Правильный выбор авиакомпаний, рейсами которых деловые туристы будут летать в командировки, играет очень важную роль в процессе подготовки деловых путешествий и контроля расходов над ними. От этого зависит бюджет, репутация компании, экономия времени, комфорт и безопасность деловых туристов.
Естественно, при выборе надежного перевозчика необходимо учесть множество факторов: конкурентная цена, количество направлений (маршруты), репутация компании, уровень комфорта и безопасности для пассажиров, возможность получения корпоративных тарифов и бонусов, возможность оперативно оформить, обменять, вернуть билет, использование современных ИТ решений, наличие дополнительных авиа услуг (выбор места на борту, платные блюда, WI-FI, представительские залы ожидания…).
Именно эти факторы являются ключевыми для трэвел-менеджеров и руководителей компаний в западных странах при выборе авиа-партнера.
В Казахстане данный процесс выглядит несколько иначе. Одной из причин, конечно же, является ограниченное количество отечественных авиаперевозчиков. Да, на казахстанском авиарынке присутствуют также несколько и глобальных игроков, таких как «British Airways», «Etihad Airways», «KLM», «Turkish Airlines» и др., но их маршруты ориентированы на полеты за пределы Казахстана.
Основная же доля перевозок по стране приходится на 2-3 авиакомпании, поэтому говорить о широком выборе, увы, пока не приходится. Другой причиной можно назвать отсутствие жесткой трэвел политики в компании или её несоблюдение. Хочется напомнить, что наличие и жёсткое соблюдение трэвел-политики позволяет сократить трэвел бюджет на 20-30%. Кроме того, ещё не все сотрудники компаний до конца понимают важность правильного отбора авиа-партнера, а политика защиты и заботы о сотрудниках (Duty of care), имеющая огромное значение во всех развитых странах, в Казахстане соблюдается пока далеко не во всех компаниях.
Как же нужно правильно выбирать авиа партнера, учитывая вопросы безопасности деловых туристов, экономии средств компании, качества оказываемых услуг и т.д.? Что советуют эксперты? А они советуют следующее…
При выборе авиа-партнера необходимо понимать, что чем больше закупок вы делаете у одной авиакомпании, тем более конкурентную цену она может предложить. Абсолютно очевидно, что авиакомпания желает видеть ваших сотрудников в качестве своих пассажиров как можно чаще. Готовясь к переговорам с поставщиками, важно знать следующее:
- как много компания тратит на авиаперелеты своих работников;
- основные маршруты перелетов;
- расходы на конкретные маршруты;
- расходы на перелеты конкретных авиакомпаний, к примеру, «Эйр Астана», «Скат», «Turkish Airlines»; «Трансаэро» и др.
Сколько составила разница на конкретных маршрутах? Например, сколько было затрачено на полет в Лондон с «British Airways» и «KLM»?
- сколько составили расходы с учетом класса путешествия? Необходимо узнать, сколько было потрачено на перелеты сотрудников, например, в Астану с «Эйр Астана» бизнес-классом по сравнению с эконом классом и с учетом количества перелетов;
Следует отметить, что все эти данные может и должна предоставить компания по организации ваших деловых поездок (ТМС – Travel Management Company). Без ее помощи вряд ли ваше управление/департамент предоставит детальную информацию. Зная историю прошлых поездок, значительно легче будет вести переговоры о будущих путешествиях, их условиях и т.д.
Крайне важно понимать следующее:
- ожидаются ли изменения в бизнесе вашей компании, будет ли рост или снижение;
- планируется ли увеличение числа командированных?
- планы компании по развитию новых направлений. Это важно, если организация планирует инвестировать в новый бизнес или проекты в других странах.
Необходимо знать о возможных изменениях в вашей компании, поскольку они могут оказать влияние на объем командировочных расходов.
Теперь следует выяснить, какие авиакомпании обслуживают каждое из ваших самых важных направлений. Возможно, сотрудники ещё ни разу не летали той или иной авиакомпанией, у каких-то компаний открылись новые направления и услуги. Не стоит забывать, что появляются и лоукостеры.
В результате у вас должна появиться информация, которая позволит понять следующее непосредственно перед переговорами с потенциальными авиа-партнёрами:
- как часто сотрудники вашей компании совершали перелеты в прошлом году?
- в общей сложности;
- по классу обслуживания;
- по направлениям
- ожидается ли увеличение или уменьшение показателей в будущем году?
- исходя из этих предположений, как много потратила ваша компания на перелеты в прошлом и каковы перспективы в будущем?
- что даст переход от авиакомпании А к авиакомпании В?
После этого можно идти на переговоры, на которых необходимо хорошо представлять, что вы можете предложить авиакомпании. Результатом переговоров должны стать несколько предложений.
Собственно, вот так примерно и выглядит подготовка к выбору потенциального авиаперевозчика в западных странах. Подобная практика должна стать стандартной и в Казахстане, поскольку она является одним из признаков цивилизованного рынка делового туризма, к которому мы постепенно движемся. И факт ограниченного количества отечественных авиаперевозчиков не должен быть преградой на этом пути.
Во – первых, ситуация может измениться и появится более широкая альтернатива. Во-вторых, на отечественном рынке присутствуют и иностранные авиакомпании, с которыми тоже можно вести цивилизованный диалог. Главное понимать, что выбор надежного авиа-партнера на самом деле - важнейший фактор эффективной организации бизнес поездок сотрудников компании.
И критерии выбора авиа-партнера должны быть четко отражены в её трэвел политике. От этого зависят не только расходы на эти самые поездки, но и безопасность деловых туристов, что является сегодня основным критерием в мировой практике. Забота о сотрудниках (Duty of care) должна стать и в Казахстане ключевой составляющей деятельности любой компании.
Аналитический департамент компании Abacus Central Asia
Просмотров материала: 1 764