Официальный представитель Генерального секретаря ООН Мартин Несирки сообщил, что в ближайшие дни может состояться встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран России и США - Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри. На этих переговорах речь будет идти о международной конференции по Сирии – «Женева-2», но в швейцарском городе Монтрё, которая намечена на 22 января.
С одной стороны, для этого возникают благоприятные условия. Продолжается осуществление российско-американских договоренностей по уничтожению химического арсенала Сирии. Белый Дом заявил, что рассчитывает, что эта задача будет решена, как и запланировано, к середине 2014 года. Официальный представитель госдепартамента Мари Харф отметила, что к настоящему времени все заявленные властями Сирии промышленные мощности по созданию компонентов химического оружия уже уничтожены. В ближайшее время американский военно-транспортный корабль «Кейп Рей», оснащенный гидролизной установкой для переработки отравляющих веществ, выйдет из порта приписки Портсмут (штат Вирджиния) на Атлантическом побережье США и направится к берегам Сирии. Эта операция, помимо США и России, проходит с участием многих стран. Датские и норвежские корабли ожидают в кипрском порту Лимасол приказа выйти в море и направиться к сирийскому порту Латакия, чтобы забрать на борт контейнеры с отравляющими веществами. Обеспечение безопасности операции в сирийских территориальных водах возложено на Россию и Китай.
Что же касается конференции «Женева-2», то тут все сложнее. Прежде всего, пока неизвестен список стран, которые должны принять участие в этом форуме. 23 декабря Генсек ООН Пан Ги Мун заявлял, что разошлет приглашения на конференцию до конца года. Однако этого не произошло. Речь идет, прежде всего, о приглашении Ирана, против чего ранее выступали США. Кстати, этот вопрос будет обсуждаться в ходе предстоящих переговоров между Лавровым и Керри.
По-прежнему нет ясности относительно того, кто будет представлять силы сирийской оппозиции. На этом направлении активную работу ведет турецкая дипломатия. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу уже провел в Стамбуле встречу с представителями Национальной коалиции Сирии, призывая «сохранять единство и твердость в своих принципах». Но дальше слов дело пока не пошло. Неслучайно Давутоглу отметил, что в следующие несколько дней в Турции пройдет ряд встреч с участием различных стран региона для проведения консультаций по поводу конференции «Женева-2».
Проблема не только в этом. Провисает в воздухе переговорная повестка внутрисирийского диалога. Оппозиции не удалось отстранить от переговорного процесса Дамаск, а диалог в формате Дамаск-оппозиция без предварительных договоренностей может затянуться на неопределенное время. Стороны сохраняют разные сценарии по мирному урегулированию кризиса. Именно это наводит на мысль, что сроки проведения конференции по Сирии могут быть перенесены, но не на отдаленное время. Или наоборот: «Женева-2» состоится, но будет в дальнейшем сохранять устойчивый формат, и в ее повестку будут вноситься новые вопросы, требующие смену позиций всех участников переговоров, а не только Дамаска и противостоящей ему вооруженной оппозиции.
Отметим еще один интригующий момент. Почему «Женева-2» перенесена в Монтрё , городок, расположенный примерно в 25 км к востоку от Лозанны, на берегу Женевского озера, ведь для Ближнего Востока эти швейцарские географические пункты содержат немалый исторический смысл ? Напомним, что с 20 ноября 1922 по 24 июля 1923 года в Лозанне по инициативе Великобритании, Франции и Италии проходила работа международной конференция для подготовки мирного договора с Турцией и установления режима Черноморских проливов. Конференция завершилась подписанием 17 документов, среди которых наиболее важными являются Лозаннский мирный договор 1923 года, юридические закрепивший факт распада Османской империи и западные границы современной Турции. Была также принята и конвенция о режиме Проливов. В 1936 году она была заменена новой конвенцией, выработанной на конференции в Монтрё. Было признано особое положение черноморских государств, которые в мирное время проводят военные корабли через проливы без ограничений, при соблюдении определенных конвенцией условий; проход военных судов нечерноморских государств ограничен по классу, тоннажу и срокам пребывания в Черном море.
