Источник в партии «Нур Отан» сообщил агентству КазТАГ, что власти РК ищут повод для возвращения экс премьер-министра Акежана Кажегельдина. Согласно заявлению источника - пора возвращать в страну тех, которые могут ей послужить.
kursiv.kz
По мнению экспертов, сам А. Кажегельдин также подает признаки готовности наладить диалог с властями и вернуться в страну, особенно в свете трагической гибели одного из его главных в свое время гонителей - Рахата Алиева. Они не исключают, что он мог бы встроиться в поствыборную систему власти, так как сейчас видны признаки, что готовятся серьезные реформы и нужны качественные управленцы, которые могли бы их осуществить.
«Наверное, уже пришло время возвращения Акежана Магжановича на родину. Конечно, есть юридические препятствия. Они связаны с его незаконным заочным осуждением в Казахстане, к которому в свое время немало усилий приложил Рахат Алиев. Сейчас ситуация изменилась, и, по-моему, пора возвращать в страну тех, которые могут послужить своей стране», - сообщил агентству КазТАГ источник в партии «Нур Отан».
Собрать всех вместе
Kursiv.kz через свои источники попытался выяснить насколько серьезно можно относиться к информации, озвученной в СМИ относительного возможных переговоров, которые ведутся с Акежаном Кажегельдиным по вопросу его вероятного возвращения в Казахстан. Они сообщили, что такая возможность действительно обсуждается на различных уровнях, так как предполагаются серьезные реформы в поствыборный период, в том числе в экономической сфере, и нужна серьезная квалифицированная команда. Ставка делается на людей, зарекомендовавших себя в начале 2000-ых годов, когда Казахстан за короткое время совершил большой скачок в своем развитии.
Председатель Союза журналистов Казахстана, главный редактор агентства «КазТАГ» Сейтказы Матаев заметил, что по сведениям их источника речь не идет о прямых переговорах, просто есть понимание необходимости возвращения людей формата А. Кажегельдина в страну. Сейчас необходима легитимизации этого процесса, считает он.
«Я хорошо знал в свое время Кажегельдина. Не надо забывать, что при нем разрабатывалась концепция социально-экономической и банковской политики, передача коммунального сектора в частные руки, причем эти реформы были проведены даже раньше, чем в России. Это все его заслуги и я думаю, что такой человек мог бы еще послужить стране. Сейчас многие за рубежом, тот же Толен Тохтасынов, Галымжан Жакиянов. Пусть они заработанные деньги вкладывают в свою Родину. Я думаю, пришло время таких людей возвращать, кто-то из них действительно оступился, но нужно государству тоже уметь прощать. Рахата Алиева уже нет, которых многих из них кошмарил. Скоро мы будем отмечать 25 лет независимости Казахстана, я думаю, что было бы логично, чтобы к этому времени все люди, которые стояли у истоков создания независимого Казахстана вернулись в страну», - подчеркнул Сейтказы Матаев.
Независимый политолог Максим Казначеев заметил, что нужно достаточно скептично относится к вбросам, так как процессы такого уровня редко развиваются в публичном пространстве. Он считает, что необходимо пронаблюдать реакцию самого А. Кажегельдина на публикации в СМИ. М. Казначеев считает, что возможно речь идет о попытке улучшить имидж Казахстана перед выборами среди западных стран, поэтому исподволь проводится мысль, что власти готовы к переговорам с оппозицией, хотя назвать А. Кажегельдина ярым критиком системы сложно, поэтому, отчасти его до сих пор воспринимают как своего, считает эксперт.
«Договороспособность А. Кажегельдина очевидна. Мы это видели в деле Рахата Алиева, когда и он сам, и его бывшая охрана охотно шли на контакт по разоблачению преступлений, связанных с возможными пытками со стороны Алиева в отношении окружения Кажегельдина. Вместе с тем для возвращения бывшего премьера есть серьезные юридические препятствия и как их будут обходить тоже остается под вопросом. Его возвращение на госслужбу, на мой взгляд, исключено, так как он больше 10 лет как выпал из местного контекста. Я думаю, что А. Кажегельдин может вернуться только как заслуженный пенсионер», - сказал М. Казначеев.
Человек эпохи потрясения
Председатель Алматинской антимонопольной комиссии Петр Своик считает, что сама по себе вероятность возвращения экс-премьера высока. Однако он также сомневается в необходимости власти использовать его прежние навыки в новой конфигурации. Так как опыт Кажегельдина в основном связан с периодом потрясений, это приватизационная эпоха, когда нужен был человек, который мог бы вписать Казахстан в новый экономический формат.
На премьерство А. Кажегельдина, по словам П. Своика пришелся период макроэкономической стабилизации, ему приходилось после Сергея Терещенко, который обвалил нацвалюту с 5 до 80 тенге за доллар, и экономика трещала по швам, приводить все в порядок. Он заметил, что А. Кажегельдина нужно воспринимать в связке с личностью Даулета Сембаева, который был председателем Нацбанка в период его премьерства и вдохновителем многих реформ этого периода.
