Яйца курицу учат? Яйца курицу не учат! Так можно охарактеризовать Обращение бизнесменов, не знающих казахский язык, в поддержку трехъязычного образования и ограничения образования на казахском языке. Укоренившиеся во всех ветвях власти, не знающие казахский язык и решающие судьбу казахов, – разве они не представляют угрозу для Казахской страны! Вообще-то, какое моральное право имеют «казахские нувориши», не знающие казахский язык, выступать с предложением не преподавать основные предметы на казахском языке?!
Еще один возмутительный момент – оказывается, казахская школа дает знания низкого качества, особенно выпускники сельских школ отстают от своих сверстников. Эти толстосумы сами не учились в казахской школе, их дети тоже не учились, и они, не знающие «язык души», хотят решать судьбу языка казахов!
В самом деле, яйца курицу учат? Яйца курицу не учат! Так только можно сказать о тех, кто обращается со своими советами-поучениями. По какой причине они не обращают внимания на то, что более половины победителей ежегодных международных олимпиад по математике, физике, химии и другим предметам являются ученики казахских школ? Более того, в СМИ много информации: по итогам Единого национального тестирования высокие баллы набирают именно казахские школы, и, соответственно, больше выпускников казахских школ поступают в вузы. Люди, которые имеют смутное представление о положении аулов, рассуждают о выпускниках казахских сельских школ. Ведь проблемы сельских школ – не языковые, а социальные, кадровые – такие же проблемы и в русских сельских школах.
Возможно, это мероприятие организовано с целью отвлечь внимание общественности с земельной проблемы – так сказать, убить одним выстрелом двух зайцев. Однако, господа бизнесмены, не надо забывать, что для казахов главным жизненным фундаментом, основным признаком страны является вечное неделимое единство – Земля и Язык!
Согласились бы вы, если вам предложил обучать плаванию человек, который никогда в воде не плавал? Конечно, не согласились бы. Если согласитесь, то, без сомнения, окажетесь на дне водоема. Нечто подобное ожидает любую страну, которая согласится принять предложенный «совет» наших бизнесменов отказаться от изучения основных школьных предметов на госязыке.
Во всех развитых странах (кроме федеративных) в средней школе обучение осуществляется на государственном языке. В той же Японии с самой передовой технологией в начальной школе обучение идет только на госязыке, а английский язык изучают лишь с 12 лет.
Здесь необходимо подчеркнуть, что мы не против изучения английского языка, потому что это требование современной эпохи. И для его изучения мы не видим никаких преград для обучающихся - мы за открытие специализированных школ с углубленным обучением языка. Единственное, что нас тревожит – чтобы английский язык не уравнялся или не заменил казахский язык, как государственный язык РК.
Хотя у толстосумов не хватает способностей изучить свой родной язык, но государственный язык России знают назубок, к тому же они признают, что за английским языком – будущее. Если так, то пусть эти языки «сводят счеты» между собой, а не за счет государственного языка. Например, почему предмет «Всемирная история» должен преподаваться на русском языке? Что, всемирная история не нужна казахам? Уже сейчас специалисты бьют тревогу: если так будет, то и наука о всемирной истории в Казахстане уйдет в прошлое.
Оказывается, и такая мысль приходит… Была ли хоть одна инициатива, одно реальное дело по защите национальных интересов за четверть века Независимости со стороны русскоязычной элиты во главе с Олжасом Сулейменовым, со стороны говорящих на другом языке и разбогатевших наших богачей на основе богатств предков казахов? Хотя бы для приличия? Мало того, что не выступают в защиту наших интересов, так они ведь не прекращают свои действия против национальных интересов. Почему? Потому что фундамент нашего Независимого государства неправильно залит – в нем нет национального раствора и каркаса, национальной основы!
