23 декабря 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Нельзя было допустить исчезновения языка наших родителей

20 декабрь 2019, 10:45
Идеи алашординцев подспудно питали деятельность общества. «Жас тұлпар» – это антиколониальная борьба, духовная деколонизация, поддержка казахского языка и культуры. Появилась целая плеяда поэтов, писателей, художников, музыкантов, которые подхватили эти идеи. Благодаря им, на выжженном поле «Алаш-Орды» зарождались идеи национального возрождения и независимости, которые вывели на площадь казахскую молодежь в декабре 1986 года.



«Жас тұлпар» и национальный дух

Начиная с середины 60-х годов прошлого столетия, многие события в культурной, литературной и политической жизни Казахстана ощутимо были связаны с мировоззрением и жизненной позицией членов движения «Жас тұлпар».

В период «формирования единого советского народа» с помощью лекций, выступлений, дискуссий, концертов его сторонники заложили основу общественного движения, которое сыграло большую роль в росте национального самосознания казахской молодежи и антиколониальной борьбы.

Эти лекции подготовили почву для проведения аналогичных мероприятий не только в Москве, но и в других городах СССР (Ленинграде, Киеве, Риге и т.д.). Потом неформальные патриотические организации появились и в Казахстане: в Алма-Ате, Кустанае, Павлодаре, Караганде, Кокчетаве, затем последовал их разгром идеологическими службами. На участников движения были навешаны ярлыки националистов.

Название «Жас тұлпар» было принято 7 ноября 1963 года на собрании московских студентов-казахов. Организаторами этой встречи стали Мурат Ауэзов, Алтай Кадыржанов и Болатхан Тайжанов.

Казалось бы, что особенного в том, что в среде студентов из Казахстана в Москве читались лекции, к примеру, о казахской культуре, этнографии, истории? Но эти лекции дали хорошие всходы. Они призывали студентов к идее национального единства. Движение без официальных документов, устава, офиса, без официальных лидеров работало в течение нескольких лет, в формате устной культуры – сказанные слова разлетались по степи и доходили до сердец, пробуждая молодых казахов отстаивать свою культуру, язык, национальные интересы.

Компетентным органам в данной ситуации трудно было найти компромат – ведь в лекциях о поэзии Махамбета, музыке Курмангазы или в пении казахских песен не было конкретных призывов антигосударственной направленности, хотя эти действия, конечно же, пробуждали национальный дух молодых казахов. Бунт отдельных сознаний приводил к радикальным переменам в сознании многих людей.

Плоды деятельности движения «Жас тұлпар» наглядны и впечатляющи. Это проведение «запрещенного вечера» поэта Махамбета, участие в антиколониальной по содержанию V конференции писателей стран Азии и Африки (Алма-Ата, сентябрь 1973 года), изучение и осмысление феномена номадизма, системная организация переводческого дела в Казахстане, участие в создании и деятельности Международного антиядерного движения «Невада-Семей», экспедиции ЮНЕСКО «Шелковый путь – путь диалога», служение идеям демократии и парламентаризма с первых лет суверенного Казахстана и многое другое.

Нельзя было допустить исчезновения языка наших родителей


Смычка жастулпаровцев и алашординцев

Хотя в то время само слово «Алаш» и имена алашординцев были под запретом, движение «Жас тұлпар» возникло как культурная перекличка с предшествующей национально-освободительной, педагогической и литературно-художественной традицией лидеров Алаш.

О малоизвестных страницах истории, о тесной и не афишированной связи жастулпаровцев с алашординцами, о которой можно было лишь догадываться, о Декабре 1986 года мы побеседовали с известным культурологом, писателем, общественным деятелем Муратом Мухтаровичем Ауэзовым, автором книг «Ипокрена» (1996), «Уйти, чтобы вернуться» (2002), «Времен связующая нить» (2017), «Ділім» (2017) и др.

