На современном этапе внешняя торговля стала не только определяющим условием роста национальных экономик, но и фактором, характеризующим производственные возможности государства. О том, какова динамика этих двух составляющих роста в условиях ТС и ЕЭП, мы получили содержательные ответы в интервью с первым вице-министром индустрии и новых технологий Альбертом Рау.
Источник: Казахстанская правда
– Альберт Павлович, перспективы развития региональной интеграции во многом зависят от эффективного взаимодействия Казахстана и его партнеров по ТС в торгово-экономической сфере. Какие преимущества в этом плане получил казахстанский бизнес за годы интеграции?
– Главное преимущество – это единый емкий рынок, который открывает для нашего бизнеса, обладающего конкретным товарным предложением, огромные перспективы для сбыта и взаимовыгодного сотрудничества с компаниями стран-партнеров. Разумеется, каждая сторона стремится поставить свою продукцию на рынки других государств, наращивая экспортно-импортные операции.
Но именно в подобной схеме движения и происходит пересечение векторов делового сотрудничества, в результате которых создаются совместные производства, реализуются интересные проекты. Словом, интеграционное пространство – это не только рынок сбыта продукции, но и безграничное множество точек соприкосновения между бизнесом стран-партнеров.
Либерализация взаимной торговли в рамках Таможенного союза позволила в кризисный период не только сохранить, но и увеличить объемы поставок готовых товаров, в том числе, производимых предприятиями малого и среднего бизнеса.
Например, экспорт кондитерских изделий и шоколада отечественных предприятий "Рахат" и "Баян-Сулу" увеличился почти в 3 раза и достиг 35,4 миллиона долларов. В структуре внешних поставок кондитерской продукции доля ТС составляет 53%. Увеличение экспорта трансформаторов в 11 раз также стало возможным благодаря потенциалу единого рынка.
Так, из 30% экспорта данной продукции порядка 27% приходится на страны ТС. То же самое и с аккумуляторами предприятий "Кайнар-АКБ" и ZHERSUPOWER, уровень потребления которых в странах-партнерах сегодня составляет 79%. Отмечу, что емкость рынка аккумуляторных батарей Российской Федерации оценивается в пределах 15 миллионов штук в год. Из них на долю казахстанских поставщиков приходится более 560 тысяч штук, что составляет примерно 3,7% от общего объема рынка аккумуляторных батарей РФ.
В Казахстане производятся малотоннажные грузовики Huyndai и другие марки автотранспорта. Если бы эти производства были ориентированы только на собственный рынок, то, разумеется, перспектив для наращивания объемов производства у них было бы куда меньше, чем сейчас, когда совокупный рынок России и Беларуси позволяет предприятиям отечественного автопрома уверенно смотреть в будущее.
За последние годы внешние поставки грузовиков Huyndai до 10,5 миллионов долларов. На экспорт уходит 70% всей продукции этого производства. При этом 90% – доля ТС. И таких примеров сегодня можно привести множество, что, в сущности, говорит о том, что преимуществ в интеграции у бизнеса куда больше, чем рисков.
– Какие комментарии и выводы по статистике взаимной торговли вы можете сделать как эксперт?
– В 2013 году общий объем экспорта Казахстана в страны Таможенного союза составил 5,9 миллиарда долларов. По сравнению с 2010 годом уровень экспорта снизился на 3,3% за счет сокращения поставок сырьевых товаров на 12,9% и промежуточных обработанных товаров – на 13%. В то же время произошло увеличение поставок готовых товаров в полтора раза.
На сегодня наибольшая доля казахстанского экспорта (53%) направляется в страны ЕС. В Китай экспортируется 17% всего экспорта. Доля, поставляемая в страны Таможенного союза, достигает 8%. В остальные страны мира направляется 16% экспорта. В целом географическая структура обработанного экспорта изменилась незначительно.
В 2013 году поставки обработанной продукции осуществлялись в 105 зарубежных стран. Львиная доля обработанного экспорта – 69% – также была направлена в страны ЕС, Китай и страны Таможенного союза. Между тем с дальнейшим развитием региональной интеграции и ростом производственных возможностей Казахстана в предстоящие годы доля ТС в структуре экспорта нашей продукции будет только нарастать. При этом вероятно его увеличение и в китайском направлении.
