"Если город не на руднике, если город не на перекрестке больших дорог, если в городе географически невыгодно строить заводы и фабрики, то зачем тратить огромные ресурсы, чтобы поддерживать в нем жизнь"
Сказано в интервью газете "Курсив" по поводу поддержки моногородов
Материал полностью читайте Здесь
Накануне вице-министр по инновациям и развитию Альберт Рау во время обсуждения проблемы моногородов в мажилисе парламента РК рассказал о том, что далеко не столь радужно обстоят дела с выполнением государственной программы по их развитию, рассчитанной на 2012 - 2020 годы. А город Аркалык вообще могут закрыть, признав непригодным для жизни.
«Костанайская область, по Аркалыку наиболее сложная ситуация. Основная проблема Аркалыка в том, что боксита осталось на восемь лет, через восемь лет ENRC собирается оттуда уходить. Никаких вариантов нет: все, что можно было разведать, мы разведали. Ничего там интересного нет, кроме одного объекта, который в 100 километрах севернее, под Есилем, там миллиард тонн железной руды. Сегодня туда зашла национальная горнорудная компания "Тау-Кен Самрук", она должна так работать, чтобы через 8 лет те люди, 1500 человек у нас добывают боксит, чтобы они начали добывать руду. Другой альтернативы нет. Если не будет единственного градообразующего предприятия Аркалыка, большой вопрос в самом его существовании. Жил когда-то немец в Аркалыке, затащил я его туда да. Сегодня там уже сто млн яиц производится. Вывезти не могут. От Аркалыка до Державинки дороги нет. Кому вопрос? МИР? Вы же дороги делаете? Ну, ко мне же вопрос, сам себе задаю. Но еще не привык, что мы дороги делаем, что мы в одном Министерстве», - сообщил Альберт Рау.
Напомним, что в январе 2012 года в своем ежегодном послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству разработать Программу развития моногородов на 2012-2020 годы, для участия в которой кабмином были отобраны 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн человек, что составляет 16% городского населения Казахстана. Самыми крупными городами, участвующими в программе стали Жезказган, Балхаш, Темиртау в Карагандинской области, Рудный в Костанайской области, Экибастуз в Павлодарской области, Риддер в Восточном Казахстане и Жанаозен в Мангистауской области, Кентау в Южном Казахстане. Население этих городов от 50 до 180 тысяч жителей.
Стоит отметить, что как только появилась программа развития моногородов, ее сразу же связали с попыткой властей переосмыслить трагические события в Жанаозене и называли шагом на встречу людям, живущим в депрессивных регионах Казахстана. Спустя два года, после старта программы выясняется, что ее реализация не принесла должных результатов и вызывает определенные нарекания. Вместе с тем, по словам Альберта Рау имеются и положительные примеры.
«Два проекта у нас есть в Степногорске - это редкоземельный завод, мы его запустили с японцами. Он сейчас выходит на проектную мощность, говорим о втором. В текущем году там запустим серно-кислотный завод. На подходе у нас молибден - Ерементауский район. В принципе, инженерную инфраструктуру там подтянули, я считаю, что у него устойчивое развитие. В Хромтау, развиваем производство керамики. Еще один положительный пример - Текели в Алматинской области. Даже, невзирая на то, что оттуда уходит предприятие «Казцинк», там запускают альтернативное производство по выплавке чугуна. «Кармет комбинат» выплавляет сегодня 3 млн тонн чугуна, в Текели мы через два года будем выплавлять 400 тысяч. Сырьевая база в Карагандинской области, металлургический комбинат строим там, но нам нужна альтернатива по чугуну. Это даст хороший толчок для развития города. В Зыряновске, в Восточно-Казахстанской области будем развивать туризм и производство техногенно-минеральных удобрений, а также хотим построить гидроэнергетический комплекс. У Риддера неплохие шансы, у Курчатова тоже, там у нас национальный ядерный центр», - сказал г-н Рау.
Однако на этом оптимизм вице-министра иссяк, и он снова продолжил говорить о проблемах. Так в Серебрянске ситуация не очень хорошая. Раньше там было предприятие по выпуску противогазов и средств индивидуальной защиты, около трех тысяч человек работало. Сейчас предприятие практически встало. Руководство взяло кредит в Туран Алем-банке, проект заморозился, правительство приняло решение о банкротстве. Вопрос этот остается, потому что БТА-банк начал противодействовать этой процедуре. «Если мы не спасем это предприятие, мы не спасем город. Правительственное решение принято, но надо признаться, оно на сегодняшний день не работает», - отметил г-н Рау.
«Сарань тоже надо приводить в порядок. В промышленной зоне работает домостроительный комбинат, он работает, но мы не можем вывезти свою продукцию - просто нет дороги. Я акиму говорю: «Надо было сначала сделать для бизнеса дорогу». Я считаю, надо Сарань по всем новым программам поддержать, потому что промышленный узел Сарани очень хорошо развивается. Не чужой для меня и Лисаковск. В этом городе, нехватка 500 специалистов. Не хватает кадров на всех уровнях. Поэтому здесь Минтруда я прошу еще раз посмотреть с тем, чтобы из трудоизбыточных регионов туда людей переселяли. В свое время я почти 10 лет проруководил городом и за это время мне никто копейки не дал. А сейчас миллиарды на них «падают» Акимы нам обещали в правительстве: поддержите коммунальное хозяйство, дороги и все остальное, а мы будем развивать МСБ. Министерство экономики беспрецедентные меры поддержки сделало для малого бизнеса в моногородах нулевую процентную ставку, гранты, однако мы не видим движения. Поэтому отдача теперь нужна с той стороны», - рассказал он.
