[b]Безусловно, выступление президента Назарбаева на Политсовете партии «Нур Отан», когда он обратился с внеочередным Посланием к народу Казахстана, произвело столь необходимый для таких случаев шумовой эффект в казахстанском обществе. Как и породило целый ряд вопросов и конспирологических версий.[/b]
[b]Место и время[/b]
Прежде всего, само место выступления, конечно, выбрано далеко не случайно. Несмотря на то, что депутатов обеих палат Парламента и членов правительства можно было экстренно собрать в течение трех часов, Послание «Нурлы Жол - Путь в будущее» было обнародовано на Политсовете президентской партии. Тем самым всем гражданам страны наглядно продемонстрировали, что «ведущей и направляющей силой» нашего общества является партия «Нур Отан» и, как минимум, до 2050 года она будет (или должна будет) обладать данным статусом.
Что же касается нетрадиционного времени для Послания, то здесь все как раз, на мой взгляд, логично и правильно. Именно в конце года перед рассмотрением и утверждением бюджета на будущий год и должны быть определены в речи главы государства основные целевые расходы государственной казны, приоритеты экономического развития и соответственно выделения денежных средств. Надеюсь, что именно ноябрь теперь станет временем последующих президентских посланий.
[b]Кризис или выборы?[/b]
Слухи о досрочных парламентских выборах витали среди мизерно политически активной части нашего населения уже давно - чуть ли не сразу после завершения выборов 2012 года. Политическая традиция, как говорится, обязывает…
Послание окончательно укрепило часть экспертного сообщества в данном мнении. Нам видится, что, в первую очередь, на повестке дня стояла задача принятия экстренных превентивных мер против неизбежно надвигающегося экономического кризиса, вызванного целым рядом факторов: эскалацией политического и экономического противостояния между Западом и Россией, с которой Казахстан связан узами целого ряда союзов важнейшим из которых является Евразийский, катастрофическим падением цен на нефть, падением темпов развития мировой экономики. Всё это в совокупности угрожает Казахстану серьезными проблемами в социально-экономической сфере.
Надо отдать должное: власти Казахстана пытаются оперативно и своевременно принять упреждающие меры по предотвращению или вернее сказать смягчению негативных последствий грядущего кризиса.
Что же касается политических выводов, то они естественным путем вытекают из анализа социально-экономической ситуации и тревожных тенденций её изменения в худшую сторону.
Досрочные выборы как парламентские, так и президентские неизбежны. И они должны случиться тогда, когда умонастроения большей части электората не будут еще носить ярко выраженный протестный характер, т.е. в 2015 году.
[b]Вариантов много - оптимальный один[/b]
Когда говорят о том, что досрочные парламентские выборы неизбежны то, смотря на данную проблему с точки зрения Ак Орды, я нахожу её логически необоснованной.
Во-первых, существующая конфигурация политических сил в Мажилисе (рассматривать такой неуместный рудиментарный орган как хвостоподобный Сенат – это, по крайней мере, несерьезно) должна абсолютно устраивать власть. Подавляющее количественное преимущество депутатов «Нур Отана» неизбежно обеспечивает принятие любых, даже абсолютно сумасбродных решений исполнительной власти, что мы видели на примере попытки правительства поднять пенсионный возраст у женщин, на который президент затем наложил вето.
Во-вторых, Мажилис действительно эффективно работает над законопроектами, теребит исполнительные органы на местах и в центре депутатскими запросами и конкретными предложениями, в чем особенно выделяется фракция «народных коммунистов».
Другое дело, что у Мажилиса нет серьезных контролирующих инструментариев, фракция парламентской оппозиции состоит всего лишь из семи депутатов КНПК, а абсолютное большинство населения вообще никак не осведомлено о работе депутатского корпуса.
Главная причина возможных досрочных выборов нижней палаты Парламента заключается в том, что после создания окончательной системы баланса сил и противовесов, в структурах исполнительной власти для транзитного периода наступило время привести в соответствии с этим и соответствующую расстановку сил в законодательном органе страны. В первую очередь, это связано естественно с персональным составом депутатской мега-фракции «Нур-Отана».
Нам же больше импонирует версия одновременных досрочных президентских и парламентских выборов. Во-первых, проведение подобной кампании существенно поможет «Нур-Отану» без особых административных усилий со стороны АП вновь составить абсолютное большинство в парламенте, пройдя в него на плечах президента.
Во-вторых, в кратчайшие сжатые сроки достигаются цели президентской администрации по желательному для неё персональному составу депутатов правящей партии.
В-третьих, вина за огрехи и ошибки правительства легко продуцируется на прежний состав парламента, а исполнительная власть и новый парламент, якобы начиная с чистого листа, вне подозрений и обвинений, как жена Цезаря.
В-четвертых, досрочными выборами достигается главная цель - обеспечение преемственности верховной власти. Преклонный возраст главы государства и полное отсутствие политической традиции передачи власти выборным путем вселяет тревогу не только в казахстанском обществе, но и среди наших партнеров как на Востоке и Севере, так и на Западе.
