«Будни депутата Народной партии Казахстана.
Озвучил сегодня на пленарном заседании Мажилиса депутатский запрос.
Период детства таков, что дети не могут ждать наступления лучших условий для развития.
Государству необходимо переходить от акцента на социальных выплатах к Концепции инвестиций в человеческий капитал.
Это должно стать идеологией и стратегическим приоритетом работы правительства и государства.
Стране нужен Национальный проект «Инвестиции в развитие материнства и детства»!
Из практических мер инвестиций - введение в Казахстане материнского капитала в размере 4,2 млн тенге, детской продуктовой корзины, качественных и персональных показателей работы чиновников - снижение детской бедности, улучшение здоровья и уровня жизни, образованности и т.д.
Подробности ниже.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.
Оглашен 03.03.2021 г.
Депутатский запрос
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Государством предпринимается ряд шагов в социальной сфере, направленных на защиту материнства и детства. На эти цели расходуются средства государственного бюджета.
Безусловно, эти шаги необходимы и имеют положительные эффекты.
Но также очевидно, что эти эффекты имеют краткосрочный реактивный характер, недостаточны и не позволяют добиться явного перелома в улучшении качества жизни матерей и детей и в устранении проблем социально-экономического, образовательного, медицинского, культурного и цифрового неравенства.
Так, согласно исследованию ЮНИСЕФ «Анализ положения детей в Республике Казахстан» – 15,6% казахстанских детей проживают в семьях с самым низким уровнем дохода.
Это почти 1 млн детей или каждый шестой ребенок в Казахстане, живущий в бедности (исследование 2018-2019гг.).
По данным отечественных исследователей, многодетность становится фактором бедности. Более 80-ти% бедных казахстанцев проживают в семьях, насчитывающих 5 и более человек. По статистике у нас в стране более 340 тысяч многодетных семей.
Вместе с тем, крайне актуальны проблемные вопросы неполных семей, где все бремя воспитания детей несет только один из родителей – мать или отец. Реальность такова, что мать-одиночка или отец-одиночка, воспитывающие одного, двух или трех детей, также испытывают трудности, но не попадают в категорию нуждающихся в социальной поддержке. Согласно исследовательским данным, таких семей у нас может быть более 500 тысяч и одиноких матерей в их числе, подавляющее большинство.
Снижение реальных доходов
населения, рост цен на первоочередные товары и услуги, отсутствие качественной и доступной инфраструктуры детского развития в виде спортивных, культурных, научно-технических секций и кружков, препятствуют полноценному развитию всех детей страны – из многодетных, неполных и полных семей.
Государство должно понять – «Бедные дети сегодня – это бедное государство завтра!».
В 2020 году Фондом Первого Президента Казахстана были опубликованы результаты комплексного исследования, посвященного разработке решений для реализации объявленных реформ и Третьей модернизации Казахстана. В рекомендациях по результатам аналитического исследования «Развитие человеческого капитала Республики Казахстан» были сформулированы три вывода:
1) текущий человеческий капитал страны сдерживает Третий модернизационный проект;
2) ситуация будет только ухудшаться из-за глобальных трендов, если ничего не предпринимать;
3) человеческий капитал рассматривается узко, как в части пространства (единый по всей стране), так и по характеристикам (только социальный блок).
Всемирный банк в своем докладе о мировом развитии в части изменения характера труда (2019 год), отмечает: «чтобы подготовиться к изменению характера труда, страны должны резко нарастить инвестиции в развитие детей дошкольного возраста. Это – один из самых эффективных способов формирования ценных навыков, которые будут востребованы в будущем на рынках труда. Страны могут также наращивать человеческий капитал, добиваясь, чтобы обучение в школе было результативным…Инвестиции в детей в раннем возрасте, в том числе в питание, охрану здоровья, защиту и образование, закладывают прочные основы для приобретения в будущем когнитивных и социально-поведенческих навыков более высокого порядка. Еще в дородовой период и вплоть до достижения ребенком 5-летнего возраста его мозг в наибольшей степени готов учиться на опыте. Те, кто приобрел такие навыки в раннем детстве, в дальнейшей жизни
оказываются более устойчивыми к возможным потрясениям».
