После обсуждения проблемы моногородов в мажилисе парламента РК Kursiv.kz задал несколько вопросов на эту тему докладчику – вице-министру по инвестициям и развитию РК Альберту Рау.
Источник: Курсив
– Альберт Павлович, сколько моногородов среди 27, которые вошли в соответствующую программу, не являются дотационными?
– В Костанайской области из четырех городов два: Рудный и Лисаковск. В Акмолинской области Степногорск не дотационный. В других регионах это Аксай, Темиртау, Жезказган, Экибастуз. Из всего списка, я думаю, около половины города-доноры. У них есть, конечно, свои проблемы, но сказать, что они острые, что в городах кризис, нельзя. Программа по развитию моногородов должна была учесть их сложности. Что же касается моей личной позиции, дотационных моногородов не должно быть. Они должны быть центрами развития в своем регионе.
– Прибыльны ли предприятия, которые вы упомянули как пример положительного развития:тот же завод по переработке РЗМ в Степногорске, предприятие по производству керамики в Хромтау, производство чугуна в Текели?
– Завод РЗМ пока еще не вышел на проектную мощность, но, в общем, прибыльный, в Хромтау предприятие прибыльное. А в Текели мы ожидаем ввода предприятия по производству 400 тысяч тонн чугуна в следующем году. Решили для них вопрос по расширению сырьевой базы в Карагандинской области, сбытовые контракты у них уже есть на 200 тыс. тонн. Вообще, надо отметить, что мы не просто согласовывали комплексные планы каждого моногорода, но с каждым из них отрабатывали все возможные сценарии по сохранению специализации, поиску новых возможностей для развития.
– Ваш коллега Каирбек Ускенбаев предложил строить жилье в моногородах. Насколько, на ваш взгляд, это действительно необходимо?
– Жилье надо строить там, где в нем есть потребность. В моем родном Лисаковске, где уже давно дефицит кадров около 500 человек, есть смысл строить малосемейные общежития. Есть колледж, факультет вуза. Надо привлекать молодежь из региона и трудоустраивать, обеспечивать жильем после получения профессии.
– Есть ли смысл привлекать специалистов в моногорода? На каких условиях они поедут?
– Я считаю, смысл есть. В том числе через программы поддержки молодых специалистов. Понятно, что кто-то уедет, но кто-то и останется, так всегда было. Еще один вариант – обязательства в рамках учебы по государственным грантам.
– Есть ли у правительства программы по переселению людей из бесперспективных (типа Аркалыка) моногородов? Если да, расскажите, пожалуйста, что они из себя представляют.
– У Минтруда есть программа «Занятость», по которой возможно переселение из трудоизбыточных регионов, но я по-другому отвечу. Как таковой вопрос о переселении не стоит. Напротив, необходимо показать перспективу, которая есть у существующих моногородов, переориентировать их на другие производства. Сейчас ведь нет такого, чтобы возле каждого рудника строить по городу, как это часто было в советское время.
На таких крупных проектах вроде Бозшаколя и Актогая достаточно вахтовых поселков. И я знаю, что люди из Лисаковска устраиваются на «Казахмыс», ездят на вахты в Атырау, ЗКО. Но это же не означает, что они из Лисаковска уезжают. Они работают как вахтовики, а потом возвращаются к себе домой.
– Вы думаете, саму жилую базу надо оставить, даже если у города нет перспективы? Вы же сами сказали, что город не должен быть дотационным.
– А что, будет лучше, если останутся пустые коробки со слепыми стеклами? Поэтому мы и говорим, что уже сейчас надо искать новые возможности для трудоустройства людей. Тот же Аркалык – надо создавать альтернативу бокситовому руднику.
– А если «Тау-Кен Самрук» не успеет ничего сделать? Учитывая скорости работы компании…
– Вот именно поэтому мы уже сейчас поднимаем этот вопрос, а не ждем, когда бокситы возле Аркалыка окончательно иссякнут. Время действительно поджимает. Но восемь лет достаточно для строительства ГОКа на Масальском месторождении железной руды.
– Как, на ваш взгляд, может (и должна ли) разделяться ответственность за переселение работников градообразующих предприятий из бесперспективных моногородов с владельцами этих предприятий?
– Опять же хочу сказать – не переселение, но альтернативные рабочие места. У меня есть только два положительных примера решения этой проблемы. Первый, когда «Казцинк» уходил из Текели, они помогли трудоустроить часть работников на предприятия МСБ – в теплицы, переработку. Второй пример, когда «АрселорМиттал Темиртау» сократил на Лисаковском ГОКе 600 людей, но внес средства на развитие малого бизнеса, так было трудоустроено даже больше, чем уволено. Но таких примеров единицы.
– Почему, на ваш взгляд, программа показала столь неуверенные результаты?
– Во-первых, выводы еще рано делать. Во-вторых, надо, чтобы не только деньги вливались из центра, но и чтобы отдача была. Чтобы усилия предпринимали и местные власти, и местный бизнес. Когда я был акимом в Лисаковске, ни одного трансферта за 10 лет не получил. Принял город дотационным, а сдал донором. Поэтому, получив такую солидную поддержку от государства на приведение в порядок дорог и коммуникаций, моногорода, точнее акимы должны сделать ответное действие в виде новых предприятий и реальной диверсификации экономик своих городов.
К сожалению, за редким исключением, им нечем похвалиться. В парламенте я отметил Экибастуз, где, казалось бы, нет смысла что-то новое выстраивать, поскольку доля топливно-энергетического комплекса основная. Но здесь как новая отрасль формируется сеть предприятий железнодорожного машиностроения. Так что нужно.
Даже такое мнение в парламенте прозвучало: мол, мы должны акимам чуть ли не маркетинговый анализ делать. Но когда аким в корпус А заявку подавал, он же должен был понимать, что он думать должен в соответствии со своей должностью?
– Но насколько на уровне благополучия моногорода велика доля конъюнктуры на внешних рынках, а насколько усилий местных властей?
– Я много лет занимался проблемами моногородов и скажу, что как раз поэтому и надо постоянно заниматься созданием альтернативных предприятий в моногородах, потому что эти риски будут всегда. И надо признать по нашим моногородам кризис 90-х прошелся жестко, и у нас теперь осталось то, что имеет право на существование.
– Какие поправки будут вноситься в программу, если в нынешнем виде она не показывает нужного эффекта?
– Этот вопрос надо задать Министерству национальной экономики, по нашей части надо работать над тем, что в программе.
Просмотров материала: 2 360