Досрочные президентские выборы решают эту проблему, так как согласно казахстанскому законодательству лицо, ставшее исполняющим обязанности президента, занимает эту должность до истечение очередного президентского срока. То есть если выборы будут проведены в 2015 году и увенчаются победой САМИ ЗНАЕТЕ КОГО, то его преемник будет исполнять обязанности президента до 2020 года. И лишь только потом будет иметь возможность в конкурентной среде баллотироваться на должность «второго Назарбаева».
И наконец, в пятых проведенные одновременно досрочные парламентские и президентские выборы смогут существенно сэкономить бюджетные средства, абсолютно в духе новой экономической политики.
Что же касается вразумительного повода для осуществления именно данного варианта развития политического процесса, то в стране, парламент которой за восемнадцать минут принимает изменения в Конституцию – повод - это не проблема. Или я не прав?
[b]Назарбаевский НЭП[/b]
Прежде всего, Послание резко отличается от предыдущих полным отсутствием политической риторики. То есть всё выдержано в стиле тяжелейших 90-ых – «сначала экономика, а потом политика». Из этого видно какую серьезность придает руководство страны надвигающемуся экономическому кризису.
Импонирует выбор приоритетных направлений - это транспорт, энергетика, индустрия, социальная инфраструктура, развитие малого и среднего бизнеса. Это именно те отрасли, развитие которых способно дать немедленные дивиденды в виде продукции, налогов, рабочих мест и решения части острых социальных проблем, в частности, доступного жилья.
Последнее радует особенно потому, что партия народных коммунистов уже 10 лет твердила о необходимости строительства дешевого социального жилья для трудящихся, что отражено во всех предвыборных платформах партии.
Относительно недавно правительство господина Масимова отклонило предложение фракции народных коммунистов о привлечении средств государственного пенсионного фонда для строительства доступного жилья. И вот всё-таки данная проблема нашла пути решения.
Многие здравые идеи ПФИИР и Концепции «Общества всеобщего труда» напрямую соответствуют программе и предвыборной платформе КНПК. Возникает мысль о том, что было бы неплохо, если бы правительство взяло на вооружение предложения народных коммунистов и реализовывало бы их. Можно об этом никому не говорить - лишь бы стране и народу жилось лучше.
В чем главная проблема нашей власти так это в том, что, живя в своем мире личного благополучия, хабарных сюжетов и виртуозной статистики, она совершенно игнорирует общественное мнение и предложения политических партий, общественных деятелей, гражданских активистов.
И только перед лицом надвигающихся потрясений судорожно мечется в поисках решения проблем и находит их в предложениях которые были давным-давно озвучены и обоснованы.
Критическое отношение вызывает у меня только два пункта - это развитие инфраструктуры для туризма по причине её утопичности в существующих условиях и продолжающиеся траты на ЭКСПО-2017 по причине того, что я являюсь яростным и последовательным противником всяких проектов, носящих характер национальных понтов международного масштаба.
Утешает только то, что ЭКСПО дает рабочие места для населения. Хотя намного эффективнее было бы строить заводы и фабрики.
Деньги, деньги, деньги… Всюду деньги господа!
Огромные средства, которые теперь будут ежегодно вливаться в различные сферы казахстанской экономики, порождают традиционное смутное чувство неуверенности в том, что данные колоссальные средства дойдут до назначения.
В госпрограммы не верю. Написаны они замечательно, цели благие, а что выходит на практике - сплошная показуха, коррупция и элементарный распил бюджета. Можно уже сейчас констатировать, что знаменитая ПФИИР оказалась во многом неудачной, хотя и единственной, в которой мы наблюдаем положительные результаты. «Дорожная карта бизнеса-2020» забуксовала, Программа «Чистая вода» вообще предмет отдельного направления расследований в Генпрокуратуре и КНБ, программа «Агробизнес-2020» не работает с той эффективностью и отдачей, которую нам всем живописали, а программа «Доступное жилье-2020» - вообще издевательство над населением.
Возникает закономерное опасение, что и новые, безусловно, благие намерения властей утонут в омуте бюрократизма и коррупции. Пыль столбом, о которой сказал президент, имея ввиду активную работу местных органов власти по реализации поставленных задач, вполне может превратиться в пыльную бурю распилов и откатов, которая сметет вкладываемые средства. Пока не будет эффективной борьбы с коррупцией - громадные бюджетные вложения не принесут желаемого эффекта.
Выход простой - ужесточение уголовного наказания за коррупционные преступления вплоть до смертной казни, политическая реформа, включающаяся в себя упразднение Сената, введение смешанной парламентской системы, в которой бы часть депутатов избиралась бы по партийным спискам, а часть по одномандатным округам.
Изменение выборного законодательства, выборность акимов всех уровней населением, усиление контрольных функций Парламента и маслихатов, так как всё это подразумевает усиление ответственности властей перед народом, а так же введение подлинного суда присяжных, а не той пародии, которая есть в судебной системе, введение персональной ответственности чиновников за порученный участок работы и за действия своих подчиненных.
Впрочем, это уже другая тема для размышлений…
[b]Султанбек Султангалиев, политолог
Просмотров материала: 3 007