На вопросы, касающиеся административного законодательства, отвечает Николай Долматов, помощник президента частной адвокатской конторы «Бесарт».
- С какого возраста наступает административная ответственность по административным правонарушениям в Республике Казахстан?
- В Республике Казахстан административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
- Какие бывают виды административных взысканий?
- В Казахстане, за совершение административных правонарушений к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;
5) лишение специального права;
6) лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий, в том числе исключение из реестра;
7) приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя;
8) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения; 9) административный арест;
10) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
- В течение какого времени лицо, совершившее административное правонарушение может быть привлечено к административной ответственности?
- В нашей стране, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. По отдельным правонарушениям, а именно, за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды - по истечении одного года со дня его совершения.
Далее, по коррупционным правонарушениям, а также по правонарушениям в области налогообложения, в сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, об энергосбережении и повышении энергоэффективности, естественных монополиях и антимонопольного законодательства, по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности по истечении трех лет со дня его совершения, а за правонарушение в области налогообложения, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, естественных монополиях и антимонопольного законодательства - по истечении пяти лет со дня его совершения.
Хотелось бы отметить, что течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.
Исчисление этих сроков возобновляется в случаях возвращения дела органу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для устранения недостатков.
- Если в отношении лица, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, как определить сроки привлечения к административной ответственности?
- В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
- Скажите, в каких случаях протокол об административном правонарушении не составляется?
- При совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, если он не превышает размера пяти месячных расчетных показателей и лицо (физическое лицо, орган или лицо, осуществляющее функции управления юридическим лицом) признало факт совершения правонарушения, и в случаях, предусмотренных частями 1-1, 1-2 и второй настоящей статьи, протокол об административном правонарушении не составляется.
Взыскание в виде предупреждения оформляется уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения, за исключением правонарушения в области финансов и торговли.
При наложении взыскания в виде штрафа выдача квитанции установленного образца, являющейся документом строгой финансовой отчетности, осуществляется уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения. Лицо, совершившее административное правонарушение, подтверждает свое согласие с наложенным взысканием посредством росписи на втором экземпляре предупреждения или платежного документа.
- Если правонарушение зафиксировано специальным контрольно-измерительным прибором, составляется ли в данном случае протокол?
- Протокол об административном правонарушении не составляется при совершении административного правонарушения в области безопасности дорожного движения и в сфере автомобильного транспорта, за исключением случаев, указанных в ч.3 ст.539 и ч.3 ст.639 КРК об АП.
Взыскание в виде штрафа налагается и может взиматься уполномоченным на то должностным лицом в порядке, установленном ст.710 КРК об АП.
По нарушениям ПДД, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, штраф оформляется в виде предписания о необходимости уплаты штрафа с приложением показаний специального контрольно-измерительного технического средства или прибора, о чем надлежащим образом уведомляется собственник (владелец) транспортного средства.
Так же протокол об административном правонарушении не составляется при совершении административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов, в случае, если лицо (физическое лицо, орган или лицо, осуществляющие функции управления юридическим лицом) признало факт совершения административного правонарушения и согласно с наложением взыскания, а также уплатило штраф в соответствии со ст.710-1 КРК об АП.
При обращении физических лиц с заявлением о восстановлении нарушенных прав дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.80-113 КРК об АП рассматриваются судом без составления протокола о правонарушении. Протокол не составляется также в случаях, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора и при установлении судом непосредственно в ходе судебного разбирательства факта проявления неуважения к суду.
- Если же лицо, совершившее административное правонарушение, не согласно с правонарушением и оспаривает его?
- В таких случаях если лицо оспаривает взыскание, налагаемое на него, либо не имеет возможности уплаты штрафа на месте совершения административного правонарушения, тогда составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со ст.635 КРК об АП с принятием мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- Может ли лицо, совершившее административное правонарушение быть освобождено от административной ответственности?
- Да, законом предусмотрено освобождение лица от административной ответственности. Лицо, впервые совершившее административное правонарушение, может быть освобождено судьей, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, от административной ответственности, если это лицо после совершения правонарушения добровольно возместило причиненный ущерб или иным образом загладило причиненный правонарушением вред.
Кроме этого, лицо, совершившее административное правонарушение может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
При малозначительности вреда, причиненного административным правонарушением, судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
- Что такое малозначительность правонарушения?
