Состояние современного казахстанского образования во всех его структурных подразделениях - начальная школа, средняя общеобразовательная школа, средне-специальные учебные заведения и высшее образование, вызывает серьезные нарекания со стороны практически всех задействованных тем или иным образом лиц: преподавательского состава, самих учащихся и их родителей. Похоже довольны только лишь сами чиновники министерства образования и науки из года в год рапортующие о грандиозных успехах, продвижении в мировых рейтинга и все более высоких показателях ПГК и ЕНТ.
Стоит ли говорить о том, какой вред приносит подобное формально-бюрократическое отношение к национальной системе образования. Между тем значительный опыт в этой сфере был накоплен еще в советскую эпоху. Как совершенно справедливо писал в своей статье «Возрождение нравственных ценностей - одна из главных задач КНПК» секретарь ЦК КНПК и депутат Мажилиса Парламента Казахстана Жамбыл Ахметбеков «Коммунисты на протяжении всех лет советской власти уделяли огромное значение развитию культуры и образования, благодаря чему были достигнуты впечатляющие успехи во всех областях общественной жизни и науки».
Проблемы современного образования
Непродуманная реформаторская чесотка, которой перманентно страдают высшие функционеры от образования, наносит непоправимый вред, как самой образовательной системе, так и молодому поколению казахстанцев.
В депутатском запросе фракции «Народные коммунисты» было отмечено: «Ни одна реформа не доведена до конца, и никто не понес ответственности за бездумно и неэффективно потраченные средства. Нет конкретного диалога с гражданским обществом, нет анализа положительных и отрицательных результатов от нововведений. Наконец, следует констатировать, что общий уровень образования снижается на протяжении всех последних лет».
Между тем в отечественном образовании скопилось множество так до сих пор и не решенных проблем. В первую очередь, это нехватка самих учебных заведений из-за чего распространенным фактом является переполненность школ, что отрицательно влияет на качество образования и уровень знаний детей.
Во-вторых, ощущается проблема нехватки специалистов, особенно это касается положения в сельской местности, где порой в силу отсутствия нужного специалиста учебные занятия проводит учитель с другой специализацией: к примеру, филолог ведет биологию, физик - математику и химию и т.д. Объясняется подобный острый дефицит педагогических кадров, прежде всего, неразвитостью инфраструктуры села и низкой заработной платой учителей. И решать эту проблему необходимо в комплексе.
В-третьих, всеобщее нарекание вызывает низкое качество учебной литературы. Дело дошло до того, что сам глава государства в одном из своих выступлений затронул эту тему. Из процесса производства учебников сделали своего рода бизнес в котором качество содержания отходит даже не на второй, а на третий, четвертый план.
В-четвертых, далеко не все дети охвачены дошкольным воспитанием: проблема заключается в острой нехватке детских садов. И хотя государство стремится всеми силами решить данную проблему, однако она, по прежнему, стоит очень остро.
В-пятых крайне глубоко зашел процесс бюрократизации учебно-воспитательного процесса. Бесчисленные отчеты, мониторинги и проверки не способствуют налаживанию эффективной работы, как педагогического коллектива, так и каждого учителя в отдельности. По сути, учитель не имеет возможности всецело посвятить себя учебному процессу - он занят отчетами, сводками, справками, мониторингами и прочей чепухой, подтверждающей, что учитель что-то делает.
Аттестация учителей превращается в процесс набивания бумажками методических и прочих папок. Всё это в совокупности приводит к обыкновенному формализму, губящему на корню всё живое, креативное, яркое и неординарное.
Окончательно бюрократизм, конечно, уничтожить невозможно, но свести его к разумному минимуму, безусловно, нужно. На наш взгляд, необходимо сократить количество нормативной документации требуемой министерством от региональных управлений образования, выбрав только мониторинг наиболее существенных показателей учебно-воспитательного процесса.
Коммунистическая Народная партия Казахстана с момента своего возникновения в 2004 году неоднократно поднимала вопрос отмены Единого Национального тестирования (ЕНТ) и возвращения к традиционным экзаменам. В этом вопросе КНПК имеет ту же точку зрения, что и Коммунистическая партия Российской Федерации, которая у себя в России также выступает за отмену ЕГЭ.
Народные коммунисты считают, что подобная форма проведения вступительных экзаменов в вузы, которая принята сейчас в Казахстане, а именно ЕНТ, не способно объективно оценить знания учащихся, их интеллектуальный багаж и имеющиеся способности. Также задания по ЕНТ не учитывают специфику профильного обучения в 10-11 классах и тем самым, во-первых, ставит выпускников в заведомо неравные условия, а во-вторых, подобная форма проверки знаний учащихся противоречит целям самой Концепции образования принятой в Казахстане.
Кроме того, подготовка ЕНТ и участие в нем вызывает сильнейший эмоциональный стресс как у учащихся, так у их учителей и родителей. Не потому ли идет рост подросткового суицида? К тому же сама форма проведения ЕНТ не способна эффективно противостоять коррупционным правонарушениям, что доказывают систематические ежегодные коррупционные скандалы. Более того сама система ЕНТ служит дополнительным катализатором проникновения коррупции в систему образования.
