"МСХ разрабатывает Национальный проект развития АПК на 2022-2026 гг. Изучив его концепцию, возникает дежавю – те же цели, задачи и индикаторы.
К слову, задача Программы АПК по увеличению экспорта переработанной продукции в 2,5 раза не достигнута. Так же как и производительность труда и тд.
Например, за последние 10 лет объемы субсидий увеличились в 5,4 раза (с 68,5 до 368,3 млрд. тенге), а выпуск валовой продукции сельского хозяйства всего в 2,3 раза (с 2,7 до 6,0 трлн. тенге).
Казахстан имеет самую низкую производительность на 1 га посевных площадей, всего порядка 380,0 долл. США, тогда как в России этот показатель равен 1 160 долл. США, в Узбекистане - 1 560 долл. США, в Китае 3 119 долл. США.
Мировыми лидерами считаются фермеры Южной Кореи - 18 854 долл. США на 1 га.
Почему так происходит?
Большинство фермеров до сих пор используют производственные ресурсы низкого качества (семена, беспородные сельхоз животные, устаревшая техника и т.д.), работают «по старинке», слабо внедряют передовые технологии производства.
Соответственно, нужно, в первую очередь, повышать компетенции самих фермеров, сопровождать и обучать передовым практикам, своевременно обеспечивать необходимыми ресурсами (финансы, техника, семена, ГСМ, СЗР, удобрения и т.д.).
После этого справедливо будет внедрять переход на встречные обязательства бизнеса по определению целевых индикаторов производства.
В целях эффективного отслеживания исполнения индикаторов необходимо внедрение удаленного мониторинга.
Еще один пример. ТОП-25 сельхозтоваропроизводителей получили 35,0 млрд. тенге или 10% всех субсидий, а налогов заплатили всего 8,6 млрд. тенге!
Понятно, что есть инвестсубсидии, имеющие отлагательный эффект, но также и товарно-специфических субсидий, т.е. на единицу продукции.
Более того наблюдается ежегодный дефицит субсидий. Значит, их надо оптимизировать и повышать их эффективность, искать новые подходы в господдержке. Для сведения: количество потенциальных получателей составляет 217 тыс. субъектов, а реально получают всего 40,0 тыс.
На протяжении многих лет остаются «не у дел» личные подсобные хозяйства. К ним можно относиться по-разному, но нельзя не признать их огромное влияние на сельское хозяйство, которые производят львиную долю мяса, молока и другой продукции.
В целом, Нацпроект АПК слабо отражает межотраслевые взаимодействия госорганов по налогам, сельским территориям, социальной и инженерной инфраструктуре, машиностроению и другим наиболее важным вопросам развития АПК.
Считаю, необходим иной подход к разработке Нацпроекта АПК. Для этого предлагаем следующий алгоритм действий:
1. Утвердить перечень стратегической продукции (наиболее потребляемая населением продукция из числа продуктовой корзины), производство которых обеспечит импортозамещение, развитие экспортного потенциала и массовую занятость на селе. Все меры поддержки ориентировать на производство продукции из перечня стратегической продукции;
2. Провести исследование и собрать микроданные по каждому селу и хозяйству в сфере АПК с целью определения оптимальных видов продукции сельского хозяйства из стратегического перечня. Понять где, какую продукцию эффективно выращивать, с учетом географических и климатических условий, балбонитета почвы и наличия пригодных земель, потенциала действующих хозяйств, рынков сбыта и экспортного потенциала, возможности переработки, себестоимости и т.д.;
3. Определить специализацию каждого села, района и области по производству и переработке конкретных видов продукции из стратегического перечня с учетом потенциала ЛПХ;
4. Утвердить Методику по определению: видов субсидий, их нормативов, обеспечивающих необходимый уровень рентабельности и сроков предоставления субсидий с ожидаемым конечным результатом; других необходимых мер поддержки по всей производственно-сбытовой цепочке от выделения земельных участков до сбыта продукции конечному потребителю (выделение земельных участков, водообеспечение, инженерно-транспортная инфраструктура хранение, кадровое обеспечение, сеть лабораторий, инфраструктура сбыта, экспорта и т.д.);
5. Утвердить каждому акиму села, района, области точечные целевые индикаторы по достижению конкретных целей по каждому виду продукции согласно вышеуказанной методике. Аналогичные индикаторы установить и для отраслевых министерств и ведомств, от деятельности которых зависит развитие АПК (организация сбыта на внутреннем рынке и экспорт – МТИ, обеспечение необходимой техникой и оборудованием – МИИР, водообеспечение – МЭГПР и т.д.).
6. Пересмотреть систему кредитования АО «НУХ КАЗАГРО», сделав упор на «экономическую эффективность проекта», а не на залоги. Повысить ответственность финансовых институтов за достижение целевых показателей Нацпроекта АПК;
7. Переформатировать региональные социально-предпринимательские корпорации (СПК) в местные институты развития и закрепить за ними прямые функции «финансового агента» и «операторов по развитию АПК» с полномочиями по предоставлению гарантии, финансового лизинга, товарного кредита и форвардного закупа продукции и т.д.;
8. Принять стимулирующие меры для сбыта продукции и экспорта путем отмены НДС, и льготного финансирования для казахстанских производителей стратегической продукции;
9. Активно привлекать агронауку для поэтапного и обязательного внедрения технологической карты производства по каждому виду стратегической продукции с учетом требований торговых предприятий и стран импортеров. В дальнейшем соблюдение технологической карты должна стать одним из главных требований при предоставлении субсидии;
10. Пересмотреть программы обучения учебных заведений в соответствии с требованиями хозяйствующих субъектов сферы АПК и новых технологий;
11. Стимулировать поток необходимых кадров в село путем расширения программы «С дипломом в село» новыми инструментами: льготные кредиты на приобретение автомобиля и улучшения бытовых условий, снизить пенсионный возраст для отдельной профессии сферы АПК, предоставить санаторно-курортное оздоровление и т.д.
12. Принять отдельную дорожную карту по переформатированию работы ветеринарной и фитосанитарной службы.
13. Пересмотреть нормативную базу по стимулированию и развитию кооперации.
Уважаемые коллеги, предлагаю выразить свое мнение и продолжить данный перечень мер в комментариях под постом. Мы их обобщим и официально направим в МСХ! Ссылка на пост: facebook.com/100006473257468/posts/3445375145688227/".
Эльдар Жумагазиев, заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен»
Источник: facebook
Автор: Эльдар Жумагазиев -
Просмотров материала: 1 274