В течение 25 лет благодаря рабской психологии, которая насаждалась с советской поры, выдается любое стремление к национальному возрождению, защите национальных интересов как нечто враждебное и опасное, здоровый национализм – как враг государства. В течение 25 лет наши власти вводили нас в заблуждение, внедряя разные мифы в сознание народа, основным из которых являлся следующий: если дать приоритет государственному языку, то страна не будет развиваться, а этнические группы покинут страну.
Изначально были видны нелогичность и абсурдность такого посыла, потому что многие представители этнических групп недоумевали: почему государство не принуждает нас изучать государственный язык? В свое время некоторые из них поддержали в 2011 году «письмо 138-ми», в котором было требование убрать 2 пункт 7 статьи Конституции. В то время это письмо поддержали более 30 тысяч человек.
Это законное требование поддерживают и русские. В языковом «Рубиконе» поддержали государственный язык такие личности как председатель украинского культурного центра Валентин Лымаркенко, кореянка Клара Хан, Николай Щербинин, Алла Платонова.
«Выступать против казахского языка – это выступать против казахского народа», – говорит госпожа Клара Хан.
«В Казахстане должен преобладать казахский язык! Любое государство не может жить без государственного языка. Государственный язык – это жизнь государства, облик государства. У нас это казахский язык. Это Республика Казахстан. Поэтому все должны знать государственный язык!», – сказал Валентин Лымаренко.
«Русские не должны обижаться, двадцать лет для изучения – немалое время. Как будут возглавлять страну люди, не знающие государственный язык?» – говорит русский Николай Щербинин.
А русская девушка Алла Платонова сказала на V международном курултае казахского языка в Кокшетау: «В стране, в которой ты живешь, ты должен знать и уважать государственный язык этой страны. Не говорить на казахском языке, не хотеть изучать его – это неуважение к государству. Те, кто ест казахский хлеб, дышит казахским воздухом, но пренебрегают языком, должны уехать на свою историческую родину!»
А известный усть-каменогорский поэт, обладатель международной литературной премии «Золотое перо», член Союза российских писателей Борис Петрович Аникин сказал: «Я член Союза писателей России. Автор нескольких поэтических сборников. Я упорно изучаю казахский язык. Считаю, что каждый человек, который проживает в Казахстане, должен знать государственный язык, чтить культуру и обычаи этой великой нации. Сам Лев Толстой и Достоевский преклонялись перед тюрками. Анна Ахматова – потомок последнего хана Золотой Орды Ахмата. Казахи великий и воинственный народ. Призываю всех изучать казахский язык!» (http://www.qazaquni.kz/?p=27285).
Сейчас в стране все знают, что не кто-то другой, а именно казахские чиновники во власти, пренебрегающие казахским языком, препятствуют принятию Закона о госязыке, который принудил бы учить язык. Закончивший обычную казахскую сельскую школу, несмотря на вышеприведенные утверждения наших нуворишей, обладавший необходимыми знаниями и компетенцией, владевший несколькими иностранными языками, работавший послом в разных странах, известный общественный деятель Болатхан Тайжан в свое время привел языковую ситуацию в Малайзии как пример решения проблемы языка коренного населения.
Когда Малайзия обрела Независимость, малайцев в процентном соотношении было приблизительно столько же, сколько казахов в год обретения нашей Независимости. Национально ориентированные, далеко смотревшие и прозорливые руководители государства отдали приоритет языку, положению и статусу коренного населения – малайцев. И государственным языком Малайзии является малайский, который знают все граждане этой страны. И только казахи в Казахстане со своим рабским сознанием не знают своего родного языка и говорят на языке соседней страны. Ведь лишь рабы имеют пристрастие к языку бывшего хозяина. Это простая аксиома!
Так почему у нас яйца учат курицу, нагнетая атмосферу в обществе, или кто им это «позволяет»? Может некоторые и догадываются об этом. Держа в руках поводья накопленных богатств, созданных «непосильным трудом», сами становятся игрушками в чужих руках. Среди них есть и те, которые еще в 1994 году, когда мы выстраивали Независимость страны, выступили с предложением сделать русский язык госязыком, убрать графу о национальности. И тогда эти предложения взбудоражили народ.
