Социальная напряженность, возникшая в конце июня – начале июля на Жезказганском медеплавильном заводе в связи с предстоящим закрытием предприятия на реконструкцию, выявила недочеты не только «Казахмыса», которому принадлежит градообразующее производство, но и обнажила глубокую пропасть, в которую медленно скатываются наши моногорода. Элементарная диалектика, а также мировой опыт подсказывают, что исчерпаемые природные ресурсы, на которых когда-то строились градообразующие предприятия, в какой-то момент придут к своему финалу. Формально Казахстан предусмотрел такие риски, приняв несколько лет назад Государственную программу развития моногородов РК на 2012 – 2020 гг. Есть и другие «параллельные» госпрограммы по развитию депрессивных регионов. И на реализацию этих планов в республиканском бюджете были заложены миллиарды государственных тенге…
«У работников нет ясной картины…»
Давайте вспомним, как развивались недавно события в Жезказгане. В прошлую среду, 3 июля, в город приехал первый вице-премьер правительства, министр регионального развития Бакытжан Сагинтаев. Отнюдь, не для того чтобы произнести торжественные речи, а по сути снять напряжение, которое началось здесь за две недели до этого.
19 июня генеральный директор ТОО «Казахмыс Smelting», которое управляет медьзаводом, провел закрытое совещание с бригадирами металлургов, где зачитал приказ, что с 1 сентября завод закрывается. Об этом со слов рабочих активистов из Жезказгана в тот же вечер сообщил портал respublika-kaz.info. Официальный пресс-релиз медной корпорации информационные агентства обнародовали только на следующее утро. Как сообщил Казинформ, ЖМЗ будет поставлен на реконструкцию ориентировочно с 1 сентября – по завершении всех необходимых технических процедур.
«Компания приняла решение о реконструкции завода по результатам исследования перспектив развития медеплавильных мощностей, – говорилось в сообщении. – Нынешняя применяемая на ЖМЗ технология электроплавки (рудно-термическая печь) рассчитана на концентрат Жезказганского месторождения и не подходит для плавки концентрата с Бозшаколя и других проектов по расширению производства, которые будут вводиться в эксплуатацию, начиная с 2015 года».
Далее в сообщении Казинформа говорилось, что «компания не планирует сокращений персонала в связи с реконструкцией. На ЖМЗ работают 1767 человек. 61 человек будет задействован в отгрузке концентрата. Еще 200 сотрудникам на период реконструкции будут предложены вакансии на БМЗ. Оставшиеся заводчане будут задействованы в работах по реконструкции в режиме неполного рабочего времени с занятостью порядка 65-70%. В настоящее время средняя заработная плата на заводе составляет 120 тысяч тенге.
По желанию специалисты могут переобучиться и устроиться на вакантные позиции в других структурных подразделениях компании, либо принять участие в подборе персонала на проекты роста, команды для которых формируются преимущественно из сотрудников Жезказганского региона».
Однако утром 24 июня на ЖМЗ, по данным некоторых СМИ, «сотни заводчан» выразили протест против закрытия производства, не веря в то, что предприятие приостановят на два года всего лишь на реконструкцию. И вновь официальная версия события была обнародована с задержкой: со ссылкой на департамент корпоративных коммуникаций компании, информагентства опубликовали разъяснения руководства «Казахмыса» касательно предстоящей реконструкции завода.
Это прозвучало следующим образом:«Сегодня утром несколько десятков человек собрались возле завода, они высказывали свои опасения по поводу планов компании по временной приостановке завода на реконструкцию, которая намечена на начало осени. Высказывали опасения по поводу того, что завод не будет запущен вновь. К собравшимся вышли представители руководства ТОО «Казахмыс Smelting», которые дали разъяснения касательно реконструкции завода. Работа завода не прекращалась, предприятие функционирует в нормальном режиме». Кроме того, в компании отметили, что не стоит классифицировать происходящее, как митинг. По мнению руководства, это больше похоже спонтанное собрание сотрудников, которых беспокоит дальнейшая судьба предприятия.
