По оценкам Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК, из 87 городов в Казахстане 59 – являются монопрофильными городами – иными словами, моногородами. Если посмотреть на их беды, то они до безобразия типичны – остановка либо угроза остановки градообразующего предприятия влечет за собой деградацию не только городской инфраструктуры, но и человеческих судеб, что в свою очередь способствует социальной напряженности. Вот почему люди рвутся в крупные города, где даже в плохих бытовых условиях все-таки сноснее выжить, чем при кошмаре городов-призраков.
В прошлом году была принята госпрограмма развития моногородов до 2020 года, между тем, в нее вошли только 27 моногородов: основной акцент в каждом регионе делается на развитие 2-3 крупных городов-лидеров общенационального уровня, а также опорных городов национального и областного уровней, концентрирующих экономическую активность в своих регионах. Однако, как считает, к примеру, старший научный сотрудник КИСИ Асел Абен, при правильном походе к реанимированию моногородов, вполне возможно создать из них стратегические полюса роста для развития региональной экономики.
Основным риском реализации правительственных программ, как считает эксперт, является несогласованность между документами разных уровней. Прогнозная схема пространственно-территориального развития Казахстана до 2020 года и Программа развития регионов на 2012-2020 годы являются основополагающими документами регионального развития, а развитие моногородов является частью общей региональной политики государства.
Однако, ни в том, ни другом документе, ни в стратегиях развития регионов до 2015 года (14 регионов) не указываются проблемы моногородов. По мнению эксперта, необходима не только преемственность, но и системность, а также четкая согласованность между документами всех уровней.
Не менее важный момент, что комплексные планы развития (КИПы) моногородов РК не отражают стратегию развития конкретно взятого города. Как отмечает эксперт, мировой опыт демонстрирует состоятельность и успешность проектов по реанимации моногородов в тех случаях, когда у городов была выработана и имелась конкретная стратегия развития.
И потом, необходимо законодательно регулировать, в какой момент город может утратить статус моногорода и соответствующие преференции. Возможно, необходимо прописать временные ограничения (пять-семь лет), в течение которых моногород должен утратить этот статус, но при этом будет гарантия, что его финансовая поддержка резко не прекратится до конца программы.
Эксперт также указывает на риски «якорных» проектов, то есть создания новых производств, за счет чего, собственно, и предполагается модернизировать и диверсифицироватьмоногорода. Как предполагает госпрограмма, «якорный» проект является центральным звеном в политике реабилитации моногородов, однако зачастую в качестве «якорных» выдают давно намеченные проекты развития имеющихся производств, хотя по идееони должны быть направлены на создание альтернативных производств. Эксперт выделяет еще ряд рисков, как то – непривлекательность моногородов для переселения квалифицированных кадров, трудность обучения местного населения, - и все это усугубляется ко всему прочему в связи со вступлением Казахстана в ВТО…
Итак, что же конкретно может стать решением для реанимирования городов-призраков? По мнению эксперта КИСИ, решение проблем модернизации монопрофильных населенных пунктов носит комплексный характер и требует четкого слаженного взаимодействия всех уровней власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общества в целом.Во-первых,в мире уже накоплен достаточно большой опыт решения проблем монопрофильных поселений, который полезен для Казахстана как в плане определения путей решения проблем отечественных моногородов, так и оценки возможных рисков. Во-вторых, любая территориальная единица, как показывает мировой опыт, развивается успешно только тогда, когда в действительности развиты механизмы местного самоуправления.
Например, практика европейских стран и США показывает, что важную роль в реализации местного самоуправления играют собрания местных общин. На них определяются приоритеты развития территории, обсуждается цена и последствия того или иного выбора, вырабатываются муниципальные программы различных партий и общественных организаций, самих органов местного самоуправления. Наряду с этим они дают возможность получить ценнейшую информацию о положении дел в общине и о настроениях в различных группах населения.
Исходным моментом формирования финансовой основы местного самоуправления, полагает эксперт, должно быть законодательно закрепленное право самостоятельно формировать, утверждать, исполнять и контролировать свой собственный бюджет. Без решения данного вопроса система местного самоуправления в любом формате работать не будет. В-третьих, считает эксперт, в моногородах, при имеющемся дефиците бюджетных средств, следует развивать механизмы, расширяющие источники внебюджетного финансирования.
Один из наиболее эффективных механизмов – формирование фонда местных сообществ (ФМС). Так, в ряде российских моногородов ФМС все больше стали выходить на первый план. В условиях экономического кризиса повысилась их социальная значимость как альтернативного инструмента поддержания качества жизни населения на местном уровне.
Таким образом, в настоящее время в Казахстане требуют разрешения три вида проблем, имманентно присущих местному самоуправлению. Первая – управленческая – касается понимания того, кто и какие функции должен выполнять. Вторая проблема – финансовая – состоит в том, чтобы определить, у кого и какие бюджетные деньги должны быть в распоряжении. Третья проблема – ментальная – заключается в выяснении степени готовности участия населения в самоуправлении, а также насколько власть способна позволить населению это участие. Собственно, от решения этих задач и зависит судьба моногородов!
Просмотров материала: 2 613