27 ноября 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Тендеры и откаты не дают развиваться отечественным архитекторам

Тендеры и откаты не дают развиваться отечественным архитекторам Лейла Рахимжанова прошла советскую школу архитектуры, защитив в 1980 г. кандидатскую диссертацию в Московском архитектурном институте, а после развала СССР в течение 15 лет работала в качестве архитектора и проект-менеджера за рубежом: Франции, Канаде, США. За эскизы по городской среде Лейла Рахимжанова была награждена премией американского Института Архитекторов в конкурсе «Женщина в архитектуре». Лейла Рахимжанова известна своей принципиальной позицией и высказываниями о непрофессионализме казахстанской архитектуры, «откатах» в строительных и озеленительных госзаказах.

– Лейла, по Вашим словам, истинных профессионалов не допускают к конкурсам ЭКСПО-2017, это так?

– Несмотря на объявленный конкурс, заранее известно, кто будет разрабатывать эскизы и проект. Можно сказать, я едва ли не единственный казахстанский архитектор, занимающийся углубленно экологической архитектурой. У меня имеются научные исследования, разработаны принципы организации городской среды в условиях аридной зоны, где системой архитектурных пространств модифицируются негативные факторы внешней среды, такие как сильный ветер, высокая инсоляция в комфортные. Мною создан ряд инновационных проектов по очистке воздушной среды: «Антисмог», «Шанырак Айр», «Конус Бернулли», «Эко-Дирижабль», «Автономная энергоустановка, независимая от розы ветров» и т.д., по которым имеются публикации.

Мои знакомые – журналисты, друзья и даже мой сын, рассказали мне о том, что объявлен конкурс именно по моей теме: архитектурный эскиз ЭСКПО-2017, и призывали меня участвовать. Я узнала, что участие принимают 30 компаний, из которых 27 – иностранных и только 3 казахстанских, которым оплачивали за участие по 100 тысяч долларов. И в этот список невозможно было внедриться. При этом следует отметить, что 3 наши компании, никогда не интересовавшиеся даже элементарной экологией, физикой атмосферы, наукой, вдруг стали главными специалистами в этой области. Как это? Такого не бывает!

Формирование специалиста в этой области идет годами, он не может возникнуть внезапно «ниоткуда», как бы наши того ни хотели! В общей сложности на получение 1 эскиза было потрачено 3 млн. долларов, на которые можно было бы не только сделать эскиз, но и построить несколько объектов. А главное, эти затраты не дали должного эффекта. За такую сумму можно было бы требовать уникального проекта! Простому обывателю, не знающему достижения мировой архитектуры, может показаться проект интересным. Но это не так, он банален, произошло заурядное повторение существующих идей. Сегодня сбором дождевой воды, установкой обычных гелиоприемников и ветрогенераторов никого не удивишь. Это прошлый век! Все уже давно наигрались этим, а до наших чиновников только дошло. Скажу, что современная архитектурная форма сама должна работать как источник энергии, а не подразумевать под этим некий символ и являться импотентной архитектурой.

– Какова главная причина того, что наша власть так любит иностранных архитекторов?

– Я поднимала этот вопрос и мне откровенно сказали, что чиновникам так легче присвоить выделенные государством деньги. И многие отечественные архитекторы справедливо обижены на такое положение дел. Тендеры и откаты не дают им развиваться. По опыту скажу, что за рубежом в первую очередь поддерживают своих специалистов (хорош ли он или плох), и только за неимением таковых разрешают работать иностранцам. Таким образом, они решают внутренние проблемы своего государства, а не чужого. Понятно, что ЭКСПО-2017 – международный конкурс, но удивляет чудовищная диспропорция между зарубежными и местными участниками: 27 на 3. А почему не 15 на 15? Тогда хотя бы была некая видимость справедливости и заботы о своих специалистах. Но этого не было. У нас за погоней наживы довольно часто отфутболивают отечественных архитекторов. Потому и временное ограждение вокруг ЭКСПО-2017 необычайно дорогое – 4 млн. долларов!

– Алма-Ата не отстает, на проспекте аль-Фараби установили «зеленых человечков», т.е. скульптуры велосипедистов за 14 млн. тенге.

– В свое время я не смогла ни в Министерстве окружающей среды РК, ни в акимате найти 3 млн. тенге на мой проект – «Антисмог», который помог бы городу справиться с загазованностью, а 14 млн. они с легкостью выбрасывают на обычные скульптуры из проволоки и травы. А разве можно сравнить эти два объекта по значимости для города? Я знаю, как некоторые руководящие архитекторы, получив госзаказ, открывают своим женам фирмы, и через них сливают деньги на нужды «собственного бизнеса». Возможно, и здесь такая же ситуация.

– Не в этом ли одна из причин того, что у нас в хлам рушатся новые многоэтажные дома и мосты?

