Акиматом Туркестанской области и проектным офисом «Туркестан - адалдық алаңы» проведен методический обучающий семинар для комплаенс-офицеров, назначенных в организациях квазигосударственного сектора области. На семинаре были даны консультации профилактике коррупционных рисков в квазигосударственном секторе.
На встречу пригласили руководителя управления превенции департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Туркестанской области Е. Жунусова, директора филиала Академии государственного управления при Президенте РК по Туркестанской области А. Идрисову, менеджеров проектного офиса «Туркестан - адалдық алаңы», 43 субъекта квазигосударственного сектора. Присутствовали 43 ответственных за обеспечение стандартов добропорядочности на территории области комплаенс-офицера.
На семинаре главный инспектор государственно-правового отдела аппарата акима Туркестанской области Бауыржан Досжанов остановился на основных направлениях проекта « Үлгілі жобалық бағыт-4» и ходе его реализации проекта в регионе, а заведующая кабинетом реализации и продвижения образовательных программ Алия Ахметова выступила с информацией об антикоррупционном комплаенсе международного стандарта ISO 37001.
Руководитель проектного офиса «Туркестан - адалдық алаңы» Нуржахан Абуова подробно ознакомила с правилами внутреннего анализа коррупционных рисков, разъяснила им задачи по обеспечению соблюдения законодательства о противодействии коррупции, выявлению коррупционных рисков, недопущению конфликта интересов, обеспечению соответствия деятельности организации антикоррупционным стандартам.
- На вас возложена ответственная служба. Назначенные комплаенс-специалисты в каждой организации квазигосударственного сектора в дальнейшем будут проводить внутренний анализ коррупционных рисков внутри учреждения и системную работу по профилактике рисков, - заключил Ержан Жунусов.
Последние годы в Казахстане наблюдается активная деятельность в борьбе с коррупцией. Начиная с 2015 года была сформирована новая антикоррупционная стратегия Казахстана. Несмотря на принимаемые различные меры со стороны государства, достичь желаемых результатов стране все еще не удается.
Согласно документам 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года, термину «коррупция» было дано следующее определение – это выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения . В настоящее время наиболее точное и краткое объяснение коррупции предложено международной организацией Transparency International, как злоупотребление публичной властью ради частной выгоды .
В зависимости от типа взаимодействия между субъектами можно выделить основные виды коррупции:
• Бытовая коррупция, то есть взаимодействие граждан и государственных служащих. Ее суть заключается в получении чиновниками различных подарков и иных благ взамен за государственную услугу. В данный вид коррупции можно отнести также непотизм. Это когда должностное лицо, пользуясь своими полномочиями, обеспечивает близких родственников, супругов или свойственников высокооплачиваемой работой либо услугой для получения выгоды.
• Деловая коррупция – в данном виде коррупции рассматривается противоправная кооперация между представителем власти и бизнесом. В большинстве случаях это наблюдается при заключении контрактов и получении “откатов”.
• Политическая коррупция – это взаимодействие руководства высшего ранга и верховных судов. Данный вид коррупции относится к вышестоящим группам лиц, незаконное поведение которых приводит к осуществлению государственной политики в ущерб интересам граждан страны.
Законодательное развитие антикоррупционной деятельности в Казахстане
Казахстанскую историю борьбы с коррупцией в стране можно условно разделить на два основных этапа, которые в той или иной степени характеризуют эволюцию антикоррупционной деятельности в Казахстане.
Первый этап рассматривает период с 1998 года по 2015 год, когда на территории страны действовал Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года № 267-I «О борьбе с коррупцией» . В этот период времени особое внимание было направлено мерам по устранению условий, способствующих совершению бытовой коррупции, с которыми граждане встречаются наиболее часто во время получения государственных услуг на местах. Больше всего казахстанцы сталкивались с фактами коррупции во время получения различных справок и ускорения получения госуслуг в образовательных и медицинских учреждениях, а также в правоохранительных органах. В целях предотвращения взяточничества среди государственных служащих и устранения человеческих контактов, в стране активно начали внедрять принципы «одного окна», где любой гражданин мог за считанные минуты получить необходимую ему услугу. По истечению времени и другие виды государственных услуг (получение адресной справки, удостоверения личности и паспорта, регистрация бизнеса и многое другое) также были переведены в онлайн формат в рамках программы «электронного правительства». На сегодняшний день более 80% государственных услуг предоставляются посредством портала egov.kz и через центры по оказанию услуг населению.
Больше всего казахстанцы сталкивались с фактами коррупции во время получения различных справок и ускорения получения госуслуг в образовательных и медицинских учреждениях, а также в правоохранительных органах.