Между тем, один из местных активистов Берик Жагипаров рассказал в социальных сетях, что на митинге находятся люди, которые не верят в разговоры о реконструкции. По его словам, работникам сказали, что их вызовут через два года, а сейчас уволят, выдадут выходное пособие, потом вновь пригласят. «Каждый руководитель комментирует сам, у работников нет ясной картины, кого уволят, кого оставят», – написал Жагипаров. Всю последующую неделю из-за неопределенности среди рабочих распространялись слухи – один страшнее другого: вплоть до того, что в город ввели войска, как расписала оппозиционная пресса.
И наконец, 3 июля на встречу с заводчанами приехал первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, который сумел нейтрализовать ситуацию. Настроенный на нервически-тонкой волне интернет-ресурс «Жезказган Сегодня» после встречи выдал информацию под заголовком «Вице-премьер помог медьзаводу». Вот квинтэссенция материала, которую, наверное, ждали все местные горожане: «Бакытжан Сагинтаев попенял руководству ККМ на недостаточную работу с коллективом предприятия, который вынужден «кормиться» слухами, вместо того, чтобы получать своевременную информацию о положении дел». И не без внутреннего восторга сайт приводит дословно следующий обмен мнениями между Э. Огаем и Б. Сагинтаевым.
Эдуард Огай: «Есть много вопросов… что будет с заводом в будущем? Какая технология будет и так далее?.. Я хочу задать (встречный) вопрос: «Кто вам вообще сказал, что завод будут закрывать? Кто начал распространять эти слухи? Я считаю, что этот человек не должен работать на нашем предприятии».
Бакытжан Сагинтаев: «…Эдуард Викторович, вы вначале сами сказали, что плохая информированность. Поэтому надо обвинять или спрашивать с тех своих сотрудников, которые неправильно (информировали рабочих). А не увольнять тех, которые распространяли. Они не распространяют слухи, они переживают… Поэтому надо в первую очередь спрашивать с тех, кто плохо занимается информативной работой (бурные аплодисменты)… Эдуард Викторович! В первую очередь разбирайтесь со своими сотрудниками! (аплодисменты)»
И в заключение «Жезказган Сегодня» приводит следующее резюме: «Надо ли говорить, что после общения с вице-премьером трудящиеся задышали посвободнее…»
Председатель правления ТОО «Корпорация Казахмыс» Эдуард Огай официально подчеркнул: при реконструкции завода сокращение персонала в «Казахмысе» не планируется, все рабочие основных и вспомогательных служб будут задействованы в реконструкции завода. Кроме того, «Казахмыс» берет на себя обязательства по сохранению и выплате 100% объема заработной платы каждому сотруднику на весь период реконструкции.
Казалось бы конфликт исчерпан, все довольны, занавес… Но давайте не будем притворяться глухими: все мы ясно слышали как оппозиционная пресса кликушествовала, сравнивая Жезказган с Жанаозенем. В этом лучше разобраться сразу. Причина проблем двух городов одна: сырьевая база истощается, производство сворачивается, а в моногородах, коими являются оба населенных пункта, жизнь практически еле теплится. Вот откуда и проистекают все беды…
Моногорода – заложники сырьевой экономики
Представляя в прошлом году проект Программы развития моногородов на 2012-2020 гг. тогда еще министр экономического развития и торговли Бакытжан Сагинтаев отмечал, что по итогам проведенного ведомством анализа в 19 населенных пунктах градообразующие предприятия работают стабильно, в 5 – частично, в 3 – вообще не работают. По отраслевой направленности моногорода в основном представлены в добывающем секторе экономики.
По численности населения – 4 моногорода с численностью от 100 тыс. до 180 тыс. человек, 9 – от 50 тыс. до 100 тыс. человек и 14 моногородов с численностью до 50 тыс. человек. В основном экономические проблемы моногородов, по словам г-на Сагинтаева, связаны с низкой степенью диверсификации экономики, слабыми перспективами развития градообразующего предприятия, высокой зависимостью занятости населения и бюджета городов от деятельности градообразующего предприятия.
Как следствие – социальные проблемы: растущий уровень безработицы, низкий уровень доходов населения и качества жизни, отток населения, а также возможная тенденция роста социальной напряженности.