- Малозначительность административного правонарушения - это случаи, когда наряду с другими обстоятельствами учитывается то, что санкция, предусмотренная в статьях особенной части настоящего раздела, превышает размер причиненного административным правонарушением вреда.
При решении вопроса об освобождении лица по указанным основаниям за совершение правонарушения, причинившего вред неимущественного характера, следует исходить из объекта посягательства, конкретных обстоятельств его совершения.
Так же, лицо может быть освобождено от административной ответственности, в связи с истечением срока давности правонарушения.
- В каких случаях производится осмотр транспортного средства?
- Досмотр транспортных средств, маломерных судов производится в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения.
- Что такое досмотр?
- Досмотр транспортных средств, маломерных судов, то есть обследование, осуществляемое без нарушения конструктивной целостности, производится уполномоченными на то должностными лицами, с участием двух понятых.
- Что такое осмотр?
- Осмотр это визуальное обследование транспортного средства и перевозимого груза. Хотелось бы отметить, что досмотр транспортных средств, производится в присутствии лица, во владении которого они находятся, либо его представителя или лица, управляющего транспортным средством, на законном основании.
В случаях, не терпящих отлагательства, они могут быть подвергнуты досмотру в отсутствие указанных лиц. В необходимых случаях с целью фиксации предметов, выявленных при досмотре транспортных средств и маломерных судов, производится их фото-, киносъемка, видеозапись. О досмотре транспортного средства, составляется протокол.
Копия этого протокола вручается лицу, во владении которого находятся подвергнутые досмотру транспортные средства, маломерные суда, либо его представителю или лицу, управляющему транспортным средством, маломерным судном на законном основании.
В протоколе досмотра транспортных средств, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о личности владельца транспортного средства, подвергнутого досмотру, сведения о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, иных идентификационных признаках транспортного средства, маломерного судна.
В протоколе досмотра делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при проведении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных средств фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Протокол досмотра транспортных средств, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу, владельцем транспортного средства, маломерного судна, подвергнутого досмотру, либо его представителем. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца транспортного средства, маломерного судна, подвергнутого досмотру, его представителя от подписания протокола, в нем производится соответствующая запись.
Что касаемо осмотра, то он, как правило, производится безотлагательно, когда возникает необходимость. О производстве осмотра составляется протокол. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, подвергнутом осмотру, виде, количестве, иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, признаках оружия, количестве и виде боевых припасов, специальных технических средств для проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий и криптографических средств защиты информации.
Протокол осмотра подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, подвергнутым осмотру, владельцем вещей, подвергнутых осмотру, понятыми. В случае отказа лица, подвергнутого осмотру, владельца вещей, подвергнутых осмотру, от подписания протокола в нем производится соответствующая запись. Осмотр живых лиц производится должностными лицами. Осмотр живых лиц производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Осмотр предметов, находящихся при живом лице, то есть обследование, осуществляемое без нарушения их конструктивной целостности, производится уполномоченными на то должностными лицами, в присутствии лица, в собственности или владении которого эти вещи находятся, и с участием двух понятых.
В исключительных случаях при наличии оснований полагать, что при живом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью окружающих, личный досмотр, досмотр вещей могут быть произведены без понятых с уведомлением об этом в течение двадцати четырех часов прокурора.
Осмотр местности, предметов, документов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, производится с участием понятых. В исключительных случаях (в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения или когда в силу других объективных причин нет возможности для привлечения физических лиц в качестве понятых) осмотр может проводиться без участия понятых, но с применением при этом технических средств фиксации его хода и результатов.
При необходимости осмотр проводится с участием правонарушителя, потерпевшего, свидетелей, а также специалиста.
Осмотр обнаруженных следов и иных материальных объектов осуществляется на месте административного правонарушения. Если же для осмотра требуется дополнительное время или осмотр на месте обнаружения значительно затруднен, объекты могут быть изъяты и в упакованном, опечатанном виде, без повреждений доставлены в другое удобное для осмотра место.
Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра, о чем делается отметка в протоколе.
Изъятию подлежат только те объекты, которые могут иметь отношение к делу. Изъятые объекты упаковываются, опечатываются и заверяются подписями уполномоченного должностного лица и понятых. Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание уполномоченного должностного лица на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела.
В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, составляются планы и схемы осматриваемых объектов, а также фотографирование и запечатление иными средствами, о чем делается отметка в протоколе, к которому приобщаются указанные материалы. Копия протокола осмотра вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу, либо его представителю.
Просмотров материала: 2 741