Одна из моих внучек Сафира, которая в этом году впервые пошла в школу, потребовала по этому поводу персональный смартфон. «Ведь когда вы пошли в школу вам же наверняка купили личный телефон!» - был ее аргумент. Долгие разъяснения, что в те годы даже стационарные телефоны с проводами были не во всех квартирах, она не поняла, скорее даже не поверила. «Ну как же, ведь мобильники были всегда!» - горела мысль в ее пытливых и доверчивых детских глазах…
Честно сказать, на волне технического прогресса нам уже и самим плохо верится, что когда-то не было компьютеров, радио-телевидения, социальных сетей. Большевикам в царской России потребовалось полтора десятка лет, чтобы их идеи одолели тысячи километров от столиц до окраин.
Знаменитую речь Владимира Ленина с броневика – без мегафона и микрофона! – могли услышать от силы пара сотен человек, но она, как известно, стала спусковым крючком для массового движения. Теперь вон только вызволенный из темницы Алмасбек Атамбаев в Бишкеке получил и микрофон, и телеэфир, был услышан по всей планете, но… Дальнейшая его судьба также известна.
Вывод напрашивается один. За последний век значительно выросла скорость передачи информации; возможность «взойти на броневик», чтобы открыто или даже скрытно высказать свои идеи обществу, значительно облегчилась. Но в итоге совсем не проще стало добиться главной задачи – получить массовую поддержку!
На неделе были наконец объявлены официальные итоговые цифры Праймериз-2020, который провела партия-гегемон «Нур Отан». Точнее говоря, итоги первого уровня внутрипартийных выборов, который я считаю самым интересным, поскольку на этом этапе кандидатам нужно было собрать в свою пользу голоса однопартийцев в своем регионе. Видимо, показательной отсечкой этого периода нужно считать интервью первого заместителя Председателя партии «Нур Отан» Бауыржана Байбека, который он дал во вчерашнем выпуске «Жети куна».
Итак, коснемся совсем немного любопытных цифр для анализа. В преддверии голосования на Праймериз-2020 в первые дни октября численность «Нур Отана» составляла около 835 тысяч человек (и это при том условии, что за последний год в рамках «чистки партийных рядов» были исключены 256 тысяч (!) человек). Свои голоса за кандидатов на Праймеризе отдали 662687 человек или 84,2% от общего числа зарегистрированных (авторизованных) в выборной информационной системе – 786 805 человек.
Любопытно, что Праймериз довольно точно повторил такую характеристику «больших» электоральных кампаний – меньшую активность голосования в столицах. Так, если, к примеру, в Атырауской, Алматинской, Туркестанской, Акмолинской областях проголосовало более 90% членов партии (94,4%, 94,2%, 93,2%, 91,4% и 90,1% соответственно), то в Нур-Султане только 65,7%, в Карагандинской области – 66,7%, в Алматы – 73,2%.
Решились побороться за светлое будущее в маслихатах и Мажилисе 10990 кандидатов, из которых 7143 были самовыдвиженцами. Впрочем, из-за различных нарушений агитационного этапа были сняты с регистрации 917 человек (из них семеро – за факты фальсификации или манипуляции голосами!), к 20 членам партии применены меры партийного взыскания.
Впрочем, для рядового населения регионов, пожалуй, важнее было то, что активно обсуждались 216 (по числу территориальных единиц) проектов предвыборных программ, и, нужно признать – что, наверное, еще никогда в истории страны так подробно не прописывались все региональные болячки. По сути, все кандидаты (а в среднем их было 4 на одно депутатское место) имели равные «стартовые» условия по местной проблематике, так что их главная задача состояла в том, чтобы убедить земляков в своей способности ее решить.
Итоги голосования, как и положено, показали разный уровень доверия однопартийцев. В электронной системе Праймериз, о которой я подробнее рассказывал в прошлом посте, кто-то набрал до 90% голосов земляков, кто-то намного-намного меньше. Правда, эти внутрипартийные выборы имеют такую «хитрость», что по поручению Лидера партии Нурсултана Назарбаева предвыборные партийные списки в Мажилис и маслихаты всех уровней будут формироваться с учетом квот – не менее 30% женщин и 20% молодых людей до 35 лет.
Потому даже лидерам голосования – если они не подпадают под эти квоты – расслабляться явно рано…
Теперь для участников выборного забега предстоит второй этап Праймериз-2020 – районные и городские конференции, где будут утверждены партийные списки на выборы в соответствующие маслихаты, а также тайное рейтинговое голосование на включение в партийные списки в вышестоящие маслихаты регионов и Мажилис.
Помните расхожий анекдот про китайца, который когда узнал, что в Казахстане всего 18 миллионов жителей, сказал: «Вы там, наверное, все друг друга в лицо знаете?!» Этот юмор прекрасно подходит и для иллюстрации системы Праймериза. Не теоретически, а практически довольно несложно выяснить – от чьих голосов зависит получение заветного депутатского мандата.
На втором этапе круг «решающих лиц» с нескольких тысяч человек твоего района/округа ссужается до нескольких десятков выборщиков.
А это значит, что агитационная стратегия, пиар и продвижение кандидата существенно конкретизируется. Настройки харизмы, дебатные практики и прочие сопутствующие детали прагматично настраиваются на узкую, конкретную аудиторию делегатов конференции.
При этом конечно нужно помнить, что проявление здоровых, ярких амбиций может запомниться представителям партийного Центра, которые могут взять кандидата «на заметку», даже если он сейчас сразу не попадет в заветный список. Не зря ведь у казахов популярна пословица «Қазарсың арықты, көрерсің жарықты» («Арык прокопаешь, счастья свет узнаешь»).
Ведь для того то, в конце концов, и была затеяна эта супер-современная «игра» с прозрачными правилами под названием Праймериз-2020…
Нурлан Махмудов, журналист
Автор: Нурлан Махмудов -
Просмотров материала: 724