Недавний рост стоимости бензина марки АИ-92 вызвал негодования и возмущения у общественности. На Министерство энергетики, ранее обещавшему регулировать цены, обрушилась волна критики. А эксперты вовсе прогнозируют топливный коллапс к осени. Так ли это на самом деле? Почему «Кашаган» станет неприбыльным? На эти и другие вопросы для Gonzo отвечает аналитик, независимый эксперт Сергей Смирнов.
Источник: Гонзо
- 1 июня в Парламенте прошли слушания по проблемам развития нефтегазовой отрасли, где вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева заявила, что к осени рынок ГСМ снова начнет лихорадить. Так ли это? Оправдано ли повышение цены на бензин?
- Власти заявили, что якобы цены на сырую нефть стала расти (65 долларов за баррель), поэтому пришлось поднять стоимость бензина АИ-92 с 99 до 108 тенге. Также существует больше 20 параметров, по которым принято такое решение. Среди них например, влияние цен транспортировки из Италии в Казахстан... и др. Из них заинтересованному человеку многое невозможно найти. Хотя, представитель минэнерго заявляет обратное. Есть также формула, по которой заинтересованному человеку также сложно рассчитать.
И потом, несколько лет тому назад эксперты пытались рассчитывать по этой формуле, но у них получилось значительно выше тех, которые утверждались в свое время Министерством регулирования естественных монополии. То есть, формула не работает. Несмотря на то, что министерство ссылается на рост котировок нефти. Обратите внимание, что в марте 2013 года баррель нефти стоил 109 долларов, литр бензина АИ-92 стоил 110 тенге, в июне 2014 года нефть была на отметке 115 долларов, а литр бензина стоил 115 тенге.
В августе 2014 года баррель нефти 102 доллара, литр бензина 128 тенге. И теперь, в мае нефть стоит 65 долларов, а литр бензина стал 108 тенге. То есть, прослеживается слабая привязка цены на нефть и стоимости литра бензина. Когда 10 декабря прошлого года произошло снижение со 128 до 115 тенге, то тогда баррель нефти составлял 65 долларов. Если считать по их формуле, то литр бензина должен стоить не 108, а 115. Уже здесь видны, что концы с концами не сходятся. А дело в росте казахстанских, так и российских оптовых цен. 28 февраля цена за литр была 99 тенге, и до 26 мая этого года она не менялась.
Между тем, оптовые цены продолжали расти. В начале второй декады, они уже выросли на 6 процентов. Всего за период - с марта по конец мая текущего года оптовые цены в Казахстане выросли на 26 процентов. Еще раз повторюсь, розница осталась прежней - 99 тенге за литр. 26 мая повысились с 99 до 108, оптовые цены опять продолжили свой рост. 2 июня они стоили 112 тысяч тенге за тонну. Для сравнения, в начале марта тонна 92-го стоила 84 тысячи тенге, в конце мая 106 тысяч, а с 2 июня составляла 112 тысяч тенге.
Причем они подняли цены розницы бензина АИ-92. На дизтопливо стоимость не поднимали, несмотря на это, оптовые цены на дизтопливо стали расти. В павлодарском нефтехимическом заводе поднялись 2 июня с 85 тысяч до 87 тысяч тенге за тонну. Шымкентский завод поднял цену с 87 тысяч до 98 тысяч тенге. Приведу один пример, в августе 2014 года бензин повысился на 13 тенге - с 112 до 125 тенге. Из этих 13 тенге рост предопределился так: 11 тенге получили оптовики, только 2 тенге осталось рознице. Это притом, что розница у нас зарегулирована. А оптовые цены растут спокойно за весь период. И никто из властей на это внимания не обращает.
- Здесь конечно наверное не обошлось и без нефтяного лобби?
- Нефтяное лобби, конечно же, существует. Несколько лет назад всеми ведомствами согласованно принималось решение о необходимости регулирования оптовых цен. Для этого Министерству нефти и газа было поручено внести поправку в законодательство. Но они весь процесс заволокитили. Тогдашний министр Узакбай Карабалин заявил, что не считает целесообразным регулировать оптовые цены до тех пор, пока не будет проведена модернизация наших заводов. Какая может быть связь между регулированием и модернизацией? Тем не менее, этот предлог был дезавуирован и до сих пор не регулируется. Хотя, является одним из главных фактором роста цен на бензин.
- А как ситуация изменится к концу лета?
- Как мы видим, оптовые цены всегда растут, и подпирают розницу. Это говорит о том, что ближе к осени опять будет скачок розничных цен.
- А приблизительно на сколько?
- Сложно сказать, потому, как здесь невозможно посчитать по существующей формуле. Складывается такое впечатление, что министерство берет цифры с потолка, и считает, поскольку надо повысить цены. Так как опускать ниже они не могут. Если открыто говорить, оптовыми ценами распоряжаются пять компании. Им приходятся около 80 процентов оптовых поставок сырой нефти на заводы и столько же нефтепродуктов. То есть, рынок у нас регулируется не властями, не правительством, не Комитетом по регулированию естественных монополии и защите конкуренции, а этими пятью компаниями. Они заставляют поднимать оптовые цены, потом следом правительство вынуждено реагировать на это и повышать в свою очередь стоимость розницы.