Эти выводы актуализируют необходимость коренного пересмотра парадигмы действий правительства от акцента на социальных выплатах к переходу к Концепции инвестиций в человеческий капитал. Это должно стать идеологией и стратегическим приоритетом работы правительства и государства.
В настоящее время разнообразие мер поддержки, программ и инициатив, направленных на защиту материнства и детства и одновременно реализуемых разными государственными органами, их реактивный и разрозненный характер, не позволяет оценить их результативность. Как в поговорке: «У семи нянек дитя без глазу!».
В этом направлении логичным представляется принять Национальный проект «Инвестиции в развитие материнства и детства».
Благополучателями этого проекта должны стать все без исключения дети и семьи с детьми страны. Именно этот подход отвечает потребностям казахстанцев и способствует устойчивому достижению целей «Стратегии «Казахстан-2050».
Ключевым фактором в этом направлении должно стать переосмысление правительством связи между экономическим ростом, модернизацией и конкурентоспособностью страны, и инвестициями в детство и материнство.
Прагматичный и рациональный подход подтверждает, что для общества и государства дети имеют большую экономическую ценность.
По факту, основные инвестиции и затраты (временные, финансовые), связанные с деторождением и воспитанием детей, несут родители, но значительная доля потенциальных выгод в перспективе достанется государству и обществу. Во взрослом возрасте гражданин займет свое место на рынке труда, будет создавать экономическую ценность для государства и общества, платить налоги. При недостаточных инвестициях в человеческий капитал в детстве, актуализируется риск, что взрослый гражданин будет создавать затраты для бюджета (пособие по безработице, на медицину, содержание заключенных и т.д.).
Период детства таков, что дети не могут ждать наступления лучших условий для развития. И рассматривать детство и инвестиции в человеческий капитал, имеет смысл только вместе с инвестициями в материнство.
Депутаты фракции Народной партии Казахстана предлагают:
1. Объявить национальным приоритетом развитие материнства и детства. Принять соответствующий национальный проект «Инвестиции в развитие материнства и детства». В его рамках логичным представляется разработка, реализация и контроль исполнения политики в этой сфере, объединение всех мер и инициатив.
2. Провести ревизию и анализ всех мер поддержки, направленных на защиту и поддержку материнства и детства и оценку их результативности.
3. Разработать качественные индикаторы оценки деятельности государственных органов, с привязкой к освоению бюджетных средств и персональной ответственности руководителей и исполнителей. Так для министерства труда и социальной защиты, министерства образования и науки, министерства здравоохранения, министерства экономики, критерием оценки результативности их деятельности должны стать снижение детской бедности, заболеваемости, снижение инвалидизации и насилия над детьми и т.д. В целом снижение неравенства, улучшение качества жизни и детского здоровья, рост реабилитации детей с инвалидностью и функциональной грамотности и т.д.
4. Из практических мер, целесообразным представляется введение в стране материнского капитала в виде государственной выплаты гражданам Казахстана за рождение каждого ребенка, в размере 4,2 млн тенге. С целевым использованием этих средств на приобретение жилья и улучшения жилищных условий семьи, образование ребенка, для пенсионных накоплений матери.
5. Разработать и внедрить детскую потребительскую корзины, реально отвечающую жизненным, физиологическим, образовательным, социальным, культурным и прочим потребностям ребенка.
6. Пересмотреть принцип и размер пособий и выплат от социальной помощи к инвестициям в детство и материнство.
7. Упорядочить и систематизировать сбор и публикацию статистических данных в сфере материнства и детства, семьи и брака и т.д.
Депутаты фракции «Народной партии Казахстана»
Е.В. Смайлов
Ж.А. Ахметбеков
Ф.К. Каменов
А.О. Конуров
Г.З. Кулахметов
А.А. Милютин
А.М. Паяев
С.Н. Решетников
А.А. Скакова
И.В. Смирнова
Депутат фракции партии «Нур Отан»
Бижанова Г.К».
Ерлан Смайлов, депутат фракции «Народной партии Казахстана»
Источник: facebook
Просмотров материала: 861