– К сожалению, все у нас делается нецивилизованно. Ставят свою многочисленную родню – жен, детей, братьев, сестер, племянников, которые не могут грамотно выполнить работу. Одному директору крупной проектной компании я битый час объясняла, что композицией зданий можно рассеять сильный поток ветра в Астане, или сконцентрировать и усилить его для проветривания Алматы. Ведь всем известно, что вдоль крупных и длинных зданий ветер набирает скорость, и за ними образуются сильные завихрения. А чтобы их не было, делают сквозные фильтрующие пространства для плавного рассеивания ветра. Тогда и здание получает меньшую ветровую нагрузку и народ способен преодолеть напор ветра. А он слушал, слушал, а в конце говорит, что он так не думает. Простите, но это программа 3-го курса в любом архитектурном вузе.

– Вы согласны с выражением, что Алма-Ата – это город для автомобилей, а не для людей?

– Я всегда говорю, что город должен быть для людей, а не для автомобилей, потому что мерой всех вещей является, прежде всего, ЧЕЛОВЕК! Эту древнюю истину современные градостроители потеряли, а, следовательно, и свой профессионализм. Можно сказать, что они предали звание Зодчего!

Я постоянно ратую о том, чтобы строились непересекающиеся транспортные и селитебные территории. Но ни у кого и близко нет таких пространственных моделей. Почему? Не хватает знаний, умения, фантазии? Лично я могу придумать их сколько угодно, и человек будет свободен от автомобильных катастроф и выхлопных газов. Но у нас даже не мыслят в таком направлении, откуда же тогда взяться умному городу?

Автомобилю удалось разрушить даже те города, которые устояли перед лицом военных интервенций, потому что растет количество магистралей, многоуровневых развязок, сжимающих наши жилые территории. Они отобрали наши дворовые, игровые и хозяйственные площадки, повсюду сплошь стоят одни авто. Этот любовно завезенный «червь» с непомерным аппетитом пожирает нашу городскую ткань изнутри, становясь главным конкурентом человека за жизненное пространство в городе. Если раньше улица объединяла людей, то сейчас это барьер между людьми.

– На сегодняшний день в каком состоянии городская среда Алма-Аты?

– Мы живем в сакральной зоне древних кочевников – родине ариев и царских саков Тиграхауда! Мы должны гордиться таким мировым центром, а многие даже истории своего города не знают. Благодаря этой цивилизации, здесь мощная духовная энергия, которая питает каждого жителя. Мы должны любить этот город, а не уничтожать его. Нет уже древних курганов, они снесены, но еще есть город, по которому мы ходим. Его нужно восстанавливать, а мы его застраиваем.

Мы даже уничтожаем поздние архитектурные памятники. Бывает, что сам автор портит свое здание, дает разрешение на переделки. Я считаю это неправильным, потому что удачно построенный объект является уже достоянием города и народа. И в данном случае автор не имеет права его нарушать без разрешения горожан. Можно привести пример с уникальным архитектурным объектом – Дворцом Ленина (ныне Республики), который в свое время восхитил мировое сообщество, несмотря на холодную войну между СССР и Западом. Он был опубликован в знаменитом французском журнале «Современная архитектура». И мы должны были гордиться таким объектом, а сегодня его нет. Примеров много, всего не расскажешь в интервью.

Важным является понятие «городской среды», но ни градоначальники, ни даже архитекторы не знают, что это такое. Специально отмечаю, уже не в первый раз, что случайно поставленные дома разваливаются, потому что в них нет основного связующего материала «клея» – Городской Среды! О городской среде Алма-Аты у меня были статьи еще в советские времена, например, «Воспитание улицей» в журнале «Простор», получившей резонанс у интеллектуалов, но, к сожалению, не у архитекторов. Меня удивляет статус современных архитекторов, ставящих себя в зависимость от нездоровых интересов чиновников – так мы никогда не построим гармоничного города.

В свое время Алма-Ата была городом-садом. Теперь его таковым не назовешь: деревья безжалостно вырубаются, цветочные клумбы однолетние и к тому же очень дорогие. Наши экологи часто говорят странные вещи, например, то, что застройка Кок-Жайляу не будет влиять на циркуляцию воздуха в городе. А они как специалисты разве не знают о горно-долинной циркуляции? Также утверждают, что уровень загрязнения у нас допустимый, в то время как весь мир знает про наш смог. Получается, им платят за эту ложь. Ни один заповедник мира не застраивается, за исключением нашего Кок-Жайляу. Поэтому чиновники пытаются схитрить, поменять статус территории Иле-Алатауского национального парка. После такого на гербе Алма-Аты вместо вытесненного благородного барса будет красоваться быстроразмножающаяся крыса.

– Скажите, стройка высотных многоэтажных домов, запрещенная некогда президентом Н. НАЗАРБАЕВЫМ и препятствующая продуванию города, продолжается?

– Да, поразительно, это знают все, но все равно застраивается, при этом экологи могут говорить, что нет нарушений. А в Алма-Ате и без этого более 200 дней в году безветренная погода. По личной инициативе я разработала ряд архитектурных решений для активизации движения воздушных потоков в мегаполисе. У меня имеются инновационные проекты, которые бы эффективно могли бы очистить воздушную среду в городе. Но после того как я обошла многих чиновников и проектировщиков, могу с горечью утверждать, что на самом деле, кроме меня и нескольких людей из общественных клубов, никто не заинтересован в чистоте своего дома – города. Да и гранты раздаются не инновационным проектам, тебе же приписываются сфабрикованные замечания.