Такое игнорирование национальных интересов характерно не только для бизнесменов, но и для представителей интеллигенции, и даже для депутатов парламента, которым доверили судьбу страны. Об этом писал и раньше, приведу в качестве примера и сейчас.
Список проголосовавших депутатов против государственного языка, опубликованный в газете «Қазақ үні» (тогда она называлась «Жас қазақ үні») в 2004 году, стал сенсационной бомбой для казахского общества. Моя статья «В отставку Парламент, который издевается над государственным языком»!» (http://www.qazaquni.kz/?p=21922) всколыхнула страну и стала причиной для отправки открытых писем общественными деятелями в Сенат и Мажилис, потому что 90% из тех, кто выступил против казахского языка, были казахами.
В главной газете страны «Егемен Қазақстан» общественный деятель Шерхан Муртаза написал: «Если хочешь узнать, кто есть кто, то читай газету «Жас қазақ үні». Газета «Қазақ әдебиеті» написала: «Газета «Жас қазақ үні» лишь одной статьей разбудила общество». Всего одна статья в газете «Қазақ үні» стала поводом для запрета обнародования стенограммы голосования.
Заявивший «Самый большой националист в России – это я», Президент России В.Путин совсем недавно сказал: «Сбережение русского языка, литературы и культуры – это вопросы национальной безопасности». Дадут или не дадут российское гражданство тем, кто не знает русского языка – такая мысль даже в голову не приходит. Не дадут! Так почему же нашим властям, которые «молятся» на Кремль, не взять пример с России, Путина? Ведь получается, что проблемы казахского языка – это не вопросы национальной безопасности для Казахстана, наоборот, это экспериментальная площадка для чиновников, игнорирующих госязык?
Зачем устраивать лишнюю нервотрепку, до каких пор будут испытывать терпение казахов? Об этом много писали в СМИ, говорили на многочисленных собраниях: взбудоражили народ, вывели его на митинги «Защитим землю!» не только земельные вопросы. Многие действия чиновников в ущерб национальным интересам, которые болью отдавались в сердцах людей, могут оказаться искрой в народных волнениях. Неужели об этом не догадываются наши министры? Ведь эта одна из главных проблем, которую в течение четверти века наши власти не знают или не хотят знать, что вызывает большое удивление. Казахи никогда не выйдут на улицу из-за «потребностей желудка», но садились на коней из-за унижения своего достоинства, о чем мы не должны забывать.
В свое время я назвал одного министра «чукча-министр», известный своими словами «Если вы мне не поменяете мои мозги, мне казахский язык не выучить!», но отлично знающий английский язык. Против такого определения выступила известный защитник казахского языка Руза Бейсембайтегі, при этом она защищала не министра, а чукчей.
Оказалось, она училась в российском Свердловске с девушками, парнями из чукчей, которые показали хорошие успехи в учебе. Тогда я спросил: «Они знают свой родной язык?». «Нет, они его забыли». Тогда я ответил: «Поэтому я не ставлю в упрек знания чукчей, а упрекаю их за незнание родного языка, с чем и сравниваю наших чиновников».
Могу побиться об заклад, что 90% бизнесменов, советчиков по казахскому языку, по этому языку в школе учились на «неудовлетворительно». Впрочем, и министр образования и науки Ерлан Сагадиев, «болеющий английским языком» и пишущий с ошибкой название страны как «КазаХАстан», вряд ли силен в своем родном языке. Их знание казахского языка до сих пор далеко от совершенства – об этом мы можем судить по их публичным выступлениям. И как тогда министр образования и науки и бизнесмены со своим «нижегородским» казахским языком могут судить об уровне знаний на государственном языке и служить образцом?