Если мыслить историческими аналогиями, которые в данном случае уместны, то на предстоящей международной конференции по Сирии в Монтрё («Женева-2») будет проходить нешуточная дискуссия, затрагивающая геополитическую ситуацию на всем Ближнем Востоке. Во-первых, не исключено, что на этом форуме будет озвучен сценарий разделения Сирии на несколько этнически и религиозно гомогенных регионов, то есть будет де-факто признана сложившаяся ситуация в качестве приемлемого для определенных сил выхода из ситуации в условиях сохранения власти президента Башара Асада. Во-вторых, это во многом затронет и Турцию. Как отмечала в этой связи газета Hurriyet, «кризис в Сирии поставил перед Турцией, как страны, оказавшейся в единственном числе на острие конфликта, немало сложных проблем, которые приобретают общерегиональное значение». И вот почему. Взяв под контроль районы на северо-востоке Сирии, лидеры курдов не стали присоединяться к противникам Асада, предпочитая добиваться расширения своей автономии. Более того, «арабский сценарий» в Сирии вывел на геополитическую сцену Ближнего Востока курдский фактор в широком смысле слова. Этот тот самый странный парадокс, который фиксируют сейчас многие турецкие аналитики, ранее уверявшие, что «сирийская атака» Анкары приведет к укреплению её в роли ведущей страны в регионе. Многое тут замешано и на геополитических амбициях новоявленных региональных центров. Так Турция свою сирийскую политику формировала во многом под влиянием того фактора, что Сирия на протяжении 400 лет - с ХVI века до конца Первой мировой войны - входила в состав Османской империи. Сейчас все происходит наоборот.
С одной стороны, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявляет, что Турция никогда не допустит появления автономного курдского региона на границе с Сирией. С другой стороны, как отмечает эксперт в области международных отношений Ченгиз Актар из Университета Бахчесехир, Анкара под давлением Вашингтона не только смирилась с существованием фактически автономного региона курдов на севере Ирака, но и поддерживает тесные экономические и политические отношения с Эрбилем в ущерб своим отношениям с Багдадом. Таким образом, складывается любопытное политическое « турецкое уравнение»: напряженные отношения по линии Анкара-Багдад-Дамаск, хорошие – Анкара-Эрбиль и плохие с сирийскими курдами. Плюс - проблемы с боевиками из Рабочей партии Курдистана. Говоря иначе, в ходе «арабской революции» в Сирии на политической сцене Ближнего Востока появились многочисленные амбициозные политические «джины», загнать которых назад будет очень сложно, вряд ли уже практически возможно. В свою очередь монархии Персидского Залива на сирийском плацдарме устроили битву суннизма с шиизмом. Алжир, Ирак, Судан, Иордания, Ливан, а до недавнего времени и Египет, также негласно ведут на этом направлении свою «игру». Саудовская Аравия, Катар и Турция подключались к активному участию в сирийских событиях в условиях, когда США и их европейские партнеры ставили главную цель- смену власти в Дамаске. Но после достижения российско-американских соглашений по Сирии им предложена иная повестка дня, с которой они, мягко говоря, « не очень согласны». Поэтому ситуация вокруг этой страны остается настолько сложной, что провести сценарий только одного сирийского урегулирования, не решая иных проблем региона, будет чрезвычайно сложно. Так что на Большом Ближнем Востоке «заваривается дипломатическая каша», по своим масштабам сопоставимая с подведением итогов Первой мировой войны. Из истории известно, как страны мира - в целом, и Ближний восток - в частности, выходили из катаклизма 1914-1918-х годов. Как это будет сейчас?
Источник: iarex.ru
Просмотров материала: 1 600