При подготовке программы второй пятилетки индустриализации отрасли промышленности, развивающиеся в Казахстане, были подвергнуты тщательному анализу. Чтобы попасть в списки приоритетных, нужно было пройти несколько уровней фильтра, также подробно рассматривались и потенциальные рынки сбыта. О том, по каким параметрам и закономерностям выбирались приоритеты второй пятилетки, в эксклюзивном интервью сайту Primeminister.kz рассказал председатель правления АО «Казахстанский институт развития индустрии» Ануар Буранбаев.
Источник: primeminister.kz
- В качестве опорных для второй пятилетки государственной программы индустриально-инновационного развития РК (ГПИИР-2) выбраны 6 отраслей обрабатывающей промышленности. Расскажите подробнее, по каким принципам отбирались отрасли?
- Проектом ГПИИР-2 определены шесть отраслей промышленности, и в их составе – 14 приоритетных секторов, которые разделены на две группы. В группу первого приоритета вошли нефтепереработка и нефтегазохимия, агрохимия и производство продуктов питания, а также черная металлургия. В группе второго приоритета - производство стройматериалов, цветная металлургия, производство химикатов для промышленности, выпуск сельхозтехники, автотранспорта, запчастей и двигателей к нему. Также во второй группе – производство электрооборудования, железнодорожной техники, производство машин и оборудования для горнодобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности.
Если подробнее говорить о том, каким образом определялись те или иные приоритетные сектора и отрасли, то на первоначальном этапе отбирались те, которые соответствовали основным критериям.
Во-первых, это должны быть рыночные сектора, во-вторых определялось наличие спроса на продукцию данного сектора на внутреннем рынке или в пределах макрорегиона. Также критерием являлось наличие в Казахстане производства продукции отраслевого сектора либо принадлежность его к поддерживающим секторам какого-либо производства или добычи.
Затем, подошедшие по этим критериям сектора ожидал второй фильтр. Определялись два фактора – «привлекательность сектора» и «конкурентоспособность Казахстана». Привлекательность сектора определялась его масштабом, долей, которую он занимает на рынке, перспективами роста сектора, вкладом в занятость и развитие других секторов, внедрением инноваций. Конкурентоспособность определялась на основе оценки развитости сектора на данный момент и наличия условий, необходимых для его роста в будущем.
Опыт индустриально развитых стран, таких, как Южная Корея и Япония показывает, что на первом этапе индустриализации важно сузить приоритеты, в том числе и внутри секторов. Дело в том, что, во-первых, не все товары сектора одинаково имеют спрос в макрорегионе, и не всё можно производить в Казахстане. Поэтому был необходим более тонкий инструмент планирования индустриально-инновационной системы – Единая карта приоритетных товаров. Для Казахстана такая карта строится на основе лучших мировых практик и рекомендаций Всемирного Банка.
В рамках Единой карты будут определены приоритетные товары и товарные группы в 14 секторах обрабатывающей промышленности, обозначенных в рамках ГПИИР на 2015-2019 годы. Критериями приоритетности послужат: наличие доступных, объемных и предсказуемо растущих рынков сбыта; экономическая целесообразность производства в Казахстане; технологическая «сложность» товаров.
- Приведите данные по некоторым наиболее перспективным из выбранных отраслей для примера.
- Ярким примером можно назвать отрасль нефтегазохимии, которой было присвоено 4,34 балла из 5 по фактору «привлекательности сектора» и 3,07 из 5 по «конкурентоспособности Казахстана». Так, объем внутреннего рынка продукции базовой нефтегазохимии составляет примерно 72 млрд тенге, при этом на импорт приходится более 70%. Еще более обнадеживающим является показатель объема рынка макрорегиона – он превышает 20 млрд долларов США и по прогнозам будет расти на 15% в год в среднесрочной перспективе.
