Бывший учитель истории, ныне член ЦК КНПК Султанбек Султангалиев, ярый противник ЕНТ. Он рассказал в чем отличие западных образовательных технологий, от советских и как быть с этим ЕНТ.
- Султеке, как известно, вы крайне не приемлете ЕНТ. Почему и какие у вас аргументы?
Я десять лет отработал в школе учителем истории, подготовил по своим предметам (история Казахстана и всемирная история) к Единому национальному тестированию пять выпусков учащихся, дважды был классным руководителем выпускных классов. Именно в силу приобретенного практического опыта я категорически против подобного экзаменационного формата оценки знаний учащихся.
- А конкретнее?
Во-первых, ЕНТ отрицательно влияет на всё содержание учебно-воспитательного процесса. Уже со среднего звена (с пятого класса) начинает практиковаться тестирование. А что такое тест?
В первую очередь, это проверка памяти ученика, но никоим образом, ни его мыслительных способностей. Таким образом, вместо того, чтобы больше времени уделять развитию таких важных умений как умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать творческое воображение, коммуникативные навыки и аналитические способности, учитель и ученики возятся с тестами.
По другому нельзя, так как проверяющие органы из районо, гороно и областного управления образования в основном, для проверки качества знаний учащихся используют опять-таки тестирование. Не справились дети с тестами - виноват кто? Естественно учитель. Преобладающий формат любых экзаменов - это опять-таки тестирование.
Во-вторых, такой формат окончательной оценки знаний ученика как ЕНТ противоречит провозглашенным задачам казахстанского образования. Одна из официальных целей казахстанского образования - формирование компетентностной личности. Т.е. школа должна готовить молодое поколение казахстанцев к реальной действительности, развивая в них те умения и навыки, которые востребованы во взрослой жизни. И это я считаю правильным подходом.
Однако каким образом эти навыки и умения можно развить при помощи тупой зубрежки? Тестирование не способствует интеллектуальному развитию учащихся. Не секрет, что тестирование является основным форматом в американской системе образования. Вы можете назвать хоть одного выдающегося ученого второй половины 20 века, которого бы дала миру американская модель обучения?
В-третьих, ЕНТ не учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и наклонности. Например, Пушкин и Энштейн однозначно ЕНТ не сдали бы. У нас же тестовые задания на Едином национальном тестировании универсальны для всех. Спрашивается, в чем тогда был смысл создания физико-математических, химико-биологических и гуманитарных классов?
В-четвертых, ЕНТ создает тяжелейшую стрессовую ситуацию для учащихся. Как правило, начиная с 10-го класса начинается апробирование непосредственно тестовых заданий ЕНТ, но основная нагрузка выпадает естественно на выпускной класс. По результатам пробных тестирований проводится анализ успеваемости каждого учащегося и администрацией школы делаются соответствующие выводы.
Под психологический пресс попадают все: учителя-предметники, классные руководители и сами ученики особенно те, кто не преодолевает необходимую планку и учащиеся претендующие на «Алтын белги».
Администрация школы требует повышения качества знаний с учителей, каждый учитель-предметник естественно повышает требования к выпускникам по своему предмету и воздействует при помощи классного руководителя на родителей. В итоге выпускник находится в перманентной стрессовой ситуации на протяжении всего последнего учебного года. По «алтын бельгийцам» –это вообще отдельная тема.
Представьте: ребенок все 11 лет заканчивал все четверти с оценкой «пять».Это титанический труд. И вот на самом ЕНТ, в условиях ограниченного времени и стрессовой ситуации, он не набирает нужные баллы. Это не просто неприятность - это тяжелейший удар по еще в сущности не сформировавшейся окончательно психике молодого человека.
Я не раз видел слезы на глазах детей и их родителей, случались и форменные истерики у девочек. Поверьте на всё это очень тяжело смотреть. Напомню, что по количеству подростковых суицидов Казахстан прочно входит в число лидеров на постсоветском пространстве.
