Как родители и педагоги из лучших побуждений часто делают так, что у школьников пропадает охота к познанию?
Наказания и замечания
Традиционно система оценивания в школе строится на вычитании: за каждую ошибку учитель отнимает один или полбалла из пяти. Одна-две ошибки — и на отличную отметку уже нельзя рассчитывать. Это не единственный способ оценивания: например, на ЕГЭ баллы прибавляют за каждое выполненное задание. Однако большинство из нас воспитано именно на «вычитательном» подходе.
Дома мы часто обращаем внимание на несделанные дела, а выполненную работу воспринимаем как должное.
Страх получить негативную оценку вызывает у школьника тревожность. В результате способные ученики сдают экзамены хуже тех, кто учится средне.
Иметь здоровые опасения и испытывать нормальный стресс бывает полезно. При этом когда школьник подавлен и не уверен в себе, ему труднее сосредоточиться, и он допускает больше ошибок.
Индивидуальные репетиторы работают в более современном подходе: предлагают ребенку посильные задания и постепенно повышают их сложность. Поэтому на каждом уроке преподавателю есть за что похвалить ребенка. Мы в своей онлайн-школе не сравниваем детей друг с другом, а оцениваем индивидуальный прогресс. Ученики выполняют тесты, чтобы и сами школьники, и родители, и педагоги видели, насколько эффективно проходит учеба.
Нехватка времени на уроке
В потоке уроков и повседневных дел трудно отличить срочное от важного, когда учитель торопится дать материал и пройти программу. За 45 минут урока нужно успокоить класс, опросить нескольких учеников, дать новую тему и домашнее задание. Времени отвечать на вопросы или дополнительно что-либо объяснять не остается.
В большинстве школ учитель стоит у доски, а дети смотрят и слушают. Это один из менее эффективных способов вести урок.
Гораздо больше ученики запоминают, когда работают в мини-группах или выполняют индивидуальные задания. При этом даже к такому обучению учитель приступает не сразу, а в среднем через 6 минут после начала урока.
Исследователь Тимо Салавиита из Финляндии подсчитал, что в неделю таким образом съедается 150 минут, а за год теряется 5 учебных недель.У репетитора время не проходит даром. На индивидуальных занятиях репетитор начинает урок с учетом настроения и работоспособности школьника. Одни дети предельно внимательны в первые минуты урока, другим нужно время на раскачку. Репетитор подстраивается под эти особенности и занятие проходит с максимальной пользой.
Ориентация на «среднего» ученика
Когда ученик приходит в школу, он не одинаково успешен на разных уроках. Где-то он лидер, где-то середнячок или отстающий. Учителя обычно ориентируются на основную массу ребят.
Тем, кто недопонял или наоборот давно усвоил материал, приходится самостоятельно справляться со скукой. Вовлеченными остаются ученики, которые успевают за темпом учителя.
В больших классах компетентные учителя организуют работу в группах, когда отлично успевающие дети объясняют материал отстающим. Либо так, что цель урока достигается попутно, в процессе интересной для учеников проектной работы, где просто нужно кое-что прочесть, вычислить или написать.
Другой способ подстроить учебный процесс под способности и запросы ребенка — индивидуальный урок.
Однообразные задания
Чтобы приучить ребенка писать красиво, некоторые родители и учителя заставляют по несколько раз переписывать работу. Это утомляет и огорчает школьника, но не помогает избегать ошибок.
Точно так же неэффективно прорешивать длинные столбики однотипных примеров на сложение или умножение.Гораздо лучше ребенок учится в игре, поэтому сейчас так популярны образовательные настольные и видеоигры. На наших уроках активно используются ребусы, задачи со спичками и проектные задания.
Радость и азарт — отличная основа для тренировки навыков и запоминания правил по любой теме.
Упор на внешнюю мотивацию
Если ребенок не горит желанием учиться, взрослые иногда обещают награды или угрожают наказаниями. За более высокие отметки родители покупают детям сладости и подарки, разрешают больше времени играть в видеоигры. В наказание за двойки учеников, напротив, лишают удовольствий и ругают.
При такой мотивации учеба уже не важна, она лишь помогает избежать неприятностей или получить желаемое.
Неспособность адаптироваться к онлайну
С внедрением дистанционного обучения в массовой школе появились новые трудности.
Онлайн-занятия проходят со сбоями и помехами: ученики общаются в чате на посторонние темы, отключают камеру или, наоборот, громко смеются.
Менее смелые школьники не успевают ответить на вопрос педагога или стесняются задать свой.Занятие в нашей онлайн-школе — это не лекция в интернете. Наша платформа помогает создать эффект присутствия: репетитор и ученик прекрасно видят и слышат друг друга, обводят разными цветами записи на одном «листе», двигают предметы. Учитель поясняет тему не текстом из учебника, а красочными видео и фотографиями, максимально используя возможности технологий.
Чек-лист «Почему ребенок не хочет учиться»
Если ваш ребенок отстает по какому-либо из школьных предметов, убедитесь, что учитель не допустил ошибок. Узнайте, как проходит урок и за что ставят отметки.
Вот признаки мотивирующего занятия:
1. В письменных и устных работах педагог отмечает удачные моменты и правильные решения ребенка.
2. Ребенку нравится учитель. Школьник уверен, что его идеи и вопросы интересны преподавателю.
3. Задания на уроке разнообразные, скучно бывает редко. Домашняя работа кажется ребенку посильной.
4. Учителю не приходится угрожать ребенку низкой отметкой за работу на уроке, контрольные или домашние задания.
Если вы не можете обвести три или четыре пункта, то не стоит ждать, что у ребенка появится интерес к предмету. Лучший способ помочь — сменить преподавателя.
Источник: nashideti.temaretik.com.
Просмотров материала: 692