Если наши богатеи не согласны с поставленной «оценкой», то могу у любого из них принять экзамен по казахскому языку по школьной программе, хотя я по образованию преподаватель рисунка. Можно начать и с министра… Разве справедливые слова Лидера нации Н.Назарбаева «Мы забываем то, что когда говорим о казахском языке, дело надо начинать с себя» не относятся и к ним?
Совсем недавно известный политолог, после казахской сельской школы ставший доктором исторических наук, не хуже бизнесменов и министра владеющий английским языком, Азимбай Гали написал о «двоечниках» во власти предельно откровенно: «Уважаемый Президент! Освобождайтесь от не знающих казахский язык чиновников Администрации президента и Правительства, потому что они Вас доведут… Сегодня политологический и социологический объект и политический субъект – это казахи» («Президент должен освободиться от дилетантов, не знающих по-казахски!»,http://www.qazaquni.kz/?p=52656).
Нужно ли тратить миллиарды в период нынешнего финансового кризиса на содержание переводчиков для не знающих государственный язык чиновников, на ведение делопроизводства на двух языках? Только у нас есть языковое невежество переводить с госязыка на другой язык. Обязательное знание государственного языка для госслужащих – неизменный закон во всех государствах, кроме нашего! Выходит, государство должно терпеть миллиардные убытки из-за незнания государственного языка государственными служащими?
Какой резон держать чиновников, которые не удосужились изучить госязык за четверть века – ведь есть масса специалистов, знающих государственный язык, которые с успехом заменили бы этих невежд. Вот где настоящая несправедливость на государственном уровне! Расположившись на всех ветвях древа государства, невежды вредят его корням!
Три года тому назад группа депутатов Сената Парламента РК во главе с Куанышом Айтахановым в депутатском запросе на имя Премьер-министра подняла следующую проблему: «Лидер нации Нурсултан Назарбаев выдвинул обязательство – к 2025 году 95% казахстанцев должны владеть казахским языком. Обучение и знание государственного языка начинается с детского сада и школы. Поэтому в целях усвоения государственного языка в русских школах необходимо ввести преподавание истории Казахстана, географии и краеведения на казахском языке» («Сенаторы предложили ряд предметов в русскоязычной школе вести на казахском языке», http://www.qazaquni.kz/?p=18328).
Пока изменений нет, наоборот, предлагается изучать на английском языке: химию, физику, биологию, информатику, на русском языке всемирную историю в русских и казахских школах.
Выступивший с докладом в стенах ООН на казахском языке Лидер нации когда-то сказал: «За 15 лет и медведь бы научился говорить на государственном языке». С тех пор прошло уже 10 лет… Действительно, как сказал Президент, за такое время даже лесной зверь выучил бы язык, а наши богатеи вместо этого пустились в критику уровня знаний на казахском. Это напомнило случай с известным персонажем из басни Крылова, который советовал соловью учиться петь у петуха – как говорится, «избави бог и нас от этаких судей».
Любая критика предполагает, что критикующий имеет не только знания о предмете спора, но и моральную основу для критики, тем более, если это касается самого сокровенного и ценного наследия народа – его языка. Это слишком древнее и бесценное достояние, закрепленное Конституцией, чтобы не обратить внимание на критикующих. Среди 20 предпринимателей, подписавших Обращение, немало тех, кто не только не владеет казахским языком, но и имеет «скелеты в шкафу» в своей предпринимательской деятельности. Жаль, что свои подписи поставили известный меценат в области литературы и культуры Исламбек Салжанов, медиамагнат Арманжан Байтасов.
Среди подписантов есть гражданин Турции, руководитель компании «Turkuaz Machinery» (Туркуаз Машинери) Мехмет Кемаль Четинелли. Кто дал право иностранцу выступать с Обращением по поводу языка школьных предметов? В соответствии с языковой ситуацией в Казахстане, где государственным языком является казахский, было бы уместно и справедливо, если при каждой встрече с нашими предпринимателями, не знающими родной язык, господин Мехмет напоминал бы, что «Турка, не знающего турецкий язык, нет и не может быть». Этот вопрос ставится и руководителю компании Глобалинк Сидик Хан.
