В начале октября в Алматы состоялась открытие новой баночной линии одного из крупнейших пивоваренных заводов страны Carlsberg Kazakhstan. В интервью корреспонденту портала Matritca.kz, исполнительный вице-президент Carlsberg Group по региону Восточная Европа, президент российской пивоваренной компании «Балтика» Ларс Леманн рассказал об этом событии, а также о продолжении реализации проектов в разных странах мира в рамках стратегии устойчивого развития Carlsberg Group «4 НОЛЯ: вместе для будущего», которая является ответом на глобальные вызовы современности.
- С чем связан ваш приезд в Казахстан?
- Я не так давно вступил в должность, и приехал в Казахстан, чтобы познакомиться с локальным бизнесом Carlsberg Group, увидеть своими глазами наш казахстанский завод. Кроме того, я приехал, чтобы принять участие в запуске новой линии розлива в алюминиевую банку на заводе Carlsberg Kazakhstan. Это знаковый, масштабный проект для нашего бизнеса в Казахстане. Решение о довольно серьезных инвестициях в него, которые составили порядка 2 млрд. тенге, было принято нами после серьезного анализа тенденций развития локального рынка пива.
Мы видим, что именно баночный формат упаковки растет в Казахстане уже на протяжении последних шести лет, и сегодня банка занимает уже более 50% на казахстанском рынке фасованного пива (согласно экспертной оценке специалистов Сarlsberg Kazakhstan). Для Казахстана большой плюс этого проекта в том, что Сarlsberg Kazakhstan будет производить больше отечественной продукции, сократив импорт по отдельным брендам, которые раньше завозились из России.
Помимо уже функционирующей в промышленном режиме новой линии розлива, в ближайшие месяцы на заводе Carlsberg Kazakhstan в г. Алматы будут дополнительно установлены 4 цилиндро-конических танка (ЦКТ) для брожения пива. В результате проведенной модернизации производственная мощность нашего казахстанского завода вырастет на 17%, будут созданы новые рабочие места.
- Какова доля вашей компании на рынке Казахстана? Какие тенденции доминируют в области пивоварения в странах Восточной Европы?
- Если говорить в целом о казахстанском пивоваренном рынке, то на протяжении нескольких последних лет он растет. В 2018 году рынок пива вырос в Казахстане на 5%, тогда как в 2019 рост рынка ожидается в 4%. Основной вклад (более 70%) в рост категории вносит наша компания (согласно экспертной оценке специалистов Сarlsberg Kazakhstan). На протяжении последних лет Сarlsberg Kazakhstan стабильно наращивает объемы и долю, сокращая разрыв с основным конкурентом. Сейчас наша компания уже является №1 на рынке в трех городах-миллионниках Казахстана (Алматы, Нур-Султан, Шымкент).
Наша доля рынка выросла с 2015 года на 8,2% и составляет по накопительным данным на конец июля 2019 года 41,4%. По результатам первой половины 2019 года Сarlsberg Kazakhstan уверенно закрепился на втором месте в сегменте разливного пива, и сохранил за собой третье место на рынке энергетических напитков (согласно экспертной оценке специалистов Сarlsberg Kazakhstan, по энергетическим напиткам - данные розничного аудита Nielsen).
Что касается тенденций в области пивоварения на рынках стран Восточной Европы - они разные, как и размер рынков, и рыночные позиции Carlsberg Group на каждом из них. Вообще к региону Восточной Европы во внутренней структуре Carlsberg Group относятся такие рынки, как Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан. Общий для стран Восточной Европы сегодня – рост интереса к крафтовому пиву. Сейчас этот тренд пришел и в Казахстан.
- С какими сложностями ваша компания встречается на рынке Казахстана и Восточной Европы?
- Основная сложность для нас на рынках стран Восточной Европы, где присутствуют заводы Carlsberg- это реализующийся здесь довольно жесткий сценарий госрегулирования отрасли по производству и обороту алкоголя. Здесь наши страны двигаются в одном направлении- и в Казахстане, и в России, в других странах СНГ и Таможенного Союза мы наблюдаем поэтапное ужесточение государственного регулирования алкогольного рынка, и рынка пива в том числе. Это касается и вопросов лицензирования, и необходимости установки контрольных приборов учета на производствах, и запрета рекламы пива. Хотя общемировая практика в отношении пива несколько иная. Все-таки пиво относится к слабоалкогольным напиткам, и его регулирование во многих странах мира менее жесткое, и идет дистанцированно от крепкого алкоголя.
В последние несколько месяцев мы наблюдаем, как на уровне Евразийского экономического союза активизировалась дискуссия вокруг необходимости введения маркировки для потребительских товаров, в целях обеспечения прослеживаемости каждой единицы товара на всех этапах его жизненного цикла – начиная с момента производства, и заканчивая фактом продажи его в торговой точке.
На наш взгляд, использование маркировки для пивоваренной продукции является избыточной нагрузкой на производителей. Наша отрасль уже имеет достаточное количество механизмов регулирования и контроля, % собираемости акцизов и других обязательных платежей в госбюджет находится на очень высоком уровне, а количество контрафактной продукции близко к нулю.
- Какие меры вы предпринимаете для преодоления этих сложностей?
- Мы очень активно работаем в области взаимодействия с госорганами в законодательном поле - как напрямую в качестве экспертов в различных советах и рабочих группах, так и через отраслевые Союзы пивоваров. Наша цель - отстаивать право нашей отрасли на ведение бизнеса в соответствии с принципами честной конкуренции и рыночного саморегулирования.
