Итак, обещанное в начале года разделение активов компании «Казахмыс» практически началось. 23 июля компания официально объявила, как будет происходить реструктуризация, так что осталось только получить одобрение контролирующих органов. Согласно обнародованного релиза прибыльные медные проекты переходят в публичную компанию, которая сменит свое название на KAZ Minerals PLC. Зрелые активы переходят к новой Cuprum Holding, которая формируется на базе ТОО «Корпорация «Казахмыс». Стоит отметить, что реорганизация была проведена в рекордно короткие сроки, в чем сомневались некоторые эксперты.
Главным мотивом, который в общем-то понятен всем, было желание компании сосредоточиться на развитии менее затратных перспективных месторождений, что значительно улучшает экономику компании, делает ее очень привлекательной для инвесторов и, соответственно, позволит привлекать деньги на более выгодных условиях. Не случайно только лишь решение о проведении реорганизации повысило стоимость акций компаний на 40-50% на Лондонской фондовой бирже.
Согласно сделанного объявления, в публичной компании остаются четыре действующих рудника и три обогатительные фабрики в Восточно-Казахстанской области, три так называемых проекта роста – Бозшаколь, Актогай и Коксай, а также рудник Бозымчак в Кыргызстане.
Что касается зрелых, и соответственно более затратных активов, то они (активы Карагандинской, Жезказганской и Балхашской производственных площадок) перейдут к Cuprum Holding. В сообщении компании отмечается, что владельцы компании не поменяются: основным выступает Владимир Ким, имеющий свой значительный пакет акций в публичной компании и потому сохранивший место независимого директора в Совете ее директоров; вторым владельцем непубличной компании выступает Эдуард Огай.
Безусловно, при таком выборочном разделении активов на перспективные и зрелые, у многих может возникнуть вполне резонный вопрос: что ожидает предприятия, которых посчитали если не плохими, то уж точно непривлекательными? Наверняка, скоро мы увидим в прессе такие комментарии, что, мол, одним достались «вершки», а «корешки» – бедным?!
Как уже было отмечено, в основном эти «непривлекательные» активы находятся в Жезказганском регионе, где медная компания разрабатывает их уже более шести десятков лет, и исторически является здесь главным градообразующим предприятием. Безусловно, такая роль, сформировавшаяся в советские времена плановой экономики, накладывает на предприятие еще и «социальные» обязательства. И даже два десятка лет рыночного развития пока не особо изменили менталитет местного населения.
Между тем можно считать, что именно суровые требования современного рынка подвигли руководство медного гиганта на поиск нестандартного решения сложившейся проблемной ситуации. Как становится очевидным, озвученные предложения должны позволить решить сразу несколько актуальных задач. И прежде всего – не остановить производство, соответственно, сохранить рабочие места. Но сделать это так, чтобы иметь конкурентоспособную себестоимость готовой продукции публичной компании. Поскольку для этого потребовалось участие правительства, видимо, данный пример можно считать одной из удачных форм государственно-частного партнерства.
Итак, если считать преимущества от данного варианта реорганизации для публичной компании очевидными (не случайно рынок отреагировал на сообщение существенным ростом цены ее акций), нужно понять – какой вариант развития намечен для частного ТОО «Корпорация «Казахмыс», где аккумулированы зрелые активы?
Как известно, за последние годы объемы добычи на жезказганских месторождениях снизился с 28 млн. тонн до 19 млн. тонн, притом, что содержание меди в руде уменьшилось в 2 раза. Объем производства меди упал с 276 тыс. до 105 тыс. тонн. Это не просто привело к снижению производства главного продукта, но и значительно увеличило ее среднюю общую себестоимость по компании. А это уже фатальный показатель для любой рыночной компании. Между тем как снижение производства – это прямой путь к снижению жизненного уровня как минимум 20 тысяч жезказганцев, задействованных на производствах. А через них – практически всего местного населения.
Здесь стоит напомнить, что назревающей проблемой, связанной с истощением месторождений и чрезмерной привязанностью населения к одному градообразующему предприятию государство предметно озаботилось еще более двух лет назад. Еще тогда был принят Комплексный план социально-экономического развития городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района Карагандинской области на 2012 – 2017 годы. Но, к сожалению, в 2012-2013 годах к его реализации так и не приступили: как признался Бахытжан Сагинтаев, еще будучи в то время главой только созданного министерства регионального развития, на Комплексный план не было выделено ни одного тенге, хотя деньги в бюджете были запланированы.