На мой взгляд, учебные заведения республики должны стать оплотом демократии и первой ступенькой на пути укрепления народовластия путем децентрализации школьной системы управления.
Педагогические коллективы должны обладать правом избрания руководящего персонала школы, колледжей, лицеев и вузов (директора, завучей, ректоров) и обладать правом их смещения в случае неудовлетворительной работы. Процесс демократизации школы во многом поможет справиться с теми негативными явлениями, которые встречаются в сфере образования.
Социальный статус учителя
Главным действующим субъектом образовательного процесса, его непосредственным катализатором является учитель. И очень многое в дальнейшем, будем надеяться, успешном развитии казахстанского образования зависит от статуса педагога, его положения в обществе.
Совершенно невразумительное звание гражданского служащего ни в коем разе не повышает статус учителя. Между тем как учителя, как и врачи в силу своего образования и тех функций, которые они выполняют, безусловно, являются государственными служащими. Поэтому одним из требований народных коммунистов является придание всем работникам образования, задействованным в государственной системе образования статуса государственного служащего.
Статус статусом, но крайне важным является также и материальная сторона дела, а именно уровень заработной платы учителей. Так называемые ежегодные повышения заработной платы работникам бюджетной сферы на самом деле обыкновенная индексация маленьких зарплат, так как ни о каком повышении реальной зарплаты говорить не приходится, так как вся прибавка съедается инфляцией, ростом цен и тарифов на коммунальные и прочие услуги.
К тому же существуют дополнительные материальные расходы, которые несут учителя в силу своей профессиональной деятельности: постоянное приобретение канцелярских товаров, учебной методической литературы, а также систематические поборы в виде принудительной подписки на провластные газеты и пр.
Поэтому Коммунистическая народная партия Казахстана неоднократно заявляла о необходимости кардинального улучшения материального положения учителей. Усиление социальной защиты этой категории населения. И, в первую очередь, необходимо увеличить на 50% зарплату учителям и затем ежеквартально проводить индексацию зарплаты с учетом инфляции и роста цен.
Педагогический труд является одним из самых напряженных видов деятельности с точки зрения интеллектуального и психологического напряжения, эмоциональных перегрузок. Средняя продолжительность жизни учителей - одна из самых низких в стране - организм и нервная система, находящиеся под постоянным систематическим стрессом попросту изнашиваются и не выдерживают.
Народные коммунисты требуют от власти введения для работников образования и здравоохранения льготной пенсии по выслуге лет, которая будет наступать по достижении 25-летнего профессионального стажа. Уже выйдя на льготную пенсию, работник исходя из состояния здоровья самостоятельно будет решать вопрос продолжать ли ему трудовую деятельность или нет.
Льготная пенсия по выслуге лет есть у работников внутренних органов и военных. Мы полагаем, что своим трудом представители самых гуманных профессий - учителя и врачи - заслужили подобное право.
Краеугольным камнем в системе образования любой страны является учитель - это давным-давно поняли на Западе. Меняются методы и формы обучения, претерпевают изменения постулаты педагогики, изменяются цели и задачи учебного процесса, но одно остается неизменным - значение и роль учителя в данном процессе.
И если мы хотим поднять страну, если мы хотим вырастить высококлассных специалистов, способных вывести Казахстан в число развитых стран мира, то надо выводить на новый, качественно более высокий уровень национальную систему образования. А это невозможно без обеспечения достойных условий труда и жизни учителей.
Реформирование системы образования
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию в системе образования, Коммунистическая Народная партия Казахстана предлагает следующие меры:
1. Увеличение заработной платы работникам образования на 50%
2. Ежеквартальная индексация зарплаты с учетом инфляции и роста цен
3. Введения для работников образования и здравоохранения льготной пенсии по выслуге лет, которая будет наступать по достижении 25-летнего профессионального стажа.
4. Придание всем работникам образования, задействованным в государственной системе образования статуса государственного служащего.
5. Отмена единого национального тестирования
6. Наделение педагогических коллективов правом избрания руководящего персонала школы, колледжей, лицеев и вузов (директора, завучей, ректоров) и правом их смещения в случае неудовлетворительной работы
7. Сокращение количества нормативной документации требуемой министерством от региональных управлений образования, выбрав только мониторинг наиболее существенных показателей учебно-воспитательного процесса.
8. Проведение анализа потребности казахстанских школ в учебниках. Создать условия для своевременного и полного обеспечения всех школьников бесплатными учебниками. Ежеквартально отслеживать потребность в учебниках. Сделать процедуру закупа учебников прозрачной. Ввести обязательную отчетность МОН в СМИ о затратах на покупку учебников.
9. Выделение родителям субсидии на покупку школьной формы и специальных учебных материалов. Субсидии могут быть выражены в виде госзаказа на изготовление школьной формы с последующей перепродажей по более низкой цене.
10. Разработка «Этики поведения учителей и родителей», где должны быть прописаны основные правила, регламентирующие взаимоотношения учителей и родителей, а также способы разрешения конфликтов.
Султанбек Султангалиев, политолог
Просмотров материала: 29 957