Однако вице-министр национальной экономики Каирбек Ускенбаев поспешил успокоить господина Рау, что его пессимизм чрезмерен.
Он отметил, что сейчас с работодателями рассматривается вопрос о строительстве жилья в моногородах. Это одно из направлений, которое г-н Ускенбаев намерен предложить правительству. «Я думаю, оно поддержит. Тогда мы возобновим строительство нового жилья в моногородах для привлечения специалистов, потому что те крупные предприятия, которые реализуют инвестиционные проекты в моногородах, они говорят, что у них ощущается острая нехватка жилья для привлечения специалистов», - отметил он.
Вице-министр национальной экономики рассказал, что по уровню социально-экономического развития 6 моногородов относятся к высокому, 19 – к среднему, 2 – к низкому потенциалу развития.
В настоящий момент в моногородах реализуются 48 инвестиционных проектов на сумму 1,1 трлн.тенге с созданием порядка 26 тыс.рабочих мест. Из них 14 проектов введено в эксплуатацию, создано 2,7 постоянных рабочих мест. 7 проектов имеют загрузку проектной мощности 50-100%, 7 проектов освоили менее 50% проектной мощности. Для стимулирования развития малого и среднего бизнеса в моногородах предусмотрены механизмы господдержки в виде субсидирования процентных ставок по кредитам до 10%, выделения микрокредитов, а также грантов до 3 млн. тенге на создание новых производств. Для этого из бюджета выделено 9,9 млрд тенге, из них в 2014 году 4,9 млрд. тенге, на 2015 год предусмотрено около 5 млрд. тенге.
По состоянию на 1 октября 2014 года выдано 437 микрокредитов на сумму 979 млн. тенге, 93 гранта на сумму 224 млн. тенге, одобрено 267 проектов для субсидирования процентной ставки по кредитам на сумму 833 млн. тенге. Для реализации мероприятий в моногородах акиматами областей в соответствии с Комплексными планами на 2012-2014 годы была заявлена сумма 88 млрд. тенге, предусмотренные программой, однако в связи с бюджетным дефицитом фактически выделено только 50 млрд. тенге
Депутат от партии «Нур Отан» Серикжан Канаев скорее склонен к пессимистичной оценки реализации программы по развитию моногородов. Он заметил, что за последние 2 года сменились акимы 23-х из 27 моногородов, в 7 городах успели поменяться акимы трижды, и по четыре раза в Аркалыке, Жезказгане и Сатпаеве. Депутат недоумевает, как при такой текучке кадров и постоянной чехарде можно говорить о развитии моногородов.
Несмотря на то, что программа реализуется не первый год вместо роста, пошел обратный процесс. В 12 моногородах объем производства не только не вырос, а упал, также как и уровень безработицы. Так обстоят дела в Аркалыке, Жанатасе, Курчатове, Зярьяновске, Серебрянске, Степногорске, Балхаше, Сарани, Аксу, Жетикаре, Каратау. 11 моногородам для реализации 16 проектов из республиканского бюджета в 2014 году было выделено 1,2 млрд. тенге. К октябрю было освоено всего лишь 200 млн тенге. В Алматинской, Атырауской, Костанайской областях средства вообще не освоены, заметил депутат.
Ход реализации комплексных планов развития моногородов должен находиться под постоянным и жестким контролем. Сейчас эффективность реализации программы во многом сказывается из-за отсутствия координирующего единого органа, раньше этим занималось Минрегионразвития. Необходимо наладить информационный обмен между моногородами с целью распространения позитивного опыта решения конкретных проблем. Вот говорите, будем через проект моногородов, развивать в них МСБ. За три года в Атырауской и Мангистауской областях выдано всего 3 и 5 микрокредитов соответственно, в Карагандинской, Алматинской и Павлодарской – ни одного. Нет реальной законодательной базы, которая необходима для решения проблем моногородов. Мы разработали специальный законопроект, но правительство его не поддержало, его нужно снова вернуть и рассмотреть», - убежден г-н Канаев.
В настоящий момент из 86 городов в РК 27 имеют статус моногорода, это почти каждый третий. Стоит отметить, что моногородами в Казахстане признаны городские населённые пункты, имеющие от 10 до 200 тысяч жителей, в которых не менее 20% взрослого населения работает градообразующем предприятии. Лишь 4 моногорода в РК имеют население свыше или около 100 тыс. человек, это такие города как Темиртау, Рудный, Жанаозен, Экибастуз.
