"Друзья! Начало нового года – традиционное время подведения итогов прошедшего года и постановки новых задач.
Я намеренно не писал много о науке, потому что «комок» проблем, накопившихся в этой отрасли, очень сложен и многогранен, с различными точками зрения на возможные решения, которые зачастую диаметрально противоположны. Поэтому с первого дня назначения на должность министра детально прорабатывал каждую из проблем по отдельности и во взаимосвязи с другими вопросами.
Мы долго обсуждали необходимые изменения, и в настоящее время ряд НПА уже принят. В частности, пересмотрены правила финансирования науки, правила проведения ГНТЭ, положение о ННС и требования к его составу.
И теперь я хотел бы рассказать о том, какие изменения уже произошли и какие изменения ждут систему управления наукой в предстоящем году.
В целом, я вижу несколько основных направлений, требующих совершенствования:
(1) модернизация работы ННС,
(2) повышение эффективности государственного финансирования администрирования науки,
(3) повышение привлекательности науки для негосударственного финансирования, взаимодействие науки с бизнесом,
(4) кардинальное повышение качества подготовки научных кадров.
В течение нескольких дней в нескольких постах постараюсь коротко остановиться на каждом вопросе. В свою очередь, если у вас будут идеи – есть специальный телеграмм-канал.
1. Начну с национальных научных советов (ННС). По сути, это главный орган, принимающий решения по финансированию научных проектов.
Из-за существующей процедуры отбора членов ННС в научной среде регулярно возникали вопросы относительно обоснованности включения отдельных кандидатов в его состав, что негативно влияло на степень доверия к экспертизе. На этот счет было много споров.
Сейчас составы ННС обновлены.
Мы кардинально переработали процесс формирования составов ННС, повысили требования к членам ННС, и теперь, на следующем этапе, мы полностью пересмотрим составы ННС в соответствии с новыми требованиями.
Теперь главным критерием при отборе кандидатов в ННС является качество их научных публикаций, методика определения которого, во-первых, позволяет опираться на измеримые, заслуживающие доверия показатели и, во-вторых, учитывает особенности отдельных отраслей науки.
Четко сформулированы условия, при которых кандидат не может быть рекомендован в состав совета, что исключит возникновение споров еще на этапе его формирования. Регламентировано представительство различных стейкхолдеров, что обеспечит всестороннее рассмотрение проектов.
Проще говоря, мы просто берем ранжированный список ученых из международных баз данных и включаем самых сильных ученых, находящихся в верхней строчке, в составы ННС (если нет самоотвода, если они не являются руководителями организаций и т.д.).
В ННС должны быть самые сильные ученые.
В дальнейшем специализация ННС будет углублена, и, возможно, их количество возрастет, чтобы обеспечить высокое качество рассмотрения каждого проекта.
2. Прозрачность деятельности ННС.
Если раньше ННС принимали решения о финансировании тайным голосованием, то теперь введено открытое голосование с четкими критериями и выставлением баллов. Более того, будет обеспечена трансляция заседаний. Это повысит ответственность и прозрачность принимаемых решений.
3. Введен институт экономической экспертизы заявок.
Это, во-первых, позволяет проверять, насколько запрашиваемое финансирование обоснованно, во-вторых, ограничит ННС от произвольного сокращения финансирования заявок. Бывали случаи, когда для решения научной задачи ученые просили 50 млн, но ННС сокращали до 3-х млн. Далее под эти деньги менялась тема, и в итоге – деньги потрачены, а результата нет.
Также в дальнейшем будут подготовлены рамочные нормативы, на которые смогут опираться ученые при подготовке проектов. Например, в каких пределах может быть запланирована заработная плата по каждой позиции – от руководителя до лаборанта, и тд.
4. Программно-целевое финансирование будет распределяться исключительно на основе конкретных национальных научно-технических задач.
Не секрет, что зачастую в рамках программно-целевого финансирования темы формулировались широко, например, «Развитие сельского хозяйства», и на это выделялись деньги. Далее ученые уже сами предлагали свои научные исследования по принципу «кто на что горазд» с одной лишь целью – получить финансирование. В итоге вроде бы направление профинансировано, но конкретных результатов фермеры не ощущают, а если и ощущают, то их эффект едва ли превышает стоимость понесенных затрат.
Очевидно, что так работать в условиях рынка нельзя, и ни в одной развитой стране мира так не работают.
Теперь же будут четкие задачи и темы, с конкретными индикаторами желаемого результата на основе существующих и прогнозных потребностей общества и (или) рынка. Например, вместо огромной темы «Развитие сельского хозяйства» в качестве конкретной задачи будет указано создание сорта культуры, дающего определенную урожайность с определенным качеством продукции в определенных почвенных и климатических условиях. Следовательно, финансирование не будет размываться между большим количеством не связанных между собой и не влекущих практического эффекта тем, как это зачастую происходит сейчас, а будет сконцентрировано на получении конкретного, ощущаемого в реальности результата.
Ученые не будут сами по себе придумывать задачу, а будут конкурировать с другими учеными в оптимальности подходов, методов и ресурсов для решения выносимой на конкурс задачи.
Таким образом, финансирование проектов ПЦФ будет решать конкретные, актуальные для страны задачи.
5. В рамках исполнения поручения Главы государства финансирование науки на этот год практически увеличено в два раза.
И в последующие годы также планируется ежегодное кратное увеличение финансирования науки.
Более того, впервые отдельной программой выделены средства на ремонт и укрепление материально-технической базы наших научных организаций, состояние большинства из которых удручающее.
Содержание и обновление научной инфраструктуры также является важным для развития данной сферы.
6. Очень важная новость. Раньше конкурсы на научные проекты проводились раз в три года. Соответственно, если ученый не получает гранта, а следующий конкурс – только через три года, не секрет, что многие ученые, не получив финансирования, меняли профиль и уходили из науки.
К тому же за три года происходило много изменений, которые должны были быть сопровождены научно. Теперь конкурсы будут проводиться ежегодно, со сроком реализации в три года.
Уже в текущем году мы объявим внеочередные конкурсы на грантовое и программно-целевое финансирование.
7. Цифровизация. Все конкурсные процедуры, включая подачу заявок, принятие решения о финансировании, прием итоговых отчетов, будут осуществляться в единой цифровой базе. Кроме того, будет подготовлена открытая база всех проектов, профинансированных государством, с указанием цели гранта или программы, суммы финансирования, результатов, всех этапов внесения изменений в первоначальную заявку и отчеты. Таким образом мы хотим обеспечить прозрачность всех выделяемых на науку средств.
В следующих постах я напишу о мерах по повышению привлекательности науки для негосударственного финансирования, коммерциализации РННТД, развитии взаимодействия науки и бизнеса, повышении качества подготовки научных кадров, снижении бюрократизма, о требованиях к научным публикациям, научным журналам, конкурсной документации и развитии академической честности.".
Асхат Аймагамбетов, министр образования и науки РК
Сказано в facebook
Автор: Асхат Аймагамбетов -
Просмотров материала: 933