Самобытный, талантливый автор, мастер психологической прозы, победительница конкурса писателей «Алтын калам – 2014» сразу в двух номинациях – «Лучшая драматургия» и «Лучшая проза». В своих рассказах Вера Гаврилко не скрывает боли и не боится обнажить душу.
Источник: Свобода Слова
О любви без пафоса
- Вера, прежде всего позвольте поздравить с недавней победой в литературном конкурсе. Нам хочется узнать о вас все: где вы учились, кем работаете? Как ваши работы попали на конкурс?
– Я профессиональный журналист. Окончила факультет журналистики Уральского государственного университета в Екатеринбурге. Поступала в 1987-м, когда журналистика была очень модной специальностью, на нее был бешеный конкурс, больше, чем на товароведческий факультет.
13 лет непрерывно отработала собкором в республиканском юридическом еженедельнике «Око», а когда газета закрылась, вместе с коллегами я оказалась, что называется, на улице. Но мне в голову пока не приходит заняться чем-то другим, я больше ничего и не умею. Сегодня продолжаю писать для различных интернет-изданий и информагентств. Фриланс мне гораздо ближе, чем полная занятость в штате. Остается больше времени на себя, которое можно потратить на творчество.
На конкурс «Алтын калам» я отправила два произведения и очень удивилась, что оба они вошли в шорт-лист: пьеса «Дочь Дракона» – в номинации «Лучшая драматургия года», а серия рассказов «Любовь и прочие безобразия» – в номинации «Лучшая проза». Рассказы о внутреннем мире женщины, они написаны от первого лица. И до тех пор, пока на сцене не прозвучала моя фамилия, я думала, что это розыгрыш, потому что рассказы у меня довольно-таки хулиганские. Ну, один, например, построен как интервью с того света с музой Маяковского, знаменитой Лилей Брик. Второй – о женщине, которая останавливает водителей на трассе и убивает их. «Веселенький» такой рассказец, с двойным дном.
Рассказы мои абсолютно не пафосные, в стиле современной сетевой литературы. Меня всегда удивляло, как в этой жизни великое может идти рука об руку с ничтожным, трагическое – с комичным. Мне интересны такие ситуации на стыке и как в них проявляется человек. Маленький человек. Гоголь впервые в русской литературе показал внутренний мир маленького человека, и эта тема до сих пор – бездонна. Казалось бы, человек – маленький, а тема – бездонная. Забавно, не правда ли?
В чем трагедия человека? В том, что, по сути, человек – самое одинокое животное в этом мире. Речь идет об экзистенциальном одиночестве, оно имеет очень глубокие причины. И проявляется в том, что в один прекрасный день ты не понимаешь, для чего тебе нужна собственная жизнь. Постепенно приходишь к осознанию, что оправдать твое существование на Земле может только одна вещь – любовь…
Меня вырвало на холст
- Вы, как выяснилось, не только пишете тексты, но и занимаетесь живописью. С чего началось это увлечение?
– Живописью я занимаюсь еще со студенчества. Мои картины экспонировались в Германии, Голландии, Казахстане, России. Почему живопись? Ответ на этот вопрос я дала в своем рассказе «Мне злобно и светло». Его героиня, так же как и я в свое время, пережила серию очень тяжелых предательств, и у нее не было выбора: либо сойти с ума от всего этого, либо написать это и выплеснуть. У меня был очень тяжелый год, когда мои недруги объединились и организовали самую настоящую травлю. Не в реальности, конечно (чтобы травить человека в реальности, нужно, по крайней мере, обладать некоторой смелостью), а в виртуале, в интернете, под масками анонимов. Впрочем, маски легко слетали…
Для меня стало откровением, что в этой мерзости участвовали люди, которым я помогала, как-то участвовала в их жизни, решала их проблемы, устраивала на работу. Сейчас-то я, конечно, стала мудрее, проще смотрю на многое, но в то время мне было чертовски тяжело. Просто не хотелось жить. Я вложила свои переживания того времени в уста моей героини: «Люди в большинстве своем стали чужды и неинтересны.
Я была заведенным часовым механизмом, который точно знает, что в определенный час взорвется. Но я не взорвалась. Посреди полугодового творческого простоя неожиданно и властно на
белый свет попросилась та картина. Не думаю, что это был акт творчества в его общепринятом благородном значении. Скорее, это была чистой воды физиология. Меня вырвало на холст – лиловыми красками и чудовищными образами, перед которыми меркнут кошмары Гойи. Но когда это случилось, мне действительно стало злобно и светло. Именно так – злобно и светло, – точнее не скажешь».
Белый лист – безлюдная равнина
- Вы работали в юридической газете. Нет ли мысли написать детектив, ведь такое чтиво востребовано сегодня?
– Детективы мне неинтересны. Исключение, пожалуй, составляют Честертон и Умберто Эко, но они писали серьезные вещи под видом детективов. Меня гораздо более интересует психологическая проза. Люблю Довлатова, Маркеса, Хемингуэя. Очень люблю Татьяну Толстую, ее последняя вещь – «Легкие миры» – просто изумительна. Толстая умеет в обыденности открывать дверки в какие-то иные миры. Потрясающая способность, сродни умению проходить сквозь стены.
- Дает ли возможность заработать на жизнь такая тонкая субстанция, как литература?
– Для меня это удовольствие, и я искренне не понимаю, как можно требовать за это денег. Еще у меня есть пунктик: я не люблю слово «писатель» по отношению к себе. Я – автор. Кто у нас сейчас не писатель? Те, кто пишет посты в соцсетях, – все писатели. Главное – цепляет ли то, что ты пишешь, других людей, интересно ли им это? Людей трогает только стопроцентная искренность, без примесей.
- У вас есть изданные книги?
– Это совершенно разные таланты – писать и издаваться. Я, честно говоря, даже пока не изучала этот вопрос, для меня это terra incognita. Я публиковалась, конечно, в литературных журналах, но этот опыт вряд ли можно назвать серьезным. Думаю, начинающему автору, чтобы «громко» выйти на рынок, нужно выходить все-таки с какой-то большой вещью, с романом.
И роман будет?
– Я пишу роман, но идею и сюжет пока не хочу раскрывать. Текст – вещь довольно сакральная, он не терпит суеты вокруг себя. Раскрывать карты в то время, когда хотя бы две трети работы не сделано, – это значит обрекать проект на неудачу. Могу лишь сказать, что это остросюжетная вещь, которая будет держать читателя в напряжении от первого до последнего абзаца.
- Кстати, среди авторов бытует мнение из области мистики о том, что стоит ввести героев в сюжет, как они начинают жить своей жизнью. Правда ли это?
– Скажу больше, герои мало того что начинают жить своей жизнью, они еще начинают влиять на твою собственную жизнь! Любой хороший писатель – в какой-то мере пророк, он может изменить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих людей. Я в это свято верю.
Беседовала Разия АБДЫКАДЫРОВА
Просмотров материала: 2 465