«Надо понимать, что Кажегельдин был первым, кто открыто высказал свои чрезмерные амбиции и тогда он воспринимался именно в таком контексте. Сейчас, скорее всего, планируются некие реформаторские комбинации и в одной из них, он может быть полезен. Однако, потенциала для серьезных изменений, я пока не наблюдаю. По поводу вероятного возвращения Кажегельдина, склонен думать, что это скорее утечка от него самого. Известно, что он уже высказывал намерение приехать в Казахстан. Однако, его эпоха прошла, он был необходим, когда нужно было провести приватизацию ряда важных объектов и из государственной собственности передать частным лицам. Он и сам тогда немало получил, бедным человеком его не назовешь. Сейчас, конечно, могла бы пригодиться его социальная безжалостность в условиях кризиса, но и этот опыт уже накоплен у других чиновников, находящихся еще в обойме», - заметил Петр Своик.
Спектакль с известным итогом
Эксперт научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев заметил, что уже отмечалось, что менеджеры от власти отлично освоили методику вброса как диагностического инструмента. И диагноз, наверное, тоже правильный поставлен. Но методика лечения никуда не годная. Чего ждет от возвращенца власть, задается он вопросом. Пропавший в никуда персонаж всплывет по весне и будет излагать прописные истины? Или он будет выгодно оттенять кого-либо? Или займет пустующее место главоппозионера? Или в порыве правдолюбия загонит в голубую даль неких неугодных царедворцев? Другой вопрос также в том, что ждет народ и элита.
«Надо понимать, что это акция, спектакль, если хотите. Такие спектакли могут даже понравиться публике и некоторое время в "политическом театре" будет аншлаг. Но спектакль рано или поздно перестает быть премьерой, декорации приедаются, актеры устают, а зритель хочет поесть сытно и поспать в собственном доме. Но все равно посмотреть будет на что. Как говорится, запасемся попкорном. Тем более что бесконечная эксплуатация веры в персоналии уже не работает и нужны системные меры. На уровне идеологии и ее институциональной инфраструктуры: парламента, МСУ, партий, других механизмов самоорганизации. Говоря о возвращении Кажегельдина. Это будет полезно как символ. Давно заявленные политические перемены и конституционная реформа нуждаются в символическом капитале. Существующие персоны не вызывают доверия. Нужен оппонент, который конструктивно и здраво будет участвовать в дискуссии. Желательно было бы иметь побольше конструктивных оппонентов. Кстати, прежняя Конституция как раз и была принята при А. Кажегельдине в бытность его премьер-министром. Соответственно, он несет часть ответственности за существующее положение дел и поможет легитимизировать предстоящие перемены», - заметил Еркин Иргалиев.
Политолог Султанбек Султангалиев сказал, что скептически относится к мнению, что А. Кажегельдин был эффективным менеджером, просто другие были еще хуже. Он считает, что использован технологический прием привлечения протестного электората в выборный период и прощупывание почвы дальнейшей демократизации.
«Сильно сомневаюсь в том, что господин Кажегельдин востребован в транзитный период современной элитой, которая действует по принципу: "чем меньше, тем лучше"», - заметил он.
Позитивный сдвиг
Политолог Айдос Сарым подчеркнул, что сам факт того, что А. Кажегельдин продолжал поддерживать определенные контакты с представителями местных властных элит ни для кого не секрет. Он заметил, что возвращение бывшего премьера возможно, но только после парламентских выборов, при достижении определенных договоренностей.
Сарым напомнил, что в отношении Кажегельдина остается в силе приговор, по которому он должен провести 10 лет в местах лишения свободы и даже если будет воля властей принять его, то нужны юридические основания. Этот вопрос, по мнению политолога, может быть решен двумя путями: в рамках возможной амнистии, либо путем вынесения персонального решения по его делу.
«Безусловно, А. Кажегельдин человек талантливый, но он вряд ли будет сильно полезен в проведении реформ, так как я сужу по его последним интервью, и вижу, что все-таки он уже мало понимает процессы, происходящие в Казахстане. Однако такой акт со стороны власти как непрепятствование его возвращению может быть воспринят положительно и обществом внутри, и на Западе. Это покажет готовность к переменам», - заметил он.
Кто такой А. Кажегельдин?
Акежан Магжанович Кажегельдин - экс-премьер-министр Республики Казахстан, депутат Верховного Совета Республики Казахстан 12-го созыва. С июля 1992 года по июль 1996 год председатель Совета предпринимателей при президенте РК. С февраля 1993 по февраль 1995 год — президент Союза промышленников и предпринимателей Казахстана. С декабря 1993 по октябрь 1994 года первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан. С октября 1994 года по октябрь 1997 года - премьер-министр Республики Казахстан. С марта по октябрь 1998 года - внештатный советник президента РК. Осенью 1998 года выдвинул свою кандидатуру на президентские выборы. В 1999 году объявлен в международный розыск. Его обвиняли в превышение власти и служебных полномочий, вымогательстве и неоднократном получении взяток, размеры которых исчисляются миллионами долларов. Государству был причинён ущерб, равный сотням миллиардов тенге. Он также обвинялся в незаконном приобретении, хранении и передаче оружия и боеприпасов и в уклонении от уплаты налогов. 6 сентября 2001 года судья Верховного суда Бектас Бекназаров заочно признал подсудимого А. Кажегельдина, проживающего в США, виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами а, в, г части 4 ст. 311; части 1 ст. 308; части 2 ст. 251 Уголовного кодекса республики приговорил и назначил ему наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии общего режима и конфискацией имущества.
Просмотров материала: 2 300