– Какие казахстанские товарные позиции имеют сегодня конкурентное преимущество на рынках стран ТС?
– Таких товаров немало. Если не ходить далеко, то отмечу, что продукция Степногорского подшипникового завода, предназначенная для использования в железнодорожном транспорте, сегодня пользуется высоким спросом на рынке России. Ежегодный объем производства этого завода составляет более 120 миллионов долларов.
Практически весь объем производимой продукции экспортируется в Россию с небольшой долей экспорта в другие страны. И если рынок подшипниковой продукции России оценивается примерно в 800 миллионов долларов, то несложно представить, какую долю занимает Степногорск в структуре потребления этих изделий.
Наращивает объемы поставок продукции на рынки ЕЭП и Усть-Каменогорский арматурный завод, который разрабатывает, производит и осуществляет поставку трубопроводной арматуры. Основными потребителями продукции завода на территории ЕЭП являются десятки российских компаний, в том числе "Транснефть", "Сургутнефтегаз", "Нефтегазстрой", "Атоммашэкспорт" и минский "Белармахим".
Одно из новых предприятий – AstEtalonCrown – сегодня занимает лидирующие позиции в Центральной Азии и восточной части Российской Федерации в сфере обеспечения упаковочной продукции из металла. Основной специализацией компании является выпуск кроненпробок для производителей пивоваренной и безалкогольной продукции, оказание услуг по лакированию и литографии белой жести и алюминиевых листов.
По итогам 2013 года предприятием произведено более 500 миллионов штук кроненпробок, третья часть из которых экспортирована в Россию. Устойчивые позиции на этом рынке начинает обретать и высокотехнологичная продукция отечественного тяжелого машиностроения, строительной индустрии и нефтехимии, не говоря уже о минеральных ресурсах и товарах пищевой промышленности.
– Иногда среди российских экспертов, комментирующих ситуацию в сфере интеграции, звучат и такие мнения, будто в Казахстане могут возникать производства третьих стран с целью выхода на рынок России и ТС. Что вы об этом думаете?
– Действительно, что касается инвесторов, открывающих производство высоковостребованных товаров в Казахстане, стоит отметить, что налоговый режим в Казахстане намного благоприятнее, чем в России и Беларуси. Это создает комфортную среду для привлечения новых инвесторов. Например, германская компания "Функе" инвестировала в производство оконных профилей в Астане порядка 24 миллионов евро. Мощность предприятия до одного миллиона квадратных метров изделий в год. При этом около 60% продукции столичного предприятия экспортируется в Российскую Федерацию.
– Насколько интенсивно, на ваш взгляд, развивается приграничное сотрудничество между Казахстаном и Россией?
– Крупнейшим стратегическим партнером Казахстана в сфере приграничного сотрудничества является Оренбургская область, на территории которой ведут свою деятельность 38 предприятий с казахстанским капиталом. Среди приоритетных партнеров Оренбуржья – Западно-Казахстанская, Актюбинская и Костанайская области. В числе крупнейших совместных проектов, реализуемых на этих территориях, – создание СП на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода в рамках реализации межправительственного соглашения.
Кроме того, это совместное предприятие по переработке природного газа Карачаганакского месторождения на мощностях ООО "Газпромдобыча Оренбург", а также совместный проект по строительству завода по производству полиэтилена и полипропилена мощностью 1,1 миллиона тонн в год. В Омской области сегодня функционирует более 40 совместных предприятий.
В настоящее время в этой зоне сотрудничества формируется Омский агропромышленный кластер с объединением ряда производств нефтехимии и сельского хозяйства для глубокой и безотходной переработки возобновляемого растительного сырья, биомассы и отходов сельскохозяйственного производства.
Третий важнейший приграничный партнер Казахстана – Астраханская область, где создано 31 предприятие с участием казахстанских инвесторов, причем большая доля совместных проектов относится к транспортному комплексу. Подобное взаимодействие бизнеса приграничных территорий сегодня не только расширяется, но и становится весьма значимым фактором роста экономики этих регионов.
Просмотров материала: 2 113