– Мурат Мухтарович, когда вы впервые познакомились с творчеством деятелей «Алаш-Орды»?

– Мою маму в ссылке, в Мерке, поддерживали, спасали песни алашординцев, которые она пела, читала их стихи. Стихи Магжана Жумабаева я помню с детства. Среди детей в нашей многодетной семье, пожалуй, самый лучший казахский язык был у меня.



Этому огромное значение придавал отец мой, Мухтар Ауэзов, – он сам отвел меня в казахскую школу. Я понимал, мне было интересно, когда мать пела песни алашординцев, многое оставалось в памяти. Потом, когда учился в Москве, я ясно видел что происходило.

– Известно, что в годы учебы в Москве вы участвовали в создании движения «Жас тұлпар». Какие причины способствовали его созданию?

– Слова Хрущева, о том, что через 20 лет нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме и сложится единый советский народ, в котором неуместно многообразие языков и культур, вызывали в кругу наших друзей резкое неприятие. Мы видели, к чему это ведёт – к резкому сокращению числа казахских школ.

И тогда мы создали группу «жастулпаровцев», единодушных во мнении, что – нельзя допустить исчезновения языка наших родителей, наших предков. Это были ребята в основном русскоязычные, которые обучались в Москве.



Во время летних и зимних каникул мы стали выезжать в Джамбул, Чимкент, в целинный край. Были поражены тем, что на пять областей целинного края осталась единственная газета на казахском языке и та – слово в слово перевод газеты «Целинный край». Такие факты взращивали наш протест против имперской колониальной политики Москвы.

– Это время принято называть «оттепелью» – она помогла работе «Жас тұлпар»?

– Да, этому благоприятствовало наступление «хрущевской оттепели». Стали популярными диссидентские движения, появился целый ряд прекрасных поэтов: Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава и др.

В этой атмосфере пробуждался и наш дух – и очень здорово, что он нашел свое направление, свою звезду, обрел высокие цели в защиту национального достоинства. И как бы шло второе рождение не реабилитированных алашординцев.

– Символично, что вы, с молоком матери впитавший песни, дыхание алашординцев, донесли их идеи до казахской молодежи. Расскажите о связи жастулпаровцев с алашординцами.

– Вот моя мама присылает сто казахских пословиц (и другие ребята тоже получали подобное от родных), чтобы я знал их, имена алашординцев она называет с большим уважением, того же поэта Магжана Жумабаева, вспоминает стихи, которые ей посвятил Ахмет Байтурсынов. Людей расстрелянных, тогда еще не реабилитированных. И здесь история как бы пошла навстречу нам – если было бы не равнодушное отношение истории к нам, то и не было бы всего этого.

И когда оно есть, происходят великие случайности. Выдающийся по тем временам ученый, онколог-врач Саим Балмуханов – он был выездной, тогда мало кто мог выехать за границу.

Из поездки в Германию он привез журнал, который некогда издавал Мустафа Чокай. И там, в этом журнале мы нашли для себя многое: и имена алашординцев, и стихи не только казахов, но и узбеков, кыргызов, из всего среднеазиатского региона. Эта была мощная конкретная подпитка. С тех времен я хорошо знаю стихи Магжана Жумабаева.

– Какие стихи?

– «Ақсақ Темір сөзі»:

Көк Тәңірісі – Тәңірінің
Тұқымы жоқ, заты жоқ.
Жер Тәңірісі Темірдің
Тұқымы – түрік, заты – от!

Вот такие великолепные стихи! Конечно, по духу они были пантюркистские, но это стихи, мировоззрение Алаш-Орды. И сигнал пошел.

– Балмуханов привез журнал Чокая вам?

– Чтобы провести через границу, он сделал стельку в обуви из этого журнала. Какая отвага, какой риск! Он не стал давать журнал своим ровесникам – это было выжженное поле, там никто не произносил имен алашординцев. И он через сына передал журнал нам: тогда эта смычка произошла – наших исканий с тем, о чем говорили, о чем мечтали, чем жили алашординцы.

