Закономерным на наш взгляд после рейтинга страничек политических партий является отдельный рейтинг Общественных приемных политических партий в условиях действия Чрезвычайного положения. Выбор формата обзора обусловлен невозможностью комплексного подсчета, в связи с тем, что у большинства политобъединений, кроме партии NurOtan, отсутствуют специальные для этого площадки в социальных сетях.
И снова могут спросить - почему социальные сети? Очевидно, что на сегодняшний день социальные сети, пожалуй, лучший коммуникационный инструмент. В настоящее время он пригоден для тиражирования месседжей, формирования общественного мнения. И что еще более важно – получения обратной связи с населением.
Именно социальные сети открывает новые возможности гражданского участия в формировании повестки, контроля публичной политики и собственно деятельности политических партий и властей, а также оппозиционных и протестных движений.
В нашем же случае, социальные сети дают возможность политическим партиям держать руку на пульсе, быть в курсе резонансных,актуальных, социально-значимых проблем населения в целом и, отдельных граждан в частности.
А проблемы и вопросы очевидны и сегодня они сразу «выливаются» на страницы социальных сетей. И в условиях нарастания кризисных явлений это проявляется наиболее активно. Так, последствия введенного режима ЧП и, связанного с ним карантина в городах и регионах, в первую очередь, повлияли на доходы граждан. И как мы знаем, в связи с этим было принято решение о выделении госпособий в размере 42500 тенге наиболее нуждающимся категориям граждан.
Именно вопросы выделения и проблемы с получением госпособия возглавили топ важных вопросов в обращениях граждан в общественные приемные политических партий. Актуальными, как показал анализ, стали вопросы поддержки фермеров, что тоже нашло отражение в обращениях граждан-предпринимателей, сфера деятельности которых сопряжена с сельскохозяйственной и аграрной отраслью.
Наибольшую активность во время ЧП проявили общественные приемные лишь трех партий – это Nur Otan, «Ауыл» и КНПК.Партия «Бірлік» по-прежнему в состоянии «коматозного анабиоза», судя по тому, что у нее нет даже официальной странички в соцсетях. Работа партий «Акжол» и ОСДП в этом направлении, находится в зачаточном состоянии. Так, интерфейс общественной приемной партии «Акжол» ограничивается лишь такого рода страничкой на сайте партии.
Несмотря на то, что работа общественных приемных партий трудно поддается измерению, обзор и анализ их деятельности в социальных сетях дает возможность очертить определенные контуры, выявить, даже из имеющихся участников,обозначившихся на поле прямой работы с населением через институты общественных приемных, лучших и худших.
Так, третье принадлежит Коммунистической народной партии Казахстана.Необходимо отметить, что у КНПК нет специальной площадки общественной приемной. Возможно, партия задействовала иные ресурсы и инструменты, однако то, что имеется на официальных страничках, особенно на региональном уровне, трудно назвать таковыми.
Например, на страничке столичного филиала народных коммунистов есть пост о том, что у филиала партии существует общественная приемная. Но, к сожалению, под ним ни одного комментария-вопроса от граждан.
Если хотите в качестве образца привести то, как нельзя делать, то смело можно предлагать посетить страничку Кызылодинского филиала КНПК
Как оказалось – это закрытый аккаунт, что априори противоречит самой философии и назначению партии в целом и общественной приемной в частности. Согласитесь, что «закрытый аккаунт» - не самый лучший способ коммуницировать с пользователями, а тем более получать обратную связь.
Впрочем, что говорить о регионах, если на страничке центрального офиса партии тоже не все в «шоколаде». Страница изобилует постами-разъяснениями на вопросы, актуализировавшихся в результате введения ЧП. Однако, как показал анализ, с обратной связью у партии большая проблема – всего несколько лайков и комментариев. Запросов, заявлений, писем с просьбой решить тот или иной вопрос - нет.
Справедливости ради, надо отметить, что во время ЧП центральный и отдельные региональные офисы выходили в сети, пытались наладить коммуникации с населением и быть, так сказать, на волне, в тренде. Например, Жамбылский филиал партии организовал консультации по юридическим вопросам, в том числе, касательно получения социального пособия.
Однако в целом у партии народных коммунистов нет, очевидно, должного понимания того организация работы общественных приемных сегодня является наиболее эффективным способом вовлечения людей во взаимодействие с партиями. Того, что в условиях активного вторжения в жизнь обычного казахстанца «цифры» онлайн-приемные приобретают особую актуальность. И что завтра избиратель будет делать свой выбор, в том числе учитывая факт того, как партия в условиях кризиса, была способна реагировать на запросы и чаяния людей.
