"Уважаемый Ербол Шыракпаевич!
Поздравляю с назначением на высокий пост Министра сельского хозяйства!
Желаю Вам успехов и удачи!
Хотел поделиться своими мыслями о проблемах и перспективах развития многострадального нашего сельского хозяйства и села.
Надо останавливать разработку НацПроекта!!!
Он очень похож на все предыдущие Программы и ничего не даст селу и сельскому хозяйству.
Надо вначале разработать и утвердить Указом Президента РК Национальную Стратегию развития агропромышленного комплекса (АПК) и сельских территорий РК на период до 2050 года.
Причём разработку НацСтратегии надо поручить не уполномоченному органу - МСХ РК, а, например, Агентству РК по стратегическому планированию.
В НацСтратегии должны быть глобальные вещи:
1) государство должно определиться с вопросами реагирования на глобальное изменение климата, на его последствия для сельского хозяйства страны;
2) деградация почвы - это тоже задача государства;
3) новые сорта, новые породы с учетом изменения климата и деградации почвы;
4) кардинальное изменение структуры сельского хозяйства страны. Нужно существенно увеличить долю сферы услуг в сельском хозяйстве с нынешних 0,3% до 30-35% в общем объёме валовой продукции отрасли. Именно неразвитость сферы услуг является основной причиной ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМЫ села и сельского хозяйства - низкой эффективности, проще говоря, низкой доходности отрасли.
Из-за неразвитости сферы услуг фермеры вынуждены продавать свою продукцию по цене в разы ниже рыночных, при этом приобретают необходимые им товарно-материальные ценности (ТМЦ) - ГСМ, удобрения, технику, запчасти, пестициды, ветпрепараты, а также покупают услуги по ветеринарии, защите растений, мелиорации, сельхозводоснабжению, механизации дороже их рыночной стоимости.
В результате, как говорят специалисты, на сельском хозяйстве зарабатывают все, кому угодно, но только не сами сельчане.
Сфера услуг или инфраструктура сельского хозяйства должна создаваться самими сельхозтоваропроизводителями (СХТП) при стимулирующей поддержке государства.
Международный опыт говорит, что наилучше всего в качестве инфраструктуры проявили себя кооперативы, именно сельские сервисно-потребительские кооперативы (ССПК). Надо внимательно присмотреться к опыту Германии, Израиля, Швеции, Китая, Японии. Там работают ССПК.
Я не говорю о Производственных кооперативах (ПК). Опыт ПК был в Советском Союзе. ПК - это колхозы. Сегодня ни один сельский труженик добровольно не пойдёт в ПК.
А вот принимать участие в создании ССПК, работать с ним на основании договоров наши СХТП, крупные, средние, мелкие СХТП в форме юридического лица (АО, ТОО, того же ПК), Крестьянские хозяйства (КХ) и личные подсобные хозяйства будут.
Потому что, во-первых, несмотря на участие в создании ССПК, все СХТП сохранят свою полную юридическую, финансовую, материальную, хозяйственную САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ!!!
Во-вторых, если увидят свою выгоду от сотрудничества с ССПК, когда будут продавать свою продукцию и покупать ТМЦ по СПРАВЕДЛИВЫМ ценам;
5) реформирование системы субсидирования и кредитования, других мер господдержки сельского хозяйства.
Приведу простой пример. Подавляющее большинство крестьян перед весенне-полевыми работами покупают, в первую очередь, и только лишь ГСМ. По той простой причине, что ГСМ не растёт у него на огороде.
На остальное - семена, удобрения, пестициды, запчасти, техника - у него просто нет ДЕНЕГ! Поэтому фермер вынужден сеять одни и те же семена по 20-30 лет, не применяя удобрения, пестициды для защиты растений, на старой технике. Поэтому почти 70 лет средняя урожайность на зерновых остаётся на одном и том же уровне - 12-13 ц/га. Надои на одну корову 2 300 - 2 500 кг! Откуда при таких показателях у сельчан будут доходы?