По данным Асел Абен, старшего научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК, незначительная часть моногородов оказывает влияние на экономическое развитие регионов. В Акмолинской области – это г. Степногорск, в Западно-Казахстанской области – Бурлинский р/н, в Карагандинской области – , кроме Жезказгана и Сатпаева еще гг. Балхаш и Темиртау, в Костанайской области – г. Рудный, в Павлодарской области – гг. Аксу и Экибастуз. Таблица 1. Вклад моногородов в экономику регионов РК в 2012 году, в %
Концептуальным подходом к решению проблем моногородов, как отметил на презентации Программы развития городов Бакытжан Сагинтаев, является группировка моногородов на города с высоким, средним и низким экономическим потенциалом, представлена следующая приоретизация мер господдержки моногородов.
Первая – решение первоочередных острых проблем моногородов с низким потенциалом; вторая – создание условий для развития моногородов со средним потенциалом; третья – дальнейшее устойчивое развитие моногородов с высоким потенциалом. В целях оптимизации моногородов в зависимости от производственной емкости работающих предприятий будет проведена работа по выявлению экономического потенциала и возможных новых специализаций моногородов.
МЭРТ предлагал разработать по каждому моногороду комплексный план развития на долгосрочный период с определением его перспектив и прогнозируемой численности населения, а также предусмотреть проведение корректировки генеральных планов городов, планов развития социальной и инженерной инфраструктуры с учетом их возможной оптимизации. Согласно принятому в мировой практике опыту разделение моногородов Казахстана сгруппировано следующим образом (рис. 1).
Для диверсификации экономик моногородов и развития в них малого и среднего бизнеса, по словам Бакытжана Сагинтаева, предлагается реализация якорных инвестиционных проектов. Для этого акиматами областей в рамках Карты индустриализации необходимо предложить к реализации не менее 1 проекта для каждого моногорода. Также предполагается создание вспомогательных и обслуживающих предприятий градообразующими предприятиями (в рамках реализации партнерских программ с градообразующими предприятиями). Кроме того, МЭРТ предлагает размещать нацкомпаниями на вспомогательных и обслуживающих производствах моногородов заказы с учетом спецификации городов.
- Хорошим примером является создание производства по обслуживанию железнодорожной отрасли в г. Экибастуз АО «НК «Казахстан темиржолы». Если только в 2011 году объем производства продукции был 1,5 млрд тенге, то 2015 году этот показатель достигнет уже 93 млрд тенге. Это очень хороший пример. В таком же плане двигается также нацкомпания «Казатомпром» в г. Степногорск, – отметил тогда глава МЭРТ. В рамках Программы также предполагалось привлечение стратегических инвесторов для восстановления прежней специализации в отдельных городах (например, российская компания «Еврохим» в г. Каратау).
В рамках Программы, отметил г-н Сагинтаев, предлагается создать бизнес-инкубаторы в каждом моногороде. «В целях стимулирования МСБ в моногородах будут использованы все инструменты программы. «Дорожная карта бизнеса – 2020» и «Занятость-2020». Кроме того, в рамках «Дорожной карты бизнеса – 2020» предлагается проработать дополнительные меры поддержки: снятие отраслевых ограничений для субъектов МСБ, увеличение размеров субсидирования процентных ставок по кредитам, а также введение отдельных подпрограмм для моногородов по предоставлению грантов на создание новых производств в размере от 1,5 до 3 млн тенге», – уверял Бакытжан Сагинтаев. На сегодняшний день по 20 моногородам в рамках Карты индустриализации и «Дорожной карты бизнеса – 2020» реализуется 114 проектов на общую сумму более 1,2 трлн тенге.
Важным направлением Программы, заключил министр, является стимулирование добровольного переезда населения моногородов в более экономически развитые города внутри области. С целью повышения эффективности бюджетных расходов для развития социальной и инженерной инфраструктуры моногородов предлагается осуществление долгосрочных мер развития.