Вторую позицию по эффективности организации работы страниц общественных приемных занимает партия «Ауыл». Следует отметить, что ЧП и карантин и соответственно целый ряд введенных ограничительных мер, произошли в самый разгар весенне-полевых работ. И в этом отношении, как говорится, сам Бог велел партии быть на прямой связи и в контакте с аудиторией, потенциальным электоратом.
Справедливости ради, стоит отдать должное руководству партии. С момента введения ЧП и карантинных мероприятий незамедлительно был создан Call-центр партии «Ауыл» - «Көктемгіегісжұмыстары 2020», который предоставляет консультации и информационную поддержку по самому широкому спектру актуальных для села вопросов. В их числе порядок прохождения фермеров через блок-посты, информация о видах государственной поддержки весенних полевых работ, способы получения ГСМ по сниженной цене, информация о получении кредитов и т.д.
Кроме того, были проведены ряд онлайн-консультаций для фермеров с участием представителей МСХ и экспертов на площадке Инстаграм и Фэйсбук. Данные соцсетей достаточно скудные, но как отчитались в самой партии, в прямом эфире одной из онлайн-консультаций приняло участие более 400 фермеров и поступило более 120 вопросов.
Кроме того, партия отреагировала на призыв об оказании помощи жителям Туркестанской области, пострадавших во время прорыва Сардобинского водохранилища и паводков в ряде районов. Партийцы организовали караван с гуманитарной помощью для жителей пострадавших районов.
Кардинально отличается ситуация с организацией работы общественных приемных через социальные сети у партииNurOtan, занявшей в рейтинге первое место. У партии имеются две специальные площадки Общественной приемной в социальных сетях @Halykkakomek в Инстаграм и «Халыққа көмек» в Facebook. Особо следует отметить, что они, работают в круглосуточном режиме.
Любой пользователь соцсетей в любое удобное время может задать свой вопрос, написать комментарий с просьбой решить проблему или посодействовать ее решению. Операторы принимают запрос, данные пользователя и передают другим службам для дальнейшего сопровождения и решения.
Как известно, с начала режима ЧП общественные приемные были закрыты, но активизировались именно онлайн-ресурсы. А до этого, по данным соцопроса, за 1 квартал на 36% выросло количество обращений населения в Республиканскую общественную приемную партии, что подтверждает рост доверия к партии. К сведению, только в 2019 году в общественные приемные партии обратилось свыше 214 тыс. человек, что на 35% больше по сравнению с 2018 годом (140 013). Из них 21% (45,1 тыс.) запросов было положительно разрешено, 76% (163,5 тыс.) дано разъяснение. Динамика положительных ответов обращений граждан увеличилась на 11,3 тыс. в сравнении с 2018 годом (33 753).
Если говорить о периоде более приближенном к нынешнему то в текущем году за 1 квартал количество обращений населения в Республиканскую общественную приемную партии выросло на 36%. За первые три недели режима ЧП зарегистрировано в 8 раз больше обращений в социальных сетях, в мессенджер whatsapp в 13 раз по сравнению с тремя предыдущими неделями. А в целом поступило более 18 тысяч обращений.
Каждое второе обращение связано с последствиями ограничений, введенного Чрезвычайного положения. Из них больше всего обращаются по получению материальной помощи, в т.ч. через общественный фонд «Birgemiz», социальных выплат, наличию и стоимости медицинских масок и лекарственных средств.
Обе площадки в социальных сетях показывают достаточно высокие результаты и, соответственно, эффективность. Так, по состоянию на 24 мая, на страничке в Facebook оставлено более 1500 обращений, а на страничке в Instagram – почти 900.
Таким образом, сегодня активная работа общественных политических партий приемных в социальных сетях наблюдается со стороны партии Nur Otan. Оставшаяся часть большинства партий не уделяют должного внимания такому направлению работы как общественные приемные.
Более того, в должной мере не используется потенциал социальных сетей, как мощный коммуникационный инструмент не только решения злободневных проблем населения,но и как реальная возможность увеличения сторонников своей партии на предстоящих выборах, которые, кстати, пройдут по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам.
Очевидным является то, что именно общественные приемные (контакт Facetoface) в лице представителей тех или иных партий, решая насущные проблемы конкретных граждан, могут стать отправной точкой для принятия решения в чью пользу завтра лучше отдать свой голос. А до выборов осталось немного.
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Партии в соцсетях»
Просмотров материала: 913