Наглядный пример, в конце прошлого года правительство потребовала рознице создать резервные запасы нефтепродуктов. И тогда они радостно хвастались, что создан запас нефтепродуктов до 230 тысяч т. Покупали тогда розницу по высокой цене - 128 тенге. А потом 10 декабря власти резко уронили стоимость бензина со 128 до 115 тенге, розница понесла большие убытки. По данным казахстанской топливной Ассоциации, общий убыток составил около 1 млрд. тенге. Никто эти убытки правительству возмещать не стал. Естественно, они вынуждены делать так, чтобы минимизировать свои убытки.
- Первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев заявил, что в этом году будет подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) для строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Казахстане. Мы знаем, что сейчас продолжается модернизация трех действующих нефтеперерабатывающих заводов. По плану правительства, к концу 2017 года Казахстан будет полностью обеспечивать внутреннюю потребность собственными светлыми нефтепродуктами. Но многие эксперты считают, что сроки сдачи заводов снова будут переносить. Что вы думаете на этот счет?
- Комплексный план модернизации всех 3 заводов был принят в 2013 году. Тогда еще Министерство нефти и газа заверяла в том, что к 2014 году модернизация всех трех заводов будет закончено, перейдем со стандарта евро-2 на евро-4 и 5. Как мы видим, идет середина 2015 года, но ни на одном из трех заводов модернизация не завершена.
Более или менее завершается работа в атырауском заводе, и то, что он финансируется китайскими компаниями, за счет кредитов, установки, поставки оборудования китайских компании. На остальных двух заводах заканчивается только разработка техническо-сметной документации. Но потом же надо составить ТЭО, заказать оборудование, подготовить работников, чтобы они смогли работать на нем. Но наши власти заверяют, что к концу 2017 года модернизация будет завершена, в чем я очень сомневаюсь. Самое главное, по плану модернизации наша суммарная мощность трех заводов должна составить около 17 млн. т. сырой нефти.
Для сравнения, в 1991 году заводы были полностью загружены и перерабатывали именно такое количество нефти – 18 млн т. Сейчас около 14 млн т перерабатывается, после плана модернизации еще дополнительно должны 5 млн т перерабатывать. Где их взять большой вопрос. И правительство на этот вопрос ответа не знает. Потому что, в последние годы идет падение добычи, сейчас оно на уровне порядка 82 млн. т и основные добытчики этой нефти иностранные компании, которые работают по соглашению о разделе продукции. Это «Шеврон», «Карачиганак», и в долгосрочной перспективе «Кашаган». Они согласно требованию, не обязаны поставлять сырье на наши заводы. Могут поставлять, но не в убыток себе. Сейчас поставки сырья на заводы 2,5-3 раза меньше, чем идет на продажи на мировые рынки. Поэтому вряд ли компании пойдут на это.
- Кстати, такая же ситуация с «долгомучеником» «Кашаганом». В последнее время задается вопрос, нужно ли его вообще запускать, мол, и без него Казахстан зарабатывает достаточно...
- Власти наедятся, что чуть ли сегодня-завтра он запустится. Но судя по всему, опять сроки будут сдвинуты. И к 2016-2017 году более чем уверен, что он не заработает. И вы знаете, что от него Казахстан выиграет только гроши. Потому что, согласно техсоглашению о разделе продукции, инвесторам возвращают траты, те деньги которые они вложили в проект «Кашаган» или в другой проект. И только после возмещения своих расходов, Казахстан будет получать какой-то доход. Конечно, налоговую составляющую будут получать, а доходов от добычи нефти не будет. И что характерно, и эксперты, и парламентарий заявляли, что договор по «Кашагану» засекречен, и даже в Парламенте, в министерстве не знакомы с его содержанием.
- А что вы думаете на счет внедрения товарной биржи? Депутат Мажилиса Шавхат Утемисов предложил обязать недропользователей продавать нефть через товарные биржи. По его словам, это обеспечит транспарентность цены нефти.
- Сырая нефть, которая поставляется на заводы, работает по давальческой схеме, то есть компании через аффелированные компании поставляют сырье на завод, он перерабатывает и получает за него за деньги. Сумма всего процесса регулируется правительством, как и розничные цены, владельцами нефтепродуктов является поставщик сырья. То есть эти оптовые компании. Поскольку у нас месторождения разные, и себестоимость разная, и очень легко манипулировать ценами и получать неплохую завышенную маржу. Тем более политику ценообразования диктуют эти пять компании. Если будет работать биржа, есть вероятность, что ценообразование будет прозрачным, которое позволит сбалансировать цены на топливо.
- К 2025 году страны ЕАЭС планируют принять международный договор о формировании общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Правительство отмечает позитивную тенденцию в этом.