Поэтому субсидии надо максимально направлять на удешевление кредитов для крестьян максимум до 2 - 4% годовых. При этом кредиты должны быть сроком не менее одного года - с 1 апреля по 31 марта, чтобы сельчане могли до посевной купить все, что им нужно и продать свою продукцию в феврале-марте, в период максимальных цен. Это по зерновым культурам. По другим видам сельхозпродукции можно предусмотреть другие сроки.
Надо удешевлять стоимость ГСМ в 2 раза - с 200 до 100 тенге/литр. Причём удешевлять все 365-366 дней в году, а не только перед весенне-полевыми и осенне-уборочными работами.
Надо субсидировать затраты фермеров на комбикорма и кормовые культуры. Мы давно перестали кормить животных комбикормами, но при этом требуем от них мясо и молоко! Откуда они у них возьмутся? Попробуйте кормящую мать кормить чёрным хлебом и голимой водой и посмотрим, чем же она будет вскармливать своё дитё!
Об этом подробнее ниже;
6) особо в НацСтратегии нужно оговорить о мерах госстимулирования реальной интеграции аграрной науки, образования и производства, о научном, кадровом, информационно-маркетинговом обеспечении сельчан, разработать и утвердить Программу создания Национальной системы обучения сельских жителей навыкам ведения хозяйства, реорганизовать Национальный аграрный научно-образовательный центр (НАНОЦ) из акционерного общества в Государственный некоммерческий фонд с включением в его Попечительский совет зарубежных специалистов. Может тогда аграрные наука и образование не будут зависеть от прихотей того или иного чиновника. В мире есть лучшие примеры, которые можно взять за основу развития нашей науки и образования - ИНТА (Аргентина), ЭМБРАПА (Бразилия), ИНРА (Франция).
Хочу повториться и привести пример: успех сельского хозяйства Израиля основан на двух столпах - инновации и кооперация.
Семьдесят лет назад в Израиле продукты питания распределялись по карточкам. Это были первые годы ее независимости.
Страна получала продовольственную гуманитарную помощь. Сегодня Израиль практически полностью обеспечивает себя, а его сельскохозяйственный экспорт достиг нескольких миллиардов долларов.
Общая площадь страны всего 22 тыс кв км или 2,2 млн га и из них лишь 20% или 400 тыс га пригодны для сельского хозяйства. Для сравнения: в Казахстане в одном районе такие площади.
В разработке НацСтратегии нельзя торопиться. Надо основательно все изучить, каждое село, каждый район, каждую область. Привлечь для этого ученых, докторантов и магистрантов агроуниверситетов.
Можно потратить на это 1,5-2 года.
Приступить к реализации НацСтратегии с 1 января 2023 года или даже с 1 января 2024 года.
Мне могут задать вопрос: «Ты забыл, что 31 декабря 2021 года заканчивается нынешняя Госпрограмма АПК? Что делать в 2022 году, в 2023 году?».
Отвечу: «Ничего страшного. У нас бюджетное финансирование осуществляется как по программам, так и по Законам. Законы у нас есть! В конце концов, крестьяне зачастую производят сельхозпродукцию не благодаря, а вопреки «помощи» чиновников!».
Все указанные мною выше 6 пунктов государство должно взять на себя, фермеры сами не справятся.