С началом второго этапа (с 2015 года по сей день) были пересмотрены основные принципы и методы борьбы с коррупцией в Казахстане, основным регулирующим документом которого стал – Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции» . Новый закон позволил перейти от стратегии борьбы, которая неизбежно ведет к доминированию репрессивных методов и карательных мер, к комплексной стратегии устранения причин и условий коррупции . Основным объектом противостояния остается бытовая коррупция среди населения, но в то же время был дан старт противодействию деловой (бизнес) коррупции в Казахстане: факты подкупа, дачи взяток и получение отката должностными лицами в момент государственных закупок. Особое внимание привлек квазигосударственный сектор, где в период заключения контрактов денежный оборот исчисляется в миллиардах долларах США.
Необходимо отметить тот факт, что ранее функции по выявлению, пресечению, предупреждению коррупционных правонарушений относились к ответственности в пределах своей компетенции органам прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, антикоррупционной службой, пограничной службой Комитета национальной безопасности. Тогда как, со вступлением в действие нового Закона к основному субъекту противодействия коррупции отнесли специализированный уполномоченный орган – антикоррупционную службу. В настоящее время фактами взяточничества занимается орган «Агентство по противодействию коррупции» (далее Агентство), непосредственно подчиненное и подотчетное Президенту Республики Казахстан. Практически во всех областных центрах страны представлены подразделения Агентства – ANTIKOR.
На сегодняшний день ключевыми приоритетами Агентства выступают такие понятия, как добропорядочность, партнерства и превенция. Такие изменения должны будут способствовать, во-первых, избавлению государства и общества от криминологического аспекта коррупции, во-вторых, формированию антикоррупционной культуры и широкому вовлечению граждан к противодействию коррупции в стране.
Противодействие коррупции в Казахстане: кто ворует больше?
В целях анализа и оценки антикоррупционной деятельности в стране за последние 10 лет, предлагаем изучить статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее Комитет).
Так, согласно данным Комитета за период с 2009 по 2019 год, можно наблюдать постепенное снижение количества коррупционных преступлений в Казахстане. За анализируемый период больше всего коррупционных случаев было зафиксировано в 2009 году, тогда как наименьшее число фактов взяточничества отмечается в 2015 году. Резкое снижение количества коррупционных фактов в 2015 году, с большой вероятностью можно сказать, что связано с кардинальными изменениями в подходах и методах борьбы с коррупцией в Казахстане. Именно в этот год было принято решение создать независимый орган по противодействию коррупции в стране. Как видно, итоги не заставили себя долго ждать, однако эффект был непродолжительным. Показателей 2015 года смогли достичь лишь в 2019 году.
В целом, в области борьбы с коррупцией прошедший год ознаменовался как «эффект Токаева», так как именно с приходом во власть нового президента активизировалась работа по противостоянию коррупции в Казахстане. О результатах мер, принимаемых во главе второго президента, говорят и данные за 2019 год. Тем временем, есть риск повтора кейса 2015 года, когда государству не удалось достичь долгосрочного эффекта. Сумеет ли администрация нового президента удержать заданный темп покажет время.
Больше всего среди общества распространены такие виды коррупции, как получение и дача взяток, злоупотребление должностными полномочиями. Несмотря на снижение количества фактов получения взяток за последние три года, данное преступление остается злободневным для казахстанского общества. Не менее острым стоит вопрос и дачи взяток гражданами страны. За последние годы число такого преступления варьируется в пределах до 260 случаев, что говорит о широкой распространенности данного вида коррупции среди населения. Насущным остается и вопрос злоупотребления должностными полномочиями среди государственных служащих.
Как показывают статистические данные, преимущественно коррупционные преступления в Казахстане совершают работники университетов, государственные служащие и сотрудники министерства внутренних дел, то есть полицейские. Следует отметить, что данные по «высшему образованию» доступны лишь с 2015 года. Анализируя показатели, можно видеть, что больше всего коррупционные деяния наблюдаются среди сотрудников высших учебных заведений. Такие высокие показатели, скорее всего, на прямую связанные со сдачей семестровых сессии, поступлением на грант послевузовского обучения и разные виды хищения и фактов коррупции в университетах.
Настораживает также популярность коррупционных деяний среди государственных служащих, что в который раз доказывает необходимость принятия жесточайших мер по борьбе с деловой коррупцией в стране. Тем временем, обращает на себя и резкое снижение числа коррупционных случаев среди казахстанских полицейских. Это может быть результатом проводимой реформы в МВД и растущей критики со стороны населения касательно деятельности правоохранительных органов Казахстана. На сегодняшний день, в краткосрочной перспективе, можем наблюдать позитивные тренды в данной области.
