредили финансовый центр и разместили его в Алматы. В итоге выяснилось, что организация (РФЦА), созданная с целью развития рынка ценных бумаг, интеграции с международными рынками капитала, привлечения инвестиций в экономику Казахстана, на самом деле занималась неизвестно чем.
После того, как содержание РФЦА оказалось нерентабельным до невозможности, его отдали в ведение Нацбанка, где он и растворился. Некоторые финансовые аналитики стали говорить о том, что перенос Нацбанка в Астану повлечет за собой переезд туда же головных офисов других банков, что в итоге обескровит Алматы и превратит его в глухую провинцию. Верится в это с трудом, особенно если учесть самый простой фактор: банки обслуживают население, а Алматы - самый густонаселенный город страны, так что зачахнуть он не может по определению. Тем более что, на минуточку, Алматинская область - самый развитый регион с точки зрения инфраструктуры и МСБ.
Также президент сообщил, что при ФНБ "Самрук-Казына" создана новая авиакомпания Qazaq Air, которая будет ориентирована на внутренние перелеты. Эта новость несказанно обрадовала казахстанцев. Глава государства еще раз призвал граждан амнистировать капиталы и "жить спокойно". А еще он высказал пожелания относительно сокращения численности государственных служащих.
В общем и целом можно предположить, что отныне заседания правительства с участием президента будут проходить регулярно. Есть тому, кроме прочих, и еще одна немаловажная причина - власть должна сегментировать зоны ответственности и поставить страну на новые экономические рельсы как можно быстрее, до проведения парламентских выборов. Велика вероятность того, что они будут проходить в рамках уже политической реформы, последствием которой станет усиление роли парламента в управлении страной. Но это уже совсем другая история.
Источник: http://camonitor.com/16370-vybory-zakonchilis-politicheskaya-zhizn-opyat-nachalas.html
Просмотров материала: 1 897