Для моногородов с высоким и средним потенциалом развития предлагается предусмотреть реконструкцию и строительство объектов образования и здравоохранения, с доведением до утвержденных нормативов, и реконструкцию инфраструктуры жизнеобеспечения на оптимизированную численность населения. Для моногородов с низким потенциалом будет осуществляться поддержка социальной и инженерной инфраструктуры на минимально необходимом уровне с учетом предполагаемой оптимизации численности населения. Кроме того, в моногородах предполагается организовать ремонт и восстановление, а в отдельных городах – снос аварийного и ветхого жилья.
Комплексный подход
На заседании актива региона в ходе рабочей поездки в Жезказган 3 июля уже первый вице-премьер, министр регионального развития РК Бакытжан Сагинтаев отметил, что «реализация Комплексного плана социально-экономического развития Жезказгана, Сатпаева и Улытауского района Карагандинской области на 2012-2017 годы, которому рукоплескали при его принятии в Жезказгане, Сатпаеве и Улытауском районе, тормозится». «Только по 2012 году, - сообщил первый вице-премьер, - было запланировано выделение 27 млрд тенге, но сегодня мы не видим ни одной заявки, которая поступила бы в Министерство регионального развития. В результате уходят сроки для включения в бюджет соответствующих средств».
В настоящее время, по словам министра, создана правительственная рабочая группа для решения проблемных вопросов региона.
«Главная задача рабочей группы – еще раз внимательно изучить содержание комплексного плана, - отметил Бакытжан Сагинтаев. – Рабочая группа должна была также посмотреть, почему предусмотренные деньги не выделяются. Как выяснилось, нет соответствующих документов для начала финансирования, то есть технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации, необходимых для проведения соответствующей госэкспертизы, согласно существующей процедуре», - отметил первый вице-премьер. Он заверил, что виновные будут наказаны.
Новому акиму Жезказгана поручено решить вопрос с документальным оформлением проектов, заложенных в Комплексный план. «Сегодня мы должны начать работу по диверсификации региона с тем, чтобы открывать новые предприятия, создавать рабочие места, - заключил первый вице-премьер. – Для этого приняты все необходимые программы».
Напомним, комплексный план социально-экономического развития городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района Карагандинской области на 2012-2017 годы был разработан по поручению главы государства и утвержден постановлением правительства страны еще в ноябре 2011 года. На его реализацию предусмотрено в течение 6 лет около 130 млрд тенге. Комплексный план включает 8 разделов: расширение минерально-сырьевой базы, индустриально-инновационное развитие, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура, экология и природопользование, туризм.
Вместо заключения
Многочисленные проблемы моногородов тесно связаны с сырьевой направленностью казахстанской экономики, и пока Казахстан не избавится от этой болезни, в полной мере их не разрешить. И дело тут не просто в градообразующих компаниях – при всем желании одной частной компании, какой бы она крупной ни была, это не под силу. Здесь должен быть стратегический подход, как собственно и прописано в Программе развития моногородов на 2012-2020 гг. и в региональных комплексных планах. Причем – очень желательно – с активным участием самих жителей.
Есть такая пословица, вошедшая некогда в песню: «Кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет». Конечно, легче всего все беды депрессивных городов свалить на градообразующие предприятия, демонизируя их, мол, не заботятся о людях!
А можно шаг за шагом попробовать создать свое, пусть маленькое, дело – иными словами, бизнес. Моногород – тот же населенный пункт. Как и тысячи других на Земле, он нуждается в различных услугах. Почему бы тут не вспомнить успешные зарубежные примеры решения подобных проблем? К примеру, Рурский угледобывающий регион в Германии, который путем преобразований при помощи государства вырвался из состояния стагнации. А ведь здесь за период с 1980-го по 2002 год исчезли около 500 тыс. рабочих мест в добывающей отрасли. Но в секторе услуг появилось более 300 тыс. новых рабочих мест! Или пример Питсбурга в США, некогда центре черной металлургии. Став инновационным центром, он добился открытия около 200 новых учебных заведений!
Способствовать такой диверсификации должно и внедрение местного самоуправления. Прозрачность в формировании местного бюджета не позволит моногороду неожиданно прийти в упадок. Ведь самые лучшие контролеры расходования общих средств – это жители данных городов, которые вряд ли пожелают ухудшения своей жизни.
Евгений ЧЕСНОКОВ, МАТРИЦА.kz
Просмотров материала: 6 006