Из 27 моногородов обрабатывающее производство есть в 21, а в 6 из них находятся добывающие производства, это такие города как Серебрянск, Степногорск, Аксу, Жезказган, Сатпаев, Темиртау. В программе развития моногородов предполагалось, что к 2015 году удастся увеличить объем промышленного производства моногородов с низким экономическим потенциалом не менее чем на 20%. Таких результатов хотели достичь за счет реализации «якорных» инвестиционных проектов. Но, судя по недоосвоенности выделяемых средств и торможению «якорных» проектов эта цель к концу года вряд ли будет достигнута.
В программе по развитию моногородов говорится, что среди основных проблем в них остается нехватка детских дошкольных организаций, низкая обеспеченность населения медицинскими кадрами. В частности в некоторых моногородах обеспеченность дошкольными учреждениями составляет всего 30%, хотя эта проблема стоит в целом перед всей страной.
Бывший вице-министр сельского хозяйства, бизнесмен Марат Толибаев сказал Kursiv.kz, что относительно развития моногородов он выступает сугубо с прагматичных позиций. Он заметил, что бессмысленно и даже разорительно поддерживать города и села, где объективно отсутствует основа для экономики. Если город не на руднике, если город не на перекрестке больших дорог, если в городе географически невыгодно строить заводы и фабрики, то зачем тратить огромные ресурсы, чтобы поддерживать в нем жизнь, задается вопросом бизнесмен.
«Наша главная цель - это благосостояние людей. Благосостояние этих людей не именно в Аркалыке или селе «Путь Ильича», а вообще в Казахстане. Если выгоднее для страны обеспечить процветающую жизнь казахстанцам в других городах, то надо их переселять туда. Заявление господина Рау я не расцениваю, как сворачивание программы восстановления моногородов в целом. Думаю, у каждого города своя уникальная ситуация. У какого-то из них есть перспектива, у какого-то - нет. Программу восстановления моногородов нам не надо воспринимать как восстановление этих городов любой ценой. Если глубокий экономический и маркетинговый анализ покажет, что у конкретного города нет перспектив, то надо твердо отказываться от его поддержки, и лучше один раз потратить деньги на переезд людей, чем всю жизнь неоправданно поддерживать их, понимая, что сами они там производить востребованную продукцию не смогут», - заметил г-н Толибаев.
Депутат Елнур Бейсенбаев считает, что спустя два года, после старта программы и выделения денег, все хотели увидить хотя бы какие-то первоначальные позитивные результаты, вместо этого пришлось стокнуться с еще большим числом проблем. Главные из них, по словам депутата в невозможности правильно организовать подход к развитию моногородов.
«Акимы там должны проработать минимум 4 года. За последний год более 80% акимов моногородов поменяли. Акимом должен быть выходец из этого города, хотя бы из ближнего района. Только родной человек, который видит проблему изнутри, вырос на этой земле, может честно отработать. Думаю в этом вопросе государственной системе надо внести корректировки. Одна из проблем в моногородах это поддержка со стороны государства больших предприятий. Считаю это основной ошибкой. Так как эти предприятия нацелены на добычу. Если есть сырье они в любом случае будут работать, нет сырья, нет и компании. Все говорят что, Аркалык держится на боксите, то есть на деятельности ЕNRC. Я с этим не согласен, так как там работают всего 1500 тысячи человек. Есть много разных сфер, которые можно было бы подтянуть. Это развитие птицефабрик, МСБ, сферу услуг. Говоря о поддержке МСБ, надо понимать, что она должна быть повсеместной, аким должен понимать что, нет работы, не будет города. Нет города, нет акима. Например, тот же Аркалык. Есть птицефабрика, но нет железной дороги. Например, в городах Туркестан, Кентау хорошо покупают эту продукцию, но до больших городов она не доходит. Считаю что, по программе «Дорожная карта 2020» срочно надо построить связующие дороги», - заметил г-н Бейсенбаев.
Депутат партии КНПК Айкын Конуров сказал Kursiv.kz, что смена заявлений о моногородах с бравурных на пессимистические была предсказуемой. Фракция коммунистов обращалась к правительству с запросом еще в январе 2014 года по проблемам программы развития моногородов, и получила ответ в духе "все хорошо прекрасная маркиза".
«Конец года обнажил, что проблемы, о которых мы говорили, есть и они, как признают власти, во многом не решаемы. Сделать точки роста у них не получается: "Чтоб они не делали, не идут дела!". Понедельник стал роковым днем для акимов моногородов и профильного, канувшего в лету, Министерства регионального развития. Имитация бурной деятельности все- таки не может принести результатов, да и еще при нацеленности просто освоить деньги, не отвечая за конечный результат. В этом, думаю, и есть основная причина проблем во всех программах развития. За результаты не спрашивают, а безответственность приводит к еще большим проблемам. Молодежь, рвется в города по причине того, что там можно все- таки хоть как то пристроиться. Ведь каждый человек живет надеждой на лучшее. Если из моногородов сделать реальные точки роста, а не на бумаге, с, прежде всего работой, нормальной инфраструктурой, жильем то молодые люди останутся или вернуться из областных центров и столиц. Опыт организации моногородов в КазССР тому подтверждение. Человек будет жить там, где ему комфортно», - заметил депутат.
Просмотров материала: 1 672