Ежегодно совершаемые коррупционные преступления приводят также к многомиллиардной потере для национальной экономики страны. Последние 10 лет общий материальный ущерб от коррупции в стране составил более 160 млрд. тенге (387 миллионов долларов США). Больше всего урон казахстанской экономике от коррупционных преступлений был отмечен в 2013 году, составив более 80 млрд. тенге (193 миллионов долларов США). В то же время, настораживает факт ежегодного роста материального ущерба от коррупции в стране. Так, отмечается увеличение суммы потерь практически в полтора раза в 2019 году по сравнению показателей 2015 года. Важно отметить тот факт, что несмотря на уменьшение количества коррупционных преступлений в Казахстане, ущерб от него не снижает, а наоборот увеличивается. Это может свидетельствовать о росте деловой коррумпированности среди высокопоставленных лиц и масштабах воруемых сумм.
Значительная часть материального ущерба приходиться на злоупотребление должностными полномочиями, а также на превышение власти или должностных полномочий чиновниками. Следует отметить, что по данным видам коррупционных преступлений прослеживается ежегодный рост ущерба за последние три года. Обращает внимание на себя также увеличение суммы ущерба от служебного подлога, то есть факты внесения государственным служащим в официальные документы заведомо ложных сведений. Тогда как, по статьям получения и дачи взяток наблюдается иная картина, то есть сумма урона идет на уменьшение.
Согласно проведенному анализу, можно выделить следующие основные тезисы:
• необходимо отметить постепенное снижение количества коррупционных преступлений в Казахстане в анализируемый период;
• традиционно больше всего среди населения распространены факты получения и дачи взяток должностному лицу, однако урон экономике от таких преступлений сравнительно ниже;
• наблюдается рост уровня угрозы от такого рода коррупции, как злоупотребление должностными полномочиями среди государственных служащих, наносящий максимальный материальный ущерб стране;
• отмечается высокий уровень коррумпированности среди сотрудников высших учебных заведений, а также государственных чиновников;
• несмотря на уменьшение числа фактов взяточничества среди казахстанских полицейских, все еще остается актуальным искоренение коррупции в правоохранительных рядах;
• прослеживается масштабная борьба уполномоченными органами с бытовой коррупцией, однако она выполняется неравномерно. В то время как противостояние деловой коррупции не получило должного внимания со стороны государства;
• на сегодняшний в стране отсутствует какая-либо стратегия противодействия политической коррупции в силу нежелания или нехватки политической воли в высших эшелонах государства.
Выводы
Следует понимать, что борьба с коррупцией не ограничивается фактами взяточничества среди чиновников, государственных служащих и созданием нового органа для противодействия ей. Данная «война» требует кардинальных мер и изменений в различных сферах жизнедеятельности государства, начиная с обучения ребенка в детском саду принципам «нулевой терпимости» к коррупции до разработки и внедрения эффективной законодательной базы. Безусловно, во всей этой системе большую роль будет играть и готовность первых лиц страны противодействовать коррупции и начать это «сражение», в первую очередь, со своего окружения.
Принимая во внимание полученные результаты анализа антикоррупционной деятельности в Казахстане, соответствующим органам страны рекомендуется неотлагательно принять следующие основные меры:
1. Рекомендуется разработать комплексный план по борьбе с политической коррупцией в стране. На сегодняшний момент наблюдается неравномерная борьба с коррупцией, то есть отмечается лишь частичная борьба с различными ее видами. В стране активно идет противодействие бытовой и деловой коррупции, тогда как практически не наблюдаются какие-либо действия против политической коррупции в стране. В связи с этим, прежде всего чиновникам следует обратить свое внимание на тот факт, что назрело время для создания независимой и беспристрастной судебной системы, которая позволит в корне изменить исход «сражения».
2. Одним из основным ядром всей системы коррумпированности в стране является широко распространенный феномен непотизма и трайбализма среди государственных служащих. В целях борьбы с данной проблемой необходимо рассмотреть возможность проведения профилактических мероприятий по предотвращения фактов назначения на руководящие должности чиновниками своих родных либо знакомых по «звонку». Также, важно обязать государственных служащих декларировать имущества и доходы как личные, так и принадлежащие членам семьи. Следует сказать, что данный вопрос является болезненным и все еще страна не может проявить должную политическую и моральную волю в реализации наиважнейшего проекта в области противодействия коррупции. Казахстан в очередной раз отложил введение новой системы.