Во второй половине 2022 или в первой половине 2023 года можно в рамках НацСтратегии разработать 8 НацПроектов:
1) «Зерновые культуры и продукты их переработки». Зерновые должны оставаться стратегическим направлением;
2) «Плодоовощные культуры, картофель и продукты их переработки». Здесь надо разбираться: Казахстан даже на половину не обеспечивает себя овощами собственного производства;
3) «Масличные культуры и продукты их переработки». Очень много вложено сюда за последние 15 и результаты неплохие;
4) «Мясо и мясопродукты;
5) «Молоко и молокопродукты». Мы не обеспечиваем себя не молокопродуктами, не мясопродуктами;
6) «Производство продукции овцеводства и продуктов ее переработки». Овцеводство может стать не просто брендом страны, а лидером по валютной выручке;
7) «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры села». Категорически нельзя рассматривать развитие сел и сельского хозяйства в отрыве друг от друга;
8)Кадровое, научное, информационно-маркетинговое обеспечение». Без кадров, без науки, без информации, без распространения знаний ни одна страна не смогла добиться успехов в сельском хозяйстве.
В МСХ надо вернуть Комитет развития сельских территорий.
Надо принять Закон РК «О личных подсобных хозяйствах». ЛПХ надо придать легитимность и приравнять с юридическими лицами и КХ в качестве получателей господдержки.
ЛПХ производят почти 50% вала сельского хозяйства, без ВСЯКОЙ помощи государства!!!
При этом в ЛПХ заняты около 3,5 млн жителей села - 1,7 млн ЛПХ умножьте на 2 человека хотя бы, муж и жена. Вот вам 3,5 млн занятых в ЛПХ на селе!!!
И, что, такая армада самозанятых в ЛПХ не нуждается в Законе?
Отдельно к вопросу кооперации СХТП.
Государство должно вести политику по стимулированию кооперации сельчан, не важно каких - мелких, средних, крупных хозяйств.
Например, созданный в 2013 году ЕЗХ - Единый зерновой холдинг, который был призван вместе с Продкорпорацией работать на экспорт зерна.
ЕЗХ - кооператив в чистом виде республиканского масштаба!!!
Далее, в 2014-2015 годы в 4 областях - Акмолинской, Костанайской, Павлодарской областях и СКО создали кредитные кооперативы. В них вошли средние хозяйства. Они сообща брали кредиты в банках под гарантию КазАгро.
Это кооперативы на областном уровне с участием средних хозяйств. Насколько мне известно, в Павлодарской области такой кооператив «Ертіс Агро» собирался купить или даже купил общий для всех элеватор.
На районном уровне можно было бы кооперировать мелкие КХ.
А на уровне села кооперативы ЛПХ.
И начинать надо с сельского уровня, с кооперативов для ЛПХ.
Почему? Потому что, во-первых, как я иногда горько шучу вслед за классиком, ЛПХ или сельским самозанятым терять нечего, кроме своих цепей.
Во-вторых, для кооперативов ЛПХ много денег не потребуется.
Например, в стране около 2,3 тыс сельских округов. Для начала на каждое село хватит по 100 млн кредитов, из них 20 млн на приобретение оборудования для самого кооператива - молокоприемный танкер-охладитель стоит 5 млн тенге. Минитрактор типа китайского «Ловол», который сейчас производят в Костанае и к нему сенокосилку, пресс-подборщик и тележку. Работают 2-3 человека. Максимум этот комплект будет стоить 10-12 млн, возможно, 15 млн тенге. Итого на 1 село нужно 20 млн тенге, а на 2,3 тыс сел надо 46 млрд тенге. И это же не за один год!
Оставшиеся 80 млн можно было бы положить на депозит в банке и предоставлять эти депозиты в качестве залога по кредитам сельчан по Программе «Енбек» - на покупку коров, овец, птиц, какое-то оборудование в своё хозяйство.
Например, лампы-нагреватели для цыплят.
Жилой дом на селе зачастую стоит всего 300-500 тыс тенге, разве возьмут его банки или фонды в качестве залога по кредиту на сумму 2 - 4 млн тенге?
Итого на все села нужны будут 230 млрд тенге, которые можно растянуть на 7 лет - по 33 млрд тенге в год. Как правило, кредиты у нас выдаются на 7 лет.
Стоимость танкера и трактора будут возвращать не сами жители, а кооператив за счёт ивестсубсидий 50% сразу, а остаток 50% за счёт второго вида субсидий на содержание кооператива.
