На днях Коммунистическая народная партия Казахстана отметила свой 10-летний юбилей. О становлении КНПК, о новых задачах и вызовах, стоящих перед парламентской фракцией, в интервью «Свободе Слова» рассказал народный коммунист, депутат мажилиса Владислав Косарев.
Источник: Свобода Слова
- Владислав Борисович, вы ветеран коммунистического движения. Как вы начинали политическую деятельность?
– В ряды КПСС я вступил в 1959 году, во время службы в армии. Как только вернулся домой, директор совхоза Григорий Степченко предложил мне поработать комсоргом. Я ему честно признался, что сначала мне нужно купить необходимые вещи, одежду для гражданской жизни, ведь я ходил в одних кирзовых армейских сапогах и бушлате, а зарплата комсорга – всего 73 рубля. Директор взял меня на работу водителем, дал машину. Работы я не боялся, выходил в рейс и днем, и ночью.
Как-то зашел заплатить партвзносы, а там Григорий Илларионович. «Слушай, ты, оказывается, получаешь больше директора», – сказал он. Я отшутился: «Кто как работает, так и получает». Тогда меня избрали секретарем комсомольской организации. А через год порекомендовали секретарем парткома другого совхоза. Отказывался, ссылаясь на возраст, но Степченко посоветовал принять это предложение: «Я был бы тебе плохим товарищем, если бы держал тебя около себя и не давал расти». Так началась моя партийная работа. Наверное, тогда закладывалось мое отношение к партийному долгу, ответственность перед людьми, перед собственной совестью.
- Помнится, в экспертном сообществе к созданию КНПК отнеслись с определенной долей скепсиса, да и в последующие годы высказывались сомнения относительно жизнеспособности партии, шансов народных коммунистов занять кресла в парламенте.
– 21 июня этого года исполнилось ровно десять лет с того момента, как на политической карте страны появилось объединение коммунистов. Как показало время, мы не только смогли продемонстрировать свою жизнеспособность, но и, вопреки прогнозам скептиков, шаг за шагом превратились в серьезную политическую силу. Выросло и количество членов партии: если на момент создания в ней насчитывалось 53 тысячи человек, то сегодня число наших сторонников – порядка 100 тысяч.
В год создания, в 2004-м, КНПК впервые приняла участие в выборах в мажилис и получила 1,98% голосов. В 2007-м на парламентских выборах за нас проголосовали уже 77,2 тысячи избирателей. В апреле 2011 года КНПК выставила на досрочные президентские выборы своего кандидата Жамбыла Ахметбекова, который набрал 1,36% голосов – это более 111 тысяч избирателей. А на выборах 2012-го партия набрала 7,19% голосов и смогла пройти в парламент. Это стало нашей первой серьезной победой.
Сейчас в мажилисе эффективно работают семь депутатов от КНПК, каждый из которых представлен в соответствующем комитете нижней палаты. Для координации работы решением Центрального комитета партии была сформирована депутатская фракция «Народные коммунисты», которая традиционно выступает единым фронтом практически по всем наиболее злободневным вопросам, обсуждаемым в парламенте.
- В последние годы во многих странах мира выросла популярность «левых» партий за счет социально ориентированной политики. КНПК может похвастаться успехами в решении социально-экономических проблем казахстанцев?
– Хочу выразить удовлетворение тем, что в Казахстане сохранилось коммунистическое движение, не погибло под ударами капитализма. Нам также удалось сохранить главную линию – мы вписались в те направления, которые сейчас осуществляет власть. Это борьба с бедностью, обеспечение занятости населения, повышение производительности труда, мир и согласие в обществе.
Если же говорить об успехах… Проблему детских и материнских пособий первыми подняли мы, и сегодня правительство идет по пути, который предложили коммунисты, – по пути увеличения размеров пособий. Для сравнения: в 2004 году проблемы матерей и детей вообще не поднимались. Первым нашим заявлением было требование о повышении госпособий для семей, воспитывающих детей; для матерей, находящихся в декретном отпуске.
Мы собрали 12 тысяч подписей в поддержку этого требования и направили письмо с подписями в Министерство труда и соцзащиты населения РК. Нам не дали ответа, зато к концу года правительство приняло почти все наши предложения об увеличении пособий матерям. Наша инициатива была вызвана тем, что рождаемость в те годы серьезно упала. Из 17 женщин детородного возраста в год рожала только одна! Ежегодно на свет появлялось около 240 тысяч детей, тогда как в 1990-м было 460 тысяч. Не столь важно, руководствовалось ли правительство именно нашим мнением, но размер единовременных пособий матерям увеличили.
Также мы первыми заговорили о самозанятых, и сегодня ни одно мероприятие в стране не проходит без того, чтобы не вспомнить эту категорию граждан. Программа «Дорожная карта занятости – 2020» рассчитана всего на 1,5 миллиона человек, хотя самозанятых в Казахстане насчитывается 2,5 миллиона. То есть миллион казахстанцев остается вне поля зрения государства. Поэтому эту тему мы не закрываем.
Больше шести лет мы говорили о том, что нельзя бесконечно поднимать цены на коммунальные услуги, доказывали это. На совещаниях, как правило, представители Агентства по регулированию естественных монополий ссылаются на рыночные отношения или на необходимость модернизации сетей. Вопрос коммунальных тарифов мы целенаправленно поднимали, ведь стоимость электроэнергии у нас возросла с 4 тенге до 14-17 тенге за кВт·час. Мы долго взывали к власти, и только в этом году было принято решение об ограничении повышения тарифов на коммунальные услуги. Если мораторий продлят на пять лет, это будет неплохо.
- Какие задачи стоят на повестке дня народных коммунистов?
– Наш приоритет – социальная политика. Народные коммунисты выступают за предоставление жилья молодым семьям со скидкой, по низким процентным ставкам. Более того, нужно создать фонд резервного жилья для граждан, пострадавших от стихийных бедствий, пожаров, наводнений, для людей, проживающих в ветхих и аварийных домах.
Вот все говорят о нехватке жилья. Между тем есть простое решение. В моногороде Каратау в очереди на получение жилья стоят около 1000 человек, и там же насчитывается 1500 брошенных квартир. Почему бы не отремонтировать пустующее жилье и не отдать его нуждающимся? На это чиновники отвечают, что тем самым будет нарушено конституционное право людей на собственность. Но хозяева брошенных квартир давно разъехались по разным городам и странам. Считаю, что можно провести юридические процедуры и решить таким образом жилищную проблему жителей моногородов.
- Каким вы видите будущее страны?
– Мы, народные коммунисты, хотим видеть Казахстан развитым государством, в котором власть справедлива, а все граждане равны и свободны. Для достижения равенства необходимо привнести в жизнь многие социально-экономические элементы, которые страны СНГ потеряли с разрушением социалистического строя. Сегодня власть и народ четко осознают, что терять эти направления никак нельзя.
Беседовала Разия АБДЫКАДЫРОВА
Просмотров материала: 1 921