3. Рекомендуется активировать и ужесточить антикоррупционную борьбу в области «командных передвижений» высокопоставленных чиновников при назначении их на другие государственные должности. Последние годы все больше наблюдаются факты «кочевания» акимов, министров и других госслужащих со своей командой на другие позиции и не редко впоследствии возбуждаются уголовные дела по отношению их же подопечных по фактам коррупции.
4. В-четвертых, нужно вплотную заняться развитием активной гражданской позиции общественности в противостоянии фактам взяточничества и подкупа в Казахстане. Как показывает мировой опыт, одним из важных элементов борьбы с коррупцией является небезразличное отношение местного населения происходящим коррупционным событиям в стране. В то же время, немаловажным является предоставление на законодательном уровне представителям СМИ возможностей для беспрепятственного расследования коррупционных фактов среди государственных чиновников.
Последнее, но не менее важное – учитывая вышеперечисленные факты, уполномоченным органам рекомендуется изучить методику и перечень собираемых статистических данных в области коррупционных преступлений и рассмотреть возможность внесения таких принципиальных индикаторов, как факты трудоустройства чиновником своего отпрыска либо знакомых на руководящие должности, оказания услуг госслужащими своим близким родственникам или свойственникам (к примеру, способствовать подставным компаниям знакомых в выигрыше тендеров и/или госзакупок), трайбализма и «командных передвижений» в кадровой политике. Важно понимать, что до тех пор, пока реально не заработает принцип справедливой меритократии, не будет доверия в целом к государству.
Сегодня во всем мире приобрело широкое распространение такое понятия, как коррупция. В связи с увеличившимися фактами коррупции во всем мире приобрела актуальность тема борьбы с коррупцией, перед государствами встали такие вопросы, «что такое коррупция?» какими методами бороться, «как победить коррупцию?» рамках такого понятия, как борьба с коррупцией разрабатываются различные программы и законы по предотвращению данного негативного элемента, такого, как коррупция.
Коррупция - незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ.
Коррупционное правонарушение - имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность;
Закон о противодействии коррупции регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан.
Антикоррупционная политика - правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом.
Закон о противодействии коррупции действует на территории Республики Казахстан в отношении физических и юридических лиц. За пределами Республики Казахстан Закон действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.
Уголовные ответственность и наказание за коррупционные преступления предусмотрены Уголовным кодексом Республики Казахстан, административные ответственность и взыскание за административные коррупционные правонарушения - Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов:
1) законности;
2) приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
3) гласности и прозрачности;
4) взаимодействия государства и гражданского общества
5) системного и комплексного использования мер противодействия коррупции;
6) приоритетного применения мер предупреждения коррупции;
7) поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
8) неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.
Целью противодействия коррупции является устранение коррупции в обществе.
Достижение цели противодействия коррупции реализуется посредством решения следующих задач:
1) формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции;
2) выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий;
3) укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции;
4) развития международного сотрудничества по противодействию коррупции;
5) выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.
Система мер противодействия коррупции включает:
1) антикоррупционный мониторинг;
2) анализ коррупционных рисков;
3) формирование антикоррупционной культуры;
4) выявление коррупциогенных норм при производстве юридической экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов;
6) финансовый контроль;
7) антикоррупционные ограничения;
8) предотвращение и разрешение конфликта интересов;
9) меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства;
10) выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений;
11) сообщение о коррупционных правонарушениях;
12) устранение последствий коррупционных правонарушений;
13) формирование и публикацию Национального доклада о противодействии коррупции.
Стоит отметить, однако, что идеала, контроля за коррупцией, мы не достигли, но приведенные методы свидетельствуют, о том, что мы все же, предпринимаем попытки достичь золотой середины. Мы не можем полностью победить коррупцию, мы можем держать ее под контролем, дабы она не выходила за рамки предела, во всяком случае, пока приходится говорить только о контроле за коррупцией, а не о полном ее искоренении потому, как я считаю, что еще нет такой платформы и не только в Казахстане, но и во всем мире, которая могла бы помочь полностью победить коррупцию, в первую очередь: правовая грамотность, формирование менталитета неприязни к коррупции через образование и агитационные действия и вытекающее из вышесказанного совершенствование законодательства, Только добившись, выполнения перечисленных задач, позволит говорить о пути к победе над коррупцией, этой связи нас ждет еще довольно большая и широкомасштабная работа и не только в рамках Казахстана, но и в масштабах мира.
Просмотров материала: 704