Конечно, нельзя утверждать, что суициды происходят исключительно из-за ЕНТ, но определенная вина за отдельные прерванные юные жизни лежит, в том числе, и на Едином национальном тестировании.
- Ученые говорили, что тесты придумывали для африканских аборигенов. Неужели теперь нас принимают за бестолковых?
- Думаю, что при внедрении ЕНТ в систему казахстанского образования у реформаторов были благие намерения. Ведь было принято считать, что самое передовое только на Западе. Борясь с советским прошлым мы выплеснули из ванны вместе с водой и ребенка, т.е. бездумно отказавшись от многого, что было наработано в советском образовании по праву считавшимся одним из лучших в мир, мы совершили, на мой взгляд, большую ошибку.
Одним из аргументов в пользу внедрения Единого национального тестирования было утверждение о том, что таким способом удастся эффективно противостоять коррупции. Однако ежегодно всплывающие скандалы вокруг продажи ключей с правильными ответами, подтасовки результатов, помощи экзаменующимся извне, свидетельствуют о том, что надежный заслон против коррупции ЕНТ не сработало.
Я не против тестовых заданий как одного из приемов обучения и контроля знаний. Кстати, есть различные формы тестов, в том числе и на развитие логики, воображения, проверки интеллектуальных способностей, но в формате ЕНТ используется «угадайка» - вопрос и пять вариантов ответов -либо вспоминай, либо угадывай.
Автоматически эта форма тестирования закрепилась и в системе школьного образования. Большие претензии у меня и к методологии тестирования. Для примера возьму свой предмет. По истории Казахстана база тестовых заданий в 2013 году составляла более 5 тысяч вопросов. И эта база ежегодно обновляется, т.е. возникают всё новые и новые задания.
А как формируются эти вопросы? Берется предложение из учебника истории и из него делается вопрос. Т.е. ученик для того, чтобы гарантированно успешно сдать ЕНТ по истории должен выучить наизусть учебники с пятого по 11-ый классы.
Скажите мне - кому это надо и что это дает ребенку? И учтите, что помимо истории у выпускника еще четыре предмета. Перегрузка налицо.
- Значит ли это, что вы за так называемую советскую систему образования? В чем ее преимущества?
- Главным недостатком советской системы образования была её заидеологизированность. Во всём остальном она полностью была направлена на конечную цель-формирование гармонично развитой личности.
Те методики обучения которые нам сейчас преподносят как новейшие достижения европейской педагогики давным давно были наработаны в недрах советской школы. Только назывались они по другому.
Главным достоинством образовательной системы в СССР я бы назвал её духовное, гуманистическое начало. Школа была, прежде всего, воспитательным центром. Да, нас воспитывали в духе строителей коммунизма, но кто сказал, что это плохо? Перечитайте Кодекс строителя коммунизма и перед вами возникнет духовный облик человека, которого вы с удовольствием назвали бы своим другом.
Сейчас спустя 23 года плавания по джунглям псевдорыночной экономики мы убеждаемся в том, что чувство коллективизма, товарищества, сострадания к людям (в том числе и голодающим детям Эфиопии, для которых мы, пионеры, собирали когда-то деньги) - это востребовано.
Вспомните свои школьные годы: мы росли патриотами и это был не формальный патриотизм, а настоящая гордость за свою страну; мы помогали друг другу в учебе, сплачивались в пионерских звеньях и это было наглядным, практическим методом воспитания лучших человеческих качеств; мы восторгались Мальчишом-Кибальчишом и тимуровской командой.
Сейчас на многие руководящие посты пришли те кто втайне восхищался хулиганом Квакиным, но это трагическое обстоятельство не меняет сути мощного воспитательного стержня советской системы образования.
- Как нам избавиться от ЕНТ? Похоже, что вся страна хочет этого…
- К сожалению, неоднократно убеждаюсь в том, что власть мало интересует то, чего хочет страна. К тому же у механизма ЕНТ своё лобби - ведь это уже большой бизнес, выросший за 10 лет. Считаю, что ЕНТ следует отменить в законодательном порядке и ввести вместо него единый формат выпускных государственных экзаменов в общеобразовательных учебных учреждениях в письменном и устном виде, исключив из него тестирование.