Поэтому далее вся работа «Жас тұлпар» была пропитана этим духом, настроем. И, конечно, мы подтягивались: мы видели, что это были люди благородные и ренессансные – «Сегіз қырлы, бір сырлы» («восьмигранный, обладающий тайной бытия»). Мы много занимались в библиотеках, семинары свои проводили. И «Жас тұлпар» обрел прочную духовную сердцевину, устойчивую основу.

Мурат Ауэзов о социальной революции

– Мурат Мухтарович, вы как-то сказали: бунт одинокого сознания при желании может вызвать духовное пробуждение многих. Наверное, социальные перемены тоже?

– Да. Почему удаются такие социальные перемены, революции? Потому что кто за это серьезно взялся – у него беспредельные возможности, если только он не лукавит, не имитирует, если не слаб от природы.

В принципе, один человек может сделать очень многое. А когда за ним идут другие, тогда уже очень многое можно сделать. Да, с хорошей отточкой достаточно 20-50 человек.



Для интеллектуальных атак – так оно и было – такая активная алматинская, жастулпаровская молодежь. Поэтому жастулпаровцы участвовали во многих общественных движениях. Когда был расстрел в Жанаозене, была наша реакция. Ядро антиядерного движения «Семей – Невада» составляли участники «Жас тұлпар».

– И, наверное, влияние всего этого и на Декабрь 1986 года?

– Декабрь 1986 года надо рассматривать в этой цепи времен. Потому что особенность «Жас тұлпар» была в том, что его активисты были по духу просветителями, которые работали с молодежью в разных вузах, училищах, в науке и т.д.

Ведь молодежь, вышедшая на площадь в декабре 1986 года, была воспитана на книгах Олжаса Сулейменова, Мухтара Магауина, Ильяса Есенберлина, Ануара Алимжанова и др. т.е. эта была молодежь – творцы своей исторической судьбы.

И с событий этой площади начинается характер движения «Семей – Невада» – нужно было избавиться от злой, гнетущей памяти об унижениях и насилии, расправы с участниками декабрьских событий.

– Непрерывная цепь времен…

– Как удивительно действует история: ничего не бывает случайного, упавшего с неба, как говорится, всё питается предшествующим опытом. Конечно, это опыт «Алаш-Орды». Чем дальше, тем больше нашими писателями извлекались архивы – ХIХ век, потом глубже – средневековая литература и т.д.

И всё это шло навстречу – это было радостное свидание с историей неодолимой мощи нашей национальной духовности. «Жас тұлпар» к этому причастен. Все эти действия вели к суверенитету и независимости нашей страны.

– Мурат Мухтарович, огромное спасибо за интервью!


…В 1978 году в своем Дневнике молодой Мурат Ауэзов писал: «Выжить – вот жесткий, ребром поставленный вопрос. Выжить этническому самосознанию, чувству национальной гордости. Сознание должно освоить всю наличную реальность как целостное сознание, должно обрести способность судить аргументированно, целеустремленно о всех фундаментальных основах и частных факторах нынешнего национального бытия.

У нас на все должны быть готовы ответы. Это не абсурд, это достижимо, если есть система мышления. В борьбе против тоталитарно-колонизаторского режима система национального мышления вызревает как средство борьбы и как ее бесспорно положительный результат». Надо признать, что казахское национальное самосознание сумело достойно проявить себя в жизнедеятельности «жастулпаровцев».

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz


Просмотров материала: 2 601

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 127 338 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 127 153 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 126 809 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 126 827 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 127 134 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 668 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 838 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 916 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 11 156 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 300 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 668 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 397 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 677 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 571 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 380 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 501 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 681 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 353 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 692 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 457 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 455 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 290 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 140 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 384 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 320 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 845 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 205 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 171 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 391 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 732 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 146 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 155 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 195 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 130 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 356 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 507 Просмотров





Опрос


«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031