Я рад поделиться здесь хорошей новостью, которая демонстрирует, насколько важны для нас, пивоваров, интеграционные процессы внутри отрасли не только в рамках отдельных стран. Буквально в конце сентября текущего года при Комитете Делового совета ЕАЭС по продовольственному рынку была создана отдельная Рабочая группа по пиву. Инициаторами ее создания выступили Ассоциации пивоваров Беларуси, Казахстана и России.
В числе основных вопросов повестки Рабочей группы- адаптация национальных законодательств к требованиям Технического регламента ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции», создание оптимальной системы прослеживаемости оборота пивоваренной продукции и, к примеру, унификация требований к обороту пивоваренной продукции. Другим важным событием для отрасли стало создание Евразийского пивоваренного альянса. Соответствующее решение принято руководителями пивоваренных ассоциаций стран-участниц Евразийского экономического союза: Союза российских пивоваров, Гильдии пивоваров Республики Беларусь, Союза пивоваров Республики Казахстан и Ассоциации пивопроизводителей Республики Кыргызстан.
- Растет или падает спрос на пиво в странах Восточнй Европы? Как вы оцените ситуацию в регионе, за который вы отвечаете?
- Довольно сложно предоставить какое-то обобщенное видение по всем странам региона, потому что от страны к стране ситуация отличается. Чтобы вы понимали, cложно сопоставлять рынок России, где общая емкость рынка порядка 83 млн. гектолитров, потребление алкоголя на душу населения- 54 литра, с рынком Казахстана, где в 2018 году объем рынка пива составил порядка 5, 7 млн. гектолитров при годовом потреблении на душу населения около 31,5 литров. В последние несколько лет мы наблюдали падение рынка пива в России, что мы связываем, в том числе, с ужесточившимся государственным регулированием пивоваренной отрасли.
В Казахстане рынок пива, напротив, последние годы растет. Этому в числе прочих факторов способствует весьма поступательное регулирование отрасли со стороны государства. Например, рост акцизов происходит в Казахстане сейчас поэтапно, в рамках планируемого на три года проекта государственного бюджета, что позволяет производителям заранее прогнозировать свои расходы в среднесрочном периоде.
- Как влияет на ваш бизнес местная специфика, такие как традиции, культура, менталитет?
- Продукция нашей компании присутствует на 150 рынках мира. И безусловно, вы не сможете вести успешно свой бизнес на каждом из этих рынков как международная компания, без учета локальных особенностей, страновой специфики конкретных рынков. Допустим, в Казахстане потребители предпочитают легкопиткое пиво, с умеренной горчинкой и пониженным содержанием алкоголя.
В Индии напротив, хорошо продается крепкое пиво. В Азербайджане в целом очень низкий уровень потребления (порядка 5 л. на душу населения), и очень высокие колебания объемов продаж в зависимости от сезона, т.е. основная часть пива продается тут в три летних месяца. И вся более чем 170-летняя история Carlsberg Group от семейной пивоварни до четвертой международной пивоваренной компании в мире - это нахождение баланса между глобальными стратегическими целями компании и локальными стратегиями достижения успеха на конкретных рынках.
- До конца этого года осталось всего 3 месяца и, наверное, можно уже сейчас подводить итоги 2019 года. В этой связи такой вопрос: каковы итоги 2019 года?
- В августе 2019 были раскрыты финансовые результаты работы Carlsberg Group за первое полугодие 2019. Группа показала отличные результаты: рост чистой выручки, увеличение общих объемов и операционной прибыли. Благодаря показателям первого полугодия и стабильному началу третьего квартала было решено скорректировать наш прогноз по прибыли по итогам 2019 года в сторону увеличения.
Мы добились хороших результатов по многим направлениям нашей глобальной бизнес-стратегии. Например, в категории Крафты и специалитеты мы видим уверенный рост объёмов продаж категории (+17%) и международных брендов. Безалкогольные бренды показывают рост на 16% с высокими показателями в России, Польше, экспортных и лицензионных рынках, а также в скандинавских странах. Положительные отзывы о результатах первого полугодия сказались и на настроении акционеров, и на цене акций Carlsberg Group, которая в августе достигла рекордной отметки более 1000 датских крон. Это большое достижение всей команды Carlsberg Group, которое, мы надеемся, послужит хорошей основой для дальнейшего успеха нашей бизнес-стратегии ПАРУСА'22.
- Каковы ваши прогнозы и ожидания на 2020-ый год?
- Прежде всего, мы продолжим реализацию основных бизнес-инициатив в рамках нашей глобальной стратегии развития ПАРУСА'22. Кроме того, мы будем продолжать реализацию проектов в разных странах мира в рамках стратегии устойчивого развития Carlsberg Group «4 НОЛЯ: вместе для будущего», которая является ответом на глобальные вызовы современности и включает четыре стратегические цели, стоящие перед всеми предприятиями Carlsberg Group: НОЛЬ углеродного следа, НОЛЬ потери воды, НОЛЬ безответственного потребления и НОЛЬ несчастных случаев наша компания достигла значительного прогресса.
В сентябре текущего года мы объявили об успешном завершении проекта по сокращению расхода воды вдвое на нашей пивоварне в городе Фредерисия, Дания. Здесь была установлена ультрасовременная система рециркуляции воды, которая позволит повторно использовать 90% всей технической воды и вдвое сократить ее расход на этом заводе. В целом, Carlsberg Group намеревается снизить расход воды на своих производствах с 3,4 гл воды на гл готовой пивоваренной продукции в 2015 году до 1,7 гл воды на гл пива к 2030 году.
- Благодарим за беседу!
Просмотров материала: 2 152