Высшим учебным заведениям при проведении вступительных экзаменов, на мой взгляд, необходимо предоставить самостоятельность в вопросе о том какой вид вступительных экзаменов на свои факультеты они предпочтут.
- К тому же учителя, преподаватели жалуются, что стало много бумаготворчества – отчеты, сводки и всякое такое. Что нужно сделать, чтобы избавиться от этого?
- Работникам МОН республики, в том числе и самому министру неплохо бы поработать в учебных заведениях по совместительству и на своем опыте убедиться в чудовищной бюрократизации всей казахстанской системы образования.
По сути, учитель не имеет возможности всецело посвятить себя учебному процессу - он занят отчетами, сводками, справками, мониторингами и прочей чепухой, подтверждающей, что он не верблюд и что-то делает. Аттестация учителей превращается в процесс набивания бумажками методических и прочих папок. Всё это в совокупности приводит к обыкновенному формализму, губящему на корню всё живое, креативное, яркое и неординарное.
Окончательно бюрократизм, конечно, уничтожить невозможно, так как учебное заведение-это не вольница батьки Махно, но свести его к разумному минимуму, безусловно, нужно. На мой взгляд, необходимо сократить количество нормативной документации требуемой министерством от региональных управлений образования, выбрав только мониторинг наиболее существенных показателей учебно-воспитательного процесса.
- И о качестве преподавания. Как по вашему повысить качество преподавания как в школе, так и вузах?
Прежде всего, на мой взгляд, необходимо остановить непродуманную реформаторскую чесотку, столь присущую министерству образования. Практически каждые два года меняется министр и каждый новый Макаренко в министерском кресле стремится усовершенствовать своё детище. Дело конечно богоугодное, но к удивлению ситуация только ухудшается. За 23 года независимости у нас уже десятый министр. Вы представляете, какое наследство ему досталось? Боюсь предположить, что ожидает одиннадцатого…
Наша проблема в том, что нет конкретизированного понимания целей образования. Для чего вообще нужно образование? Ведь главный вопрос заключается не в том, кем мы хотим видеть молодое поколение казахстанцев, а в другом - кем хотят стать молодые люди и кто нужен нашему государству в настоящем и будущем.
Мы выдергиваем какие-то кажущиеся нам (в смысле высоким астанинским чиновникам) передовыми элементы американского, европейского, турецкого образования и вносим в нашу отечественную систему в надежде, что это даст положительный эффект.
Нет, господа, не даст, потому что в образовании важна система и хаотичное нагромождение передовых технологий обучения её не заменит.
Качество преподавания зависит, прежде всего, от качественных характеристик главного человека в школе и вузе-учителя, преподавателя. Принято считать, что главное лицо в учебном процессе - это ребенок.
Извиняюсь – это пафосная чепуха. Главным был и остается тот, кто двигает процесс, кто дает знания, а это именно учитель. Во-первых, необходимо усилить статус учителя, сделав эту профессию престижной и привлекательной в материальном плане. Тогда в учителя пойдут лучшие, а не те, кто не смог поступить на юридический факультет или нефтегазовое отделение, а окончив вуз, не смог устроиться в правоохранительные органы, банки и в другие солидные учреждения.
Учитель, не расположенный к педагогическому труду и чувствующий себя в глубине души лузером, никогда не сможет дать качественные знания ученикам.
Во-вторых, нужно снизить бумажный вал бюрократизации, в котором утопают наши учителя.
В-третьих, педагогическим коллективам следует предоставить больше самостоятельности во внутренних делах. Например, восстановить бытовавшую вначале девяностых годов традицию избрание директоров школ самими учителями.
Ну и в-четвертых («Карфаген должен быть разрушен!») необходимо отменить ЕНТ, заменив единое тестирование выпускными и вступительными экзаменами.
Серик Мамбетов, Mатрица.kz
Просмотров материала: 4 584