Государство из правого кармана даёт кредит, а из левого кармана гасит субсидиями. Так сделано в Китае!!!
А стоимость коров и другого, ЛПХ будут гасить за счёт доходов от реализации своей продукции.
Например, от одной средненькой коровы в сутки примерно 15 кг молока. Цена сдачи 100 тенге. 15 кг Х 100 тенге Х 30 дней Х 6 месяцев = 270 тыс тенге в год. Если купить в ЛПХ 3 коровы, то совокупная выручка составит 810 тыс тенге.
По нормальному затраты на сено 2 тонны Х 10 тыс тенге (максимальная себестоимость сена, если кооператив будет сам заготавливать. А сегодня они покупают у фермеров в среднем по 25 тыс, а в условиях этого года по 50-60 тыс тенге/тонну!!!).
Итак, затраты. Сено 20 тыс, комбикорм 50 тыс, искусственное осеменение 10 тыс, прочие услуги ветеринара и тд около 30-40 тыс тенге. Всего затрат за год 90-100 тыс тенге. На 3 коровы - 300 тыс тенге.
Выручка 810 тыс минус 300 тыс затраты = 510 тыс. тенге. На погашение мини-кредита в сумме 2 млн тенге тенге за 3 средние коровы составят в первый год примерно 325 тыс тенге с учётом вознаграждения 2% годовых.
У сельчанина остаются 185 тыс тенге. Но потом пойдут бычки, мясо сдавать, огород, картофель… Средний доход сельской семьи можно довести до 250-300 тыс тенге в месяц и более.
Я уже приводил в фейсбуке реально реализованный проект в Акмолинской области, как, владея двумя мини-теплицами по 6 соток, можно на огурцах зарабатывать по 500-600 тыс тенге в месяц.
Сегодня самозанятым на селе выдают за счёт бюджета 42 млрд тенге, по 4 млн на 1 человека. Получается чуть более 10 тыс человек могут рассчитывать на такой кредит.
Я предлагал Фонду финподдержки с/х брать кредит 200 млрд тенге под 10% годовых в банках. А государство сходу субсидирует вознаграждение банка 20 млрд тенге до 0%.
Фонд кредитует Кооперативы под 1-2%, а кооперативы кредитуют ЛПХ-самозанятые под 2-4% годовых. Из них кредиты на приобретение основных средств под 2% годовых, а на пополнение оборотных средств - под 4% годовых.
И считаю, что в одни руки можно давать не по 4 млн тенге, а по 2 млн. Тогда количество получателей кредитов вырастет до 100 тыс человек, а за счёт револьверного кредитования программу можно завершить за 10 лет.
Итого, какие затраты государства?
Кредиты на оборудование по 33 млрд тенге в год, всего на 7 лет 230 млрд тенге. Но эти кредиты вернутся государству ПОЛНОСТЬЮ за счёт государственных же субсидий.
А субсидии? По 33 млрд тенге в год на оборудование и по 20 млрд тенге на субсидирование ставки вознаграждения банков.
Всего 53 млрд тенге субсидий на кооперацию ЛПХ. И это при 380 млрд тенге субсидий в год на все сельское хозяйство.
Увидев положительные результаты кооперативов ЛПХ, а они будут, если с умом подойти к их созданию, свои кооперативы начнут создавать мелкие КХ в районах, потом средние СХТП на областном уровне.
Через 2-3-4 года можно будет начать строить наконец-то ОРЦ. И не обязательно одновременно все 24 ОРЦ на 240 млрд тенге!!!
Можно для начала 3-4 ОРЦ построить в столице, в Алматы, Шымкента, Актобе. В Караганде вроде построили, но непонятен механизм его работы
Без создания и работы ССПК чем будут заполнены ОРЦ? Польскими яблоками, пакистанскими и египетским картофелем, китайскими и узбекскими томатами и огурцами?