На каком языке преподавать математику министр лучше знает, чем академик математики? Посетивший известные университеты разных стран для работы и консультации, (после казахской школы) в 28 лет ставший доктором физико-математических наук, академик Аскар Жумадильдаев считает, что в средней школе математику необходимо преподавать на государственном языке: «В средней школе все научные, учебные предметы должны вестись на родном языке. Если эти предметы не вести на казахском языке, то и казахский язык, и Казахстан никому не нужны. Поэтому я против таких реформ и об этом сказал 10-15 лет тому назад. И в стремлении Министерства внедрить преподавание отдельных предметов естественнонаучных направлений на английском языке лежит политика выдать казахский как язык домашнего обихода, не способного функционировать в научной среде. Это – нарушение Конституции».
И академик одним из первых подписал Открытое письмо творческой интеллигенции против триединства языков (Аскар Жумадильдаев: Обучение и знания на другом языке – это нарушение Конституции. http://www.qazaquni.kz/?p=52532).
Да, академик правильно говорит. Как отмечено в 19 статье Конституции РК: «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Получается, что бизнесмены-советники и министр-«реформатор» разбираются лучше в языке обучения математике, чем академик Аскар Жумадильдаев, признанный в мировом математическом мире?
Аскар Жумадильдаев – профессор Гамбургского, Мюнхенского, Кембриджского университетов. В 1995–2003 годах он работал в Институте высших исследовании (Париж), в Институте Макса Планка (Бонн), в Международном центре Теоретической физики (Триест), в институте Филдса (Торонто), в Королевском Институте математики Миттаг-Лефлер (Стокгольм), в Институте Ньютона (Кэмбридж), а также в университетах Мюнхена, Билефельда, Киото, Стокгольма и в других университетах. Знают ли об этом оппоненты академика? И на весах знания в одиночку или все вместе бизнесмены с министром не могут тягаться с академиком Аскаром Жумадильдаевым.
Как заявил доктор биологических наук, профессор, не пожелавший назвать свое имя: «Все предметы естественнонаучного направления и таки сложные, а с переводом на английский язык станет сверхсложным, и у школьников это отобьет всякое желание учиться, боюсь, даже увеличатся суициды». По его словам, не только школьники, но и учителя внутренне не готовы к неожиданным, искусственно созданным обстоятельствам.
Слова Лидера нации Нурсултана Назарбаева «Будущее Казахстана – в казахском языке. Сегодня казахский язык стал языком науки, образования и интернета» ничего не будут значить, если предметы естественнонаучного направления переведут на английский язык и не будет необходимости в казахском языке.
Мы, казахские журналисты, тоже подготовим Обращение! Отныне всем казахстанским министрам, акимам, депутатам, политикам, чиновникам, государственным служащим, предпринимателям следует задавать вопросы не на государственном языке России, а на государственном языке Казахстана и требовать ответов на этом языке! Это, в первую очередь, защита Конституции, законов о языке! Это также контроль за выполнением специального поручения Лидера нации о языке!
Пришло время государственным служащим сдавать экзамен по государственному языку! Раз президент сдает экзамен, то и его подчиненные тоже должны сдавать экзамен.
Возможно, в течение четверти века наши власти больше заботились о своих интересах. Теперь в год 25-летия Независимости страны пришло время думать о государственных интересах!
Министры и акимы, депутаты и предприниматели! Готовы ли вы перед переводом школ на обучение на других языках сдать зачеты по государственному языку? Народ готов принять зачеты!
Қазыбек ИСА, газета «ҚАЗАҚ ҮНІ», qazaquni.kz
Просмотров материала: 12 341