В декабре 2013 года на специальном заседании правительства был принят обновленный «Комплексный план социально-экономического развития Жезказгана, Сатпаева и Улытауского района Карагандинской области на 2012-2020 годы». Если первый вариант от 2011 года предполагал реализацию мероприятий на 130 млрд. тенге, то обновленный вариант увеличился дополнительно на 223,6 млрд. тенге. Всего на 88 мероприятий Комплексного плана запланирован объем финансирования в 351,5 млрд. тенге. Из них более 160 млрд. тенге – это средства «Казахмыса», 24 млрд. будут выделены из местного бюджета, 169 млрд. – республиканский бюджет.
Причем более 25 млрд. тенге из этих средств предусмотрены на решение самой важной, пожалуй, проблемы региона – на геолого-разведочные работы. Эксперты уже рассчитывают, что они должны позволить продлить жизнь местных рудников до 2054 года.
Но в тоже время, Комплексный план – это не есть поддержка компании «Казахмыс». Как подчеркивается, им предусматривается решение как минимум 8 задач: это и указанное выше расширение минерально-сырьевой базы, индустриально-инновационное развитие, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура, экология и природопользование, туризм. То есть практически все, чем живет жезказганский регион. Важная «политическая цель» Комплексного плана – диверсификация местной экономики. Чтобы впредь снизить зависимость от одного градообразующего предприятия.
Между прочим, как уже звучало неоднократно в открытых источниках, отделение местного «Жезказганцветмета» в самостоятельное ТОО со своей бухгалтерией – как раз и была одной из профилактических мер, чтобы выделяемые в рамках Комплексного плана средства не смешались с финансами большой публичной компании.
Сейчас можно сказать, что пункты декабрьского обновленного Комплексного плана уже начали реализовываться. В частности правительство, как и обещало в этом документе, приняло в июне решение о снижении ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для ряда низкорентабельных активов, которые будут применяться на рудниках Жезказганской и Жыландинской групп месторождений и на Коныратском руднике.
Такая ставка НДПИ будет применяться в период с 1 января 2014 года до 1 января 2015 года. При текущих ценах на металлы эффект от сниженной ставки, как считают в компании, оценивается приблизительно в 40 млн. долларов за 12 месяцев.
В целом нынешняя реорганизация «Казахмыса» должна позволить и другим предприятиям Карагандинского региона в качестве независимой структуры, не испытывая долговых обременений публичной компании, самостоятельно проводить инвестиционную политику без долгой раскачки и дополнительных согласований с акционерами. В качестве своеобразного примера тут наверное, можно вспомнить пример ENRC/ERG, которая и обосновала свой уход из публичных компаний Лондонской фондовой биржи в разряд непубличных именно большей свободой действий и оперативности руководства частных компаний.
Таким образом, решение компании по реструктуризации, равно как и содержание Комплексного плана развития региона, уже в ближайшее время должны заработать. Еще раз обратим внимание на реакцию такого важного индикатора рыночной экономики как фондовый рынок. Отечественные отраслевые аналитики еще в феврале, когда «Казахмыс» впервые озвучил свою идею, давали положительную оценку решению о реорганизации. К примеру, аналитики Халыкфинанс называли ее «многообещающей» и отмечали, что успешная реализация предложения может способствовать увеличению стоимости компании.
По мнению аналитиков Асыл Инвест, «предполагаемая реорганизация позволит предприятиям в составе независимой структуры, не испытывая долговых обременений публичной компании, самостоятельно проводить инвестиционную политику, что положительно скажется на модернизации активов».
В настоящий момент такие оценки пока полностью оправдываются. Напомним, что в течение первого часа торгов на Лондонской фондовой бирже и по результатам дня 27 февраля акции компании показали рост на 39%. 23 июля – когда идея «Казахмыса» получила официальное оформление, LSE отреагировала увеличением цены акции на 10 и более процентов.
Евгений Чесноков, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 580