Я столкнулась с этим несколько раз. Например, я участвовала в ТВ-программе «Инновационный форсаж», и там на одном семинаре руководитель сказала, что они собирались уезжать из Алма-Аты, но благодаря мне они теперь остаются и выразили мне признательность. Однако этого не прозвучало по ТВ, зато дали ложное утверждение, что якобы у меня отсутствуют расчеты. Простите, но я потому и ходила по чиновникам и участвовала в «Инновационном форсаже», потому что физики, конструкторы, сметчики сделали все расчеты. А по бизнес-плану я еще в 2001г. выиграла приз в Канаде. Зачем же так лгать, принижая мой проект? Неужели ради неинновационного проекта дехканского колеса, известного во всех кишлаках еще с советских времен, а в истории и вовсе с Архимеда.

Комитет науки МОН также удивил в этом году сфабрикованным замечанием, и я до сих пор не могу получить от них объяснения. А затем я вижу плагиат с моими формулировками… И как в такой стране могут развиваться инновации?!

– Недавно гостивший в Алма-Ате японский архитектор Кадзуо ВАТАНАБЕ был в шоке от увиденных конструкций алматинских зданий и рекомендовал государству ответственно подходить к вопросу сейсмостойкости, Вы согласны с коллегой?

– Да, о нем была статья, и там говорилось, что он не останавливается в гостиницах, а снимает квартиру не в новостройках, а в домах советского периода. Надо признать, что в советские времена проектная работа была поставлена на очень высокий уровень – дома 60–80 гг. прошлого века проектировались с очень большим запасом прочности. Самыми сейсмостойкими являются 9-этажные дома. Их специально проектировали для Ташкента, а заодно построили и у нас. По утверждениям КазНИИСа, также сейсмостойкими являются наши 4–5-этажные бетонные дома, важно, чтобы в стены не попадала вода, иначе арматура начнет ржаветь и дом станет аварийным. А так бетон со временем становится все более твердым.

Когда японец КУРОКАВА проектировал астанинский аэропорт, то его команда была в шоке от наших строительных норм. У японцев надо учиться, потому что они по себе знают, как строить в сейсмоопасной зоне. Кадзуо Ватанабе совершенствовал проект «Коркем Тау» в соответствии с японскими СНиПами, дал ряд рекомендаций по эффективному армированию, методам опалубки и т.д. Самое странное, что у нас уже построенное здание подвергают сейсмотестированию: искусственным вибрациям, колебаниям, хотя многие специалисты знают, что конструкции при этом слабеют и могут не выдержать реальной сейсмики.

Так вот, в Японии после такого тестирования разрушают здания и строят по отработанным показателям новое. Я имею в виду международный опыт работы в проектно-строительной индустрии. Даже работала одним из заместителей генерального контрактора, потому что для проектировщика очень важно видеть собственными глазами каждую деталь строительства. Поэтому мне есть с чем сравнивать наши стройки. Там большое количество проверяющих и контролирующих инспекторов, которые неожиданно появляются то там, то тут. Одни проверяют лицензии рабочих, другие – безопасность. Отмечу, что у нас с этим дело обстоит плохо, гибнут люди на стройплощадках. Если там требуют ограждения при малейших зазорах, то у нас они отсутствуют даже на высотных зданиях.

– Как Вы оцените сегодняшний уровень профессионализма строительной отрасли в Казахстане?

– Основная беда заключена в том, что на ответственные посты назначают «своих» людей, порой даже без опыта. В результате они неверно планируют работы, происходит путаница, требуют решения не тех задач. Я не раз видела в Астане, как вначале рыли котлован, а проект еще не был готов. Чтобы рабочие не простаивали, руководители срочно требовали чертежи с конструкторов. Те в свою очередь обвиняли архитекторов в задержке проекта. Архитекторы же еще и не получали задания на проектирование. Из-за такого неразумного производства работ тратится значительно больше денег, нежели при грамотном планировании. На депрофессионализм индустрии также пагубно влияет привлечение нелицензированных рабочих прямо с улицы. А это чревато опасностями; в итоге мы наблюдали в последнее время не одно обрушение объектов. За рубежом же рабочего вначале хорошо обучают, затем выдают лицензию, и все равно за ним постоянно следят супервайзеры, коих много на объекте.

– Лейла, большое спасибо!

Источник газета «Трибуна.Коммунист Казахстана»

№78 от 08 июля 2015 г.
Просмотров материала: 2 347

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 123 940 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 123 771 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 123 412 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 123 438 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 123 746 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 512 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 684 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 756 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 10 947 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 092 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 472 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 334 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 657 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 552 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 363 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 465 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 661 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 329 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 673 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 438 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 433 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 274 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 122 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 365 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 300 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 830 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 178 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 152 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 372 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 700 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 123 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 140 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 180 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 106 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 336 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 489 Просмотров





Опрос


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930