25 мая в Украине прошли долгожданные Западом президентские выборы, в которых с большим перевесом выиграл и стал главой государства один из олигархов страны Петр Порошенко.
По данным украинских официальных структур, новый президент набрал более 54%голосов, несмотря на то, что в гонке участвовало несколько известных политиков, в том числе Юлия Тимошенко (в итоге набравшая всего около 12% голосов).
При этом, в выборах не участвовали миллионы граждан юго-востока страны, но это обстоятельство тоже не подпортило настрой нынешним властям Киева, так как формально не противоречило избирательному праву и даже облегчило им возможность получить большинство голосов.
Организаторы определенно заранее заручились полной поддержкой Запада по признанию результатов выборов при любых условиях – лишь бы был гарантирован выбор «прозападного» кандидата, которого можно назвать легитимным и сделать ответственным за обстановку в Украине.
Кроме того, судя по целому списку антироссийски настроенных участников, переориентации В. Кличко на выборы в мэрию Киева и секретным интернет-свидетельствам о влиянии США и ЕС на расстановку политических сил в Украине, кандидатура Петра Порошенко была заранее согласована с большинством финансово-промышленных групп, для чего были созданы благоприятные условия. Еще в апреле серьезными претендентами назывались только «шоколадный король» и «королева Майдана», но последняя уже тогда уступала из-за подмоченной в последнее время репутации.
Очень возможно, что основная причина неофициального подбора и официальной победы П.Порошенко связана с его положительным имиджем государственного деятеля и успешного бизнесмена, определенной независимостью от политических групп, а также популярными и, главное, смелыми заявлениями и обещаниями.
Действительно, в условиях многомесячной политической неразберихи и начавшейся де-факто реальной войны на юго-востоке, население увидело в нем реально заинтересованного олигарха в наведении порядка в стране. Хотя бы ради своей огромной бизнес-империи. Правда, как сообщали украинские СМИ, политические оппоненты неоднократно обвиняли его в каких-то нарушениях и обвиняли в коррупции, но эти сведения или не подтверждались, или со временем опровергались.
Что касается независимости от конкретных групп, то здесь больше выделяется его способность устанавливать контакты с разными партнерами, интуитивное предвидение и внезапная смена политических соратников. Он успел побывать и активистом СДПУ, и одним из создателей Партии регионов, спонсором партии «Наша Украина» и «оранжевой» революции. Так что его действия в политике можно назвать чисто прагматическими подходами бизнесмена.
Конечно, для электората сейчас важными в предвыборных речах П.Порошенко стали обещания децентрализации власти, расширения полномочий региональных структур, предоставления официального статуса русскому языку, решение хронических проблем экономики и расширение внешней торговли. Однако, думается, главным для уставшего и напуганного населения Украины стали заявления о быстром прекращении военных действий в Донбассе в «новом и эффективном формате». Несмотря на прямые посылки об усилении военных действий с использованием нового вооружения, что предполагает дальнейшую эскалацию конфликта и многочисленные жертвы с обеих сторон, украинский электорат его поддержал.
А вот здесь, возможно, «зарыта собака» скороспелых и согласованных избирательных кампаний претендентов, разработанных заинтересованными силами в Киеве, Брюсселе и Вашингтоне. Ведь получив какую-то легитимную поддержку большинства проголосовавших украинцев сразу в 1 туре, новоявленные власти получают и правовые основания, и время, и ответственное лицо для начала жестокого и быстрого подавления ополченцев Юго-востока, пока последние не получили существенную помощь извне, не окрепли и не расширили свое пространство. К тому же, по имеющимся данным в СМИ, 15 июня истекает срок полномочий Центризбиркома Украины, что могло создать дополнительные препоны для наведения порядка и контроля ситуации на всей территории страны. Как известно, последнее является одним из условий предоставления Западом финансовой помощи Украине.
Отсюда и быстрое признание Западом во главе с Бараком Обамой итогов выборов, что, конечно, по темпам напоминает референдум в Крыму. Все это, в лучшем случае, вызывало бы грустную улыбку, если бы не наступившая утром 26 мая реальность воплощения заявлений нового президента. Сейчас уже известно, что подразделения силовых структур и т.н. национальная гвардия Украины сразу после выборов президента многократно усилили натиск на ополченцев Юго-востока с полноценным использованием авиации и тяжелого вооружения.
Военное положение и гуманитарная ситуация в регионе обострились настолько, что представители ополченцев открыто обратились к руководству России за военной, военно-технической и материальной помощью. А это уже момент геополитической истины, который в самые ближайшие дни даст ответы на классические вопросы: Кто есть кто? Что делать? Быть или не быть?
Понятно, что эти вопросы адресуются прежде всего Москве, и она оказывается перед сложнейшей за последние десятилетия дилеммой – помочь или не помогать? В первом варианте возникает угроза, как минимум, регионального конфликта, что, по мнению даже зарубежных экспертов, и является тайным замыслом Вашингтона по Украине. Во втором – подрыв позиций государства и политическая смерть его нынешнего руководства, вероятность негативных процессов среди российского населения и угроза распада неоднородной территории РФ, что также входит в планы Запада. Ловушка? Может быть.
Но делать ей что-то надо, т.к. новоизбранный президент не остановится ни перед чем, пока не решит проблему Юго-востока под аплодисменты украинских радикалов, олигархов и сторонников на Западе. Ибо ему, по всей видимости, геополитическая ситуация определила, а Запад обеспечил роль «президента войны». И не меньше. Но Порошенко уже сделал свой выбор.
Правда, острые вопросы встают и перед Евросоюзом, который соседствует с Украиной и получает через ее территорию из России почти 1/3 потребляемого газа (161 млрд. кубометров в 2013 году). А вот здесь может крыться другой тайный замысел США, о чем уже начинают догадываться эксперты, но никак не хотят понимать европейские правительства.
В частности, полноценный военный конфликт, в том числе по «сирийскому» образцу, серьезно нарушит поставки «голубого топлива» через Украину. Нанеся, одновременно, удар и по бюджету России (1/5 валютных поступлений), и по газовому рынку ЕС. Последнее позволит США привязать Европу к своему дорогостоящему сланцевому газу. Европу уже должны насторожить устремления нефтегазовой отрасли России в Азиатско-тихоокеанский регион: не случайно заключенная несколько дней назад крупнейшая российско-китайская газовая сделка вызвала определенное раздражение Запада.
Развитие событий в Украине происходит по крайне опасному сценарию, но у США, ЕС, Украины, России и остального мира еще есть время не допустить возникновения глобальной войны.
27 мая 2014 года.
Мурат Абулгазин, старший аналитик АИРИ
Просмотров материала: 1 655