- Вообще, это правильная мера, но возникает вопрос, почему так долго? Получается, еще 10 лет страны будут регулировать рынок подгонять, согласовывать. Как раз, это время позволяет расти ценам на нефтепродукты. Пока в России будет нефть дорожать, нефтепродукты снижаться это будет влиять на нас. Если формируется такое ценообразование, то цена должна быть одинаковой и в России, и в Белоруссии, и у нас. В Казахстане очень непрозрачное ценообразование. Например, в стране около 60 процентов цены это - сырая нефть, потом транспортировка, и немного налога. В России наоборот. Основная составляющая это налоговая часть, а сырая нефть, по данным московской топливной Ассоциации около 6 процентов. У них высокая налоговая составляющая. С 1 января текущего года затеяли большой маневр, они изменяют структуру ценообразования. А когда всех будет выровнена структура ценообразования не будет и скачков цен.
- Сейчас у нас «модно» продвигать зеленую экономику. Власти обещают небывалые показатели развития альтернативной экономики в Казахстане. Насколько это реально в наших условиях?
- Вся эта суета с зеленой экономикой связана с EXPO-2017. Если бы не было EXPO, никто у нас зеленую экономику не вспоминал бы. Зеленая экономика она Западе до кризиса дотировалась. Они тоже подзабыли зеленую экономику, и вернулись к традиционной углеводородной экономике. Не менее активно зарождается в странах Азии, в том же Китае. У них серьезные проблемы с экологией, и в отличии от Казахстана вынуждены переориентироваться на зеленую экономику. У них дешевая рабочая сила, и солнечные батареи на половину дешевле, чем у нас.
Дело дошло до того, что ряд западных компании в Германии, даже в штатах, которые производили солнечные панели вынуждены обанкротиться, так как не в состоянии конкурировать с продукцией Китая. О Казахстане говорить ни чем. Альтернативная экономика развивается там, где развито современная машиностроение. У нас же остались только рожки до ножки. В советское время в стране было свыше двух тысяч заводов, то сейчас осталось меньше ста. И то на уровне ремонтно-сборочных мастерских.
Посмотрите, что стало с алматинским заводом тяжелого машиностроения. В свое время продукция поставлялась на 50 стран мира, а сегодня о ней вообще не слышно. Даже хотели снести. Ветреные установки, которые будут работать на EXPO, они привезены из Украины. Как можно развивать собственную альтернативную энергетику не имея производства? Я более чем уверен, что в 2017 году как EXPO закроется, все благополучно об этом забудут.
- Продолжая тему будущего. На мероприятии Международного энергетического агентства и Программы INOGATE министр энергетики Владимир Школьник заявил, что обеспеченность республики энергоресурсами составляет как минимум 90 лет. А пик нефтедобычи будет в 2025-2030 годах. А что будет дальше? Каким вы представляете Казахстан без нефти и газа?
- Да, к 2030 году будет пик, как обещают, а потом пойдет спад нефтедобычи и все. Ситуация в стране будет меняться. Если за оставшиеся время не будет развито машиностроение, и другие перерабатывающие отрасли, та же самая легкая промышленность и власти ограничатся декларациями благих намерений, то мы превратимся и станем разновидностью Киргизии, в лучшем случаи. Например, в советское время у нас была собственная ковровая фабрика. Сейчас «Алматыкілем» продает импортную продукцию. Шкуры продаем в Турцию, а покупаем потом их в трое дорого. У нас основные доходы идут от продажи сырья. Но все же это заканчивается. Поэтому, наше будущее зависит от развития производства.
- У нас есть десятки программ, которые направлены на развитие производства...
- Но ни одна программа у нас полностью не выполнена. Взять хотя бы программу импортозамещения, она не выполенена, ФИИР не выполнена, по легкой промышленности первую часть программы как бы начали, но до конца не доделали, бросали. Практически так со всеми программами. Мне кажется, что не прорабатывается маркетинг. Вспомните, суету с заводом биотоплива. Собирались чуть ли не 25 заводов поставить. Построили один, и тот оказался нерентабельным и в итоге он не работает. И если смотреть, по многим заводам так. Финансирование в основном идет за счет заемного финансирования, кто будет брать, на каких условиях ничего не прописано.
Поэтому они завуалируют. Разрабатывают такие программы неквалифицированные специалисты, и принимают такие же. У нас даже нет нормальных проектировщиков, к примеру. В свое время работал в проектной компании, где сталкивались с тем, что не могли найти проектировщика. И это везде и сплошь рядом. Достаточно взглянуть на наши ВУЗы. Я не будут говорить о качестве, просто кого они готовят? Студент учится в том же политехе, но за все время не выезжал на полевые работы. А кто потом его на работу возьмет. Поэтому проблема образования она везде. Выпускаются специалисты никакие, их еще надо доучивать и доучивать.
- Спасибо, за содержательный разговор!
Диас Бейсенбек
Просмотров материала: 2 366