Итак, на сельские кооперативы всего два вида субсидий: инвест на оборудование и субсидирование затрат кооперативов на собственную деятельность.
Субсидии на процентную ставку здесь не считаю.
Потому что в целом сельскому хозяйству в год нужен 1 трлн тенге кредитов, в том числе те ☝️200 млрд для ЛПХ.
Из оставшихся 800 млрд тенге организованным в юрлица и КХ фермерам на приобретение тракторов, комбайнов, другого оборудования нужны 200 млрд тенге под 2% годовых, а 600 млрд на пополнение оборотных средств под 4%.
Все кредитование через Кредитные товарищества.
С 1 трлн банковских кредитов в адрес АКК под 10% годовых для субсидирования до 0% потребуется 100 млрд тенге.
На субсидирование ГСМ с 200 тенге/литр до 100 тенге/литр ещё нужны 100 млрд.
На субсидирование комбикормов в первые годы примерно 30-50 млрд тенге.
Вот три субсидии для юрлиц и КХ.
Получается что-то около 300-316 млрд тенге субсидий сельскому хозяйству Казахстана!
А у нас сейчас уровень где то 380 млрд тенге.
Помните на технику 200 млрд тенге?
Инвестсубсидии там тоже можно оставить: 25% инвестсубсидий от 200 млрд тенге - это 50 млрд тенге.
Остаётся ещё 14 млрд. Вот их можно направить на информационное обеспечение, обучение крестьян!!!
Кооперация позволит создать инфраструктуру сельского хозяйства! Из-за ее отсутствия фермеры вынуждены продавать продукцию подешевле, а покупать удобрения, ГСМ, запчасти задорого!!!
Низкий уровень доходов - вот самая ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА села и сельского хозяйства. Вот почему сельчане бегут в города! А кто их ждёт в городе? Работа? Жильё?
И ещё одна мысля! Казахстану не надо стесняться стать АГРОИНДУСТРИАЛЬНОЙ ДЕРЖАВОЙ, как Канада, Австралия…
Малый и средний бизнес в городах, райцентрах надо переориентировать на обслуживание сельского хозяйства! А не планшетами, вертолетами заниматься. Производить запчасти, мини производство удобрений, пестицидов, шить спецодежду, наладить ремонт сельхозтехники
При господдержке сельчан принцип должен быть: «Не фермер должен бегать за запчастями, удобрениями, собирать бумаги на кредиты и субсидии. Фермер должен заниматься только одним делом - производством сельхозпродукции! Все остальное, ВСЕ должно приходить к нему с доставкой на дом, на поле, на ферму!!!».
И еще. Создание инфраструктуры сельского хозяйства на основе кооперативов существенно, как минимум в 3-4 раза поможет поднять доходы простых сельских жителей. И тогда они будут готовы платить по 5 тыс тенге в месяц за дополнительные курсы, кружки, семинары по иностранному языку, авиамоделированию, художественной самодеятельности, спортивные секции. Ведь есть же учителя в сельской школе? Тем более школы на селе полдня пустуют.
Вот тогда можно говорить о хоть каком-то сокращении дистанции между городскими и сельскими детьми!
А с каких доходов сегодня могут родители сельских ребятишек платить за дополнительные курсы?
Мне как-то один бывший высокопоставленный чиновник, слава Аллаху, он сейчас уже на пенсии, заявил: «О каких кооперативах ты говоришь, Толеутай? Сначала на селе нужно создать условия, строить кафе, дискотеки.».
Я на него посмотрел и сказал: «А как вы думаете - на какие деньги, на какие доходы сельчане будут ходить в кафе, на дискотеки?».
Мой вопрос остался без ответа…"
Толеутай Рахимбеков, Первый заместитель Председателя Партии «Ауыл»
Сказано в facebook
Автор: Толеутай Рахимбеков -
Просмотров материала: 1 371