В то же время, в Казахстане на текущий момент имеется ряд проектов по созданию целой отрасли нефтегазохимии в западном регионе: комплекс по производству ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ, интегрированный газохимический комплекс, а также комплекс по производству бутадиена и полибутадиена в Атырауской области и другие проекты. С учетом сосредоточенности сырья и компетенций в одном регионе появилась возможность развить национальный кластер по нефтегазохимии.
Другой пример - сектор железнодорожного машиностроения, которому было присвоено 2,96 из 5 по «привлекательности сектора» и 2,84 из 5 по «конкурентоспособности Казахстана». Объем импорта РК в 2012 году превысил 2,3 млрд долларов США, а объем рынка макрорегиона достигает 6,8 млрд долларов.
Наряду с этим, за последние несколько лет в Казахстане сформировалась новая отрасль железнодорожного машиностроения и целый ряд компетенций по созданию локомотивов, электровозов, грузовых и пассажирских вагонов, осей и прочих комплектующих, относящихся к крупному и среднему литью. Было налажено сотрудничество с крупнейшими мировыми корпорациями, такими, как «General Electric» и «Alstom». Существует ряд проектов по дальнейшей локализации производства железнодорожной техники, включая создание локомотивных дизельных двигателей «GEVO». Данный сектор также является удачным примером пересечения рыночной привлекательности и возможностей для производства.
- Известно, что одно из важных направлений второй пятилетки ГПФИИР – расширение экспорта. Расскажите о целевых или таргетируемых рынках для казахстанского экспорта, какие страны и регионы выбраны и почему?
- При определении экспортных рынков для продукции казахстанского производства учитывались такие факторы как текущее торговые отношения со странами-партнерами, транспортная доступность, наличие благоприятных условий для торговой деятельности и другие. Необходимо понимать, что для каждого сектора и товарных групп в нем существует определенный «справедливый» радиус рынка, с учетом сложившейся на текущий момент картины мировой торговли.
К примеру, в соответствии с исследованиями McKinsey Global Institute, большинство секторов машиностроения и химии относятся к «локальным» или «региональным» , то есть, продукты торгуются преимущественно в определенных регионах. В то же время, электроника и высокоточные медицинские и оптические инструменты относятся к «глобально торгуемым», ввиду низкой доли стоимости транспортировки в цене. Все это приводит к необходимости определения границ рынка для экспорта казахстанских продуктов.
Были определены наиболее «естественные» рынки для экспорта казахстанских товаров, с учетом «справедливого» радиуса . Например, приграничные территории - 13 соседних регионов РФ, включая Башкортостан, и Центральная Азия – это максимальный рынок для части строительных материалов, химикатов для промышленности, товаров агрохимии и нефтепереработки.
Другой сегмент рынка - Таможенный союз, Украина, страны Центральной Азии и Кавказа, Иран. Данные рынки являются наиболее доступными для сельскохозяйственной техники, большинства товаров автомобилестроения, техники для горнодобывающей промышленности, электроосветительного оборудования, красящих химикатов.
Две трети всех товаров 14 секторов обрабатывающей промышленности, в том числе полностью нефтегазохимия, железнодорожное и нефтегазовое машиностроение, черная металлургия, торгуются на рынке, включающем Таможенный союз, Украину, страны Центральной Азии, Кавказа, Иран и Китай.
В результате детального анализа эти 12 стран были выбраны в качестве макрорегиона: для 98,6% товаров и товарных групп 14 приоритетных секторов данный сегмент рынка является основным.
Страны макрорегиона имеют хороший рыночный потенциал. Только приграничные территории способны удвоить рынок для казахстанских продуктов – общий импорт товаров 14 секторов в этом сегменте рынка равен импорту Казахстана – около 24,7 млрд долларов США.
Следующий сегмент, включающий в себя такие объемные рынки, как западная часть России, Беларусь, Украина и Иран, в десять раз увеличивает рынок 14 секторов – до 260 млрд долларов США.
Общий импортный потенциал макрорегиона, который включает Китай, по 14 приоритетным секторам оценивается примерно в 672 млрд долларов США, что особенно подчеркивает привлекательность «восточного» соседа и